ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_kruzhok_yunye_volshebniki_docx.docx | 79.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято | Утверждаю | |
на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №23» Протокол № _ «____»________________ 20____ г. | Заведующий МБДОУ «Детский сад №23» __________________Н.П. Хивинцева «____»________________ 20____ г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
«ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»
для детей 5 - 6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: Миронова Дарья Александровна воспитатель |
г. Бугуруслан - 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1.1. | Основная идея Программы | 4 |
1.1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.1.4. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 6 |
1.1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
1.1.6. | Формы подведения итогов | 7 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 7 |
2.1. | Описание образовательной деятельности | 7 |
2.1.1. | Проектирование образовательной работы по программе | 8 |
2.1.2. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 14 |
2.1.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 15 |
2.1.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 18 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 19 |
3.1.1. | Кадровое обеспечение образовательной программы | 19 |
3.1.2. | Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 19 |
3.1.3. | Научно-методическое обеспечение образовательной программы | 21 |
3.1.4. | Время и сроки реализации образовательной программы | 21 |
3.1.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 21 |
IV. | Дополнительный раздел | 22 |
V. | Литература | 23 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества. Еще одна из главных задач это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению .
- Основная идея Программы
Основная идея Программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между воспитателем и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Работа по программе придерживается общедидактических и частно-
методических принципов и методов обучения, предусмотренных
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее ФГОС ДО):
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и
приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по
данной программе;
- наглядность в обучении - принцип наглядности осуществляется при
помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков,
натуры;
- доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных
особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к
сложному);
- принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого
знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных
потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия
индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск
разрешения проблемных ситуаций;
- принцип сознательности и активности - обучение, опирается на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям;
- принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на
развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение
кругозора.
В программе учитываются следующие подходы:
1. Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной
системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
2. Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит
активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
3. Системный подход это организация образовательного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
4. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи
воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом
детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого
ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В возрасте 5-6 лет в ребенке происходит развитие природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Формируются сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца
1.1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы
1. Проявляет желание и умение самостоятельно творить, переживая радость
творчества.
2. У детей развиты мелкая моторика рук, творческое воображение,
композиционные умения цветовосприятия и зрительно-двигательной
координации.
3.Научатся выполнять аппликации из различных материалов.
4.Научатся составлять композицию, декоративно оформлять изделие, контролировать качество изделия, вырезать по контуру предметы разной формы.
5. Сформированы практические навыки работы с бросовым материалом.
1.1.6. Формы подведения итогов реализации программы
Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах работы, заполнение Карты наблюдения.
Организация выставок детских творческих продуктов, презентации детских работ родителям, педагогам. Составление альбома лучших работ.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение мастерить различные подделки.
- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности; желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
- Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (нетрадиционных техники рисования, иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи и др.) как основе развития творчества.
- Формировать умение детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, пластилином, ластиком, крупой и другими материалами, проводя линии и штрихи в одном направлении (сверху вниз или слева направо);
- Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.
- Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально - чувственной сферы, художественно - образного мышления, реализации их творческих возможностей.
- Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании, лепки: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
- Помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.
- Продолжать учить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой- то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.
