Консультация для родителей " Сказкотерапия в жизни дошкольников"
консультация на тему

Бондаренко Светлана Викторовна

Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

 

Сказкотерапия нацелена на то, чтобы ребёнок мог регулировать собственные эмоции, а наша задача помочь ему в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.

Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути. Хотя это очень трудно и для этого прежде всего нужно научиться любить самого себя. Надо осознать своё несовершенство и принять его, позволив себе не быть Богом, а развиваться в течение всей жизни. И не загонять в глубь себя свои чувства, а осознавать и выражать их — и это ещё одна нелёгкая задача. А уж научиться управлять своим гневом и страхом — это крайне тяжело. Ведь нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Увидеть в любом, даже не очень хорошем человеке его светлые качества, а они есть в каждом. Стремиться, не только получать что - то от людей, но и отдавать им хоть капельку самого себя, своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим теплом самых близких людей — маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр.

Дети дошкольного возраста сосредоточены только на своих желаниях и оценках, считая, что только их мнение и отношение является единственно возможным и центральным, они просто склонны к конфликтам, стремятся командовать, манипулировать сверстниками. Некоторые очень обидчивы, замкнуты, скрывают свои переживания, (уходят в себя, предпочитают не участвовать в играх; но ведь общение и взаимодействие невозможно без учёта желаний партнёра, без понимания общего смысла его поступков, действий, высказываний.

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты.

Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.

Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится оказать помощь попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять враждебность и агрессивность. Как сказал В. А. Сухомлинский «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».

Сказка или сказочное путешествие служит огромной приманкой для детей, это тот «десерт», которого они ждут всегда, но главное, что именно в такие моменты и удобно строить нужную сказочную упаковку, когда нам, взрослым, надо либо научить чему-то важному, либо помочь ребёнку от чего-то избавиться, либо приобрести новый опыт. Ведь, чем больше моделей поведения проиграют дети, тем легче им будет общаться с миром.

Очень мягкому, застенчивому ребёнку неплохо иногда проявить агрессию. Слишком ранимому - научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Ведь не бывает плохих эмоций, они изначально заложены в нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, радость, жадность и т. д. Если малыш старается стать щедрым, добрым потому, что так надо, так только правильно, к тому только призывают взрослые, - он просто не испытывает радости, он чувствует обязанность быть добрым, щедрым и уже боится проявить жадность или злость, потому что это плохо. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, вот тогда он легко расстанется с этими чувствами и возьмет ответственность за свои состояния. Все занятия я насыщаю играми, упражнениями, которые помогают ребятам преодолеть барьеры в общении, которые помогают легче адаптироваться в группе среди сверстников. Здесь мы учимся сопереживать, сочувствовать, преодолевать трудности на сказочных дорожках. Важно взрослым помнить правила: не вписывать в сценарий детей, а использовать детские находки и решения.

В основе данного инновационного подхода лежит моделирование педагогического процесса на основе базовых программ обучения и воспитания дошкольников с использованием разнообразных средств и форм сказкотерапии с целью психологического обеспечения развития и воспитания эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка, гармонизации развития его личности, через развитие способностей самовыражения и самосознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Роль книги в жизни дошкольника".

Дошкольное детство играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, и мир в целом. В дошкольном детстве необходимо как можно больше внима...

Консультация:"Роль игры в жизни дошкольника"

Игра ведущая деятельность дошкольника....

Консультация "Формирование здорового образа жизни дошкольника"

Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. Это обязанность и родителей и дошкольного учреждения, где пребывает р...

Консультация «Формирование здорового образа жизни дошкольников»

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Ре...

Консультация "Пальчиковый театр в жизни дошкольника"

Консультация "Пальчиковый театр в жизни дошкольника"...

Консультация «Значение игры в жизни дошкольника»

Значение различных видов игр в жизни дошкольника. Ведь игра – это своеобразный,  свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. В игре вырабатываются навыки и привы...