ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято | Утверждаю | |
на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №23» Протокол № _ «____»________________ 20____ г. | Заведующий МБДОУ «Детский сад №23» __________________Н.П. Хивинцева «____»________________ 20____ г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
«ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»
для детей 5 - 6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: Миронова Дарья Александровна воспитатель |
г. Бугуруслан - 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1.1. | Основная идея Программы | 4 |
1.1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.1.4. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 6 |
1.1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
1.1.6. | Формы подведения итогов | 7 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 7 |
2.1. | Описание образовательной деятельности | 7 |
2.1.1. | Проектирование образовательной работы по программе | 8 |
2.1.2. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 14 |
2.1.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 15 |
2.1.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 18 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 19 |
3.1.1. | Кадровое обеспечение образовательной программы | 19 |
3.1.2. | Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 19 |
3.1.3. | Научно-методическое обеспечение образовательной программы | 21 |
3.1.4. | Время и сроки реализации образовательной программы | 21 |
3.1.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 21 |
IV. | Дополнительный раздел | 22 |
V. | Литература | 23 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества. Еще одна из главных задач это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению .
- Основная идея Программы
Основная идея Программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между воспитателем и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Работа по программе придерживается общедидактических и частно-
методических