2.1.1. Проектирование образовательной работы по программе
Старшая группа (5-6 лет)
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | Кол-во часов |
Сентябрь | ||||
1 | «Букет к 1 сентября» (аппликация) | Продолжить учить детей технике скручивания и растягивания бумаги. Умение работать в коллективе. | Гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, ножницы, кисточка. | 1 ч. |
2 | «Ваза из пластилина» (лепка) | Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «Черепашка» (Аппликация из крупы.) | Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. | Картон, ножницы, клей ПВА, кисточки, карандаш, пластилин разных цветов. | 1 ч. |
4 | «Гроздь винограда» (Аппликация из смятых салфеток) | Продолжать знакомить детей с видом аппликации из смятых салфеток. Учить детей скатывать бумажные шарики одинаковой величины, аккуратно наклеивать их на форму, создавать композицию. | Салфетки, клей , ножницы, кисточки. | 1 ч. |
Октябрь | ||||
1 | «Ежик» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из каштана, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина. | Шишки, желуди, пластилин, веточки | 1 ч. |
2 | «Подсолнух» | Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Картон, клей ПВА, кисточка, крупа (гречка, пшено) Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «Кошечка»
Манной крупой, акварельными красками) | Учить детей рисованию разными материалами ( манной крупой).Использовать трафареты и шаблоны для более выразительного изображения кошечки. | Манная крупа, акварельные краски, кисточка. | 1 ч. |
4 | «Букет из осенних листьев» | Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. | Высушенные лисья, клей ПВА, ножницы, кисточка, картон. | 1 ч. |
Ноябрь | ||||
1 | «Золотая рыбка» (Бумаготворчество. Аппликация на DVD диске из конфетти) | Учить выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Учить выполнять аппликацию на нетрадиционном материале – DVD диске. Развивать замысел, воображение, творчество. | Бумаготворчество. Аппликация на DVD диске из конфетти | 1 ч. |
2 | «Грибочек» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из желудя., проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина. | Желуди, пластилин, стейк, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | "Декоративная ветка" | Учить детей технике изготовления жгута из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага разных цветов, ножницы, клей ПВА, картон, кисточка. | 1 ч. |
4 | «Зимние деревья» (Бумаготворчество. Обрывная аппликация) | Учить детей создавать композиции из мелких кусочков бумаги, полученных путем отрывания кусочка от большого листа бумаги. Развивать творчество. | Бумага, ножницы, клей. кисточка | 1 ч. |
Декабрь | ||||
1 | «Елочка» | Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
2 | «Новогодняя открытка» | Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Поздравить сотрудников д/сада с наступающим праздником. | Шаблоны для аппликации, ножницы, клей. | 1 ч. |
3 | «Мышка» | Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Нитки, клей, ножницы, бумага. | 1 ч. |
4 | «Морозный узор на окне» (Рисование. Фотокопия) | Учить детей рисовать разными материалами: (восковые мелки, акврель) Помочь детям усвоить навык проведения линий в произвольном и заданном направлении. | Бумага, краски, ножницы, клей, кисточки, фотобумага . | 1 ч. |
Январь | ||||
1 | «Дед Мороз» | Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
2 | «Лыжник» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать Спортсмена-лыжника из елочной шишки, желудей. Проявлять фантазию, смекалку, вылеплять из пластилина мелкие детали изделия. | Желуди, пластилин, стейк, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «Деревья в снегу» | Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой. | Вата, бумага, клей, кисточка | 1 ч. |
Февраль | ||||
1 | «Валентинки» | Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. | Салфетки (разноцветные), ножницы, клей. | 1 ч. |
2 | «Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества.» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | Салфетки, картон , клей, ножницы | 1 ч. |
3 | «Снеговик» | Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить лепить снеговика из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; плотно соединять детали между собой, обмакивая фигуру в воду. | Солёное тесто, стейк, дощечка. | 1 ч. |
4 | «Праздничная звезда» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | Салфетки, ножныцы, клей | 1 ч. |
Март | ||||
1 | «Поздравительный плакат к 8 марта» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию. | Бумага, клей, кисточка, конфинити, салфетки картон | 1 ч. 1 ч. |
2 | «Открытка к 8 марта» | Объемная аппликация. Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветок, аккуратно не примяв лепесточки. Для серединки - скатать комочки из салфеток. | Бумага, клей, ножницы, салфетки. | 1 ч. |
3 | «Дельфин» ( 2 занятия) | 3. Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Нитки, ножницы, клей , кисточка. | 1 ч. |
Апрель | ||||
1 | «Клоун-цветочек» | Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. | Бумага, клей, кисточка, конфинити, картон | 1 ч. |
2 | «Пасхальное яйцо» | Лепка из соленого теста. Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка. | Солёное тесто, стейк, салфетки, украшения | 1 ч. |
3 | «Рыбка» | Аппликация из ткани. Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, 1 ч.вклеивая между ними детали из цветных лент. | Нитки, ножницы, клей, картон | 1 ч. |
4 | «Ромашка» | Поделка из папье-маше. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (крышка.) | Вода, бумага, клей , кисточка, ножницы | 1 ч. |
Май | ||||
1 | «Звери» | Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным | Ножницы, бумага, клей , карандаши, цветная бумага. | 1 ч. |
2 | Цветы в корзине ( Диск DVD + пластилин) | Учить выполнять различные цветы в технике пластилинография. Закреплять умения детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «9 мая» | Аппликация из салфеток. Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы. | Цветная бумага, клей, ножницы ,, кисточка, салфетки | 1 ч. |
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенности осуществления образовательного процесса в рамках реализации программы:
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.
2. Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – это детские виды деятельности:
- изобразительная (нетрадиционная техника рисования);
-продуктивная (аппликация из природного материала);
- плантография;
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений);
- двигательная (овладение основными движениями, активность ребенка).
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, коллекционирование, мастерская и другие.
6. Мотивы образования - интересы детей к этим видам деятельности.
7. Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
8. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программу с учетом потребностей и интересов детей.
Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности:
- использование разных форм общения (монолога, диалога) с учетом личностных особенностей детей и требований к межгрупповому взаимодействию;
- использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Планирование результативности образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Культурные практики:
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно фронтальный характер.
В группе общеразвивающей направленности для 5-6лет в рамках реализации программы «Юные волшебники» реализуются культурные практики свободы. Реализация данной практики осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, через проведение творческих занятий по продуктивной деятельности, направленных на развитие творческих способностей и познавательного интереса ребенка.
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Для детей целесообразно обозначать такие занятия, как работа в «Художественной мастерской», в которую на время превращается групповое помещение – в пространстве, организованном особым образом, в котором целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.
Добровольное включение деятельность со взрослым (по принципу «Я тоже хочу делать это») помимо подбора интересных содержаний предполагает ряд существенных условий:
1) организацию общего рабочего пространства;
2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;
3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
В зависимости от темы занятий организуется общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих мест) – его можно устроить, сдвинув обычные столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей и располагается рядом с ними.
Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый ребенок может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.
Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими инструментами.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня получилось красиво!», «Я поняла, как это сделать!»).
Начиная занятие, педагог не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.
Педагог включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает и у остальных участников это стремление. Он также обсуждает замыслы детей, анализирует вместе с ними образцы. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия и не препятствуя обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание занятий инициируется самими детьми;
- уважительное и внимательное отношение педагога к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в соответствии с ними;
- выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением игры.
Таким образом, можно перейти к решению задач дифференцированного обучения, где учитываются:
- индивидуальный темп развития;
- интересы;
- индивидуальные особенности;
- образовательный профиль ребенка.
Дифференцированное обучение влияет на образовательную деятельность на трех уровнях: содержание, процесс, среда (в том числе предметно-развивающая среда). На всех этих уровнях ключевым словом является «разнообразие».
Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора способов работы (индивидуально или в малых группах, или со всеми детьми одновременно), способов выражения, содержания деятельности и.т.д.
Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом должны:
- соответствовать поставленным образовательным целям;
- реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;
- защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов.
Дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и воспитывается только частой практикой.
Форма | Способы | Методы | Средства |
- подгрупповая; - групповая; - индивидуальная; - коллективная работа. | - показ действий; - обследование предметов; - подражательные упражнения; - дидактические игры; - организация выставки детских работ. | - метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий); - словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); - практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); - эвристический (развитие находчивости и активности); - частично-поисковый; - проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); - метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; - мотивационный (поощрение). | - Учебно-наглядные пособия; - сюжетные картинки; - музыкальные произведения; - таблицы; - схемы; - образцы; - оборудование: краска, бумага, ножницы, клей, карандаши, крупа, соль, опилка, пластилин, природный материал и др; - материалы: таблицы, рисунки. |
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации Программы является создание содружества «семья – дети – педагоги».
Основная цель – сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
4) от установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу изобразительной деятельности вырабатывается у ребенка.
ФГОС ДО предусматривает работу с родителями в разных формах, направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по продуктивной деятельности детей может организовываться по двум направлениям:
- повышение педагогической культуры родителей;
- совместная работа по обмену опытом.
Формы работы с родителями
1.Знакомство родителей с планом реализации программы «Юные волшебники».
2. Консультация «Как воспитать творческую личность».
4.Совместная прогулка по осеннему парку, сбор листьев.
3. Буклеты: «Совместная творческая деятельность родителей и детей»; 5. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционное техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
6. Мастер-класс «Мир фантазий».
7. Семинар - практикум «Творите своими руками». 8. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для творчества детей.
9. Выставка детских работ «Волшебство».
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.
3.1.2. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Для занятий по программе отведено специально оборудованное помещение, хорошо освещенное. Стулья и столы регулируются по высоте в соответствии с возрастом. Для демонстрации учебных роликов и наглядного материала помещение оборудовано компьютером, магнитным мольбертом. Для распечатки материала для занятия имеется принтер.
Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:
- бумага разного цвета, фактуры и формы;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- краски (гуашь и акварель);
- кисти тонкие и толстые;
- картон (цветной, белый);
- различные по толщине нитки и веревочки;
- Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая); - шишки; - желуди - ракушки; - листья; - ветки; - дощечки; - леска; - проволока; - пуговицы; - бисер; - скотч; - вата; - нитки; -клей; - пластилин; - ножницы; - пенопласт; - соль; - опилка; - Скорлупа яиц - Перья - Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания. - Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Демонстрационный материал: - Наглядные пособия; - Иллюстрации; - Фотографии; - Образцы работ; - Художественная литература; - Технические средства: - Ноотбук; - Магнитофон.
3.1.3. Научно-методическое обеспечение образовательной программы
1. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001
3. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, К-2010
6. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». Г.Н. Давыдова. «Издательство Скрипторий 2003.» Москва 2008
7. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. - М.: ТД«Мир книги», 2006
8. Рисование веревочкой: - Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 96 с.
9. Рисунок и живопись. Полный курс: Хейзл Гаррис - Санкт - Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.
3.1.4. Время и сроки реализации образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования «Юный волшебник» рассчитана на один год работы с детьми старшей группы (5-6 лет). В средней группе – 34 учебных недель.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 25 минут. Общая нагрузка по программе - 800 минут.
По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
3.1.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе детского сада создан центр художественно-эстетический деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей.
Материалы центра, связанные с развитием продуктивной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов из бросового и природного материала.
В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.
Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей.
IV. Дополнительный раздел
Программа «Юные волшебники» обеспечивает развитие творческих способностей детей старшей группы (5-6 лет) в продуктивной деятельности.
Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание Программы, описание форм работы с детьми.
Организационный раздел включает время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.
V. Литература
1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами»//Педагогическое общество России, М: 2002г.; 2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.; 3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.; 5. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.; 6. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»; 7. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»). 8. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»). 10. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г. 11. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», Москва 2006г.
12. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2007г. 13. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Санкт- Петербург 2009г. 14. И.Агапова, М. Давыдова «Мягкая игрушка своими руками», Москва 2003г. 15. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», Москва 2006г.
16. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2007г.
17. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала»,Санкт- Петербург 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет
Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"
В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи...
Кружок по развитию творческих способностей "Мы-волшебники" для старшей группы детского сада
Целью кружка "Мы - волшебники" является развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материал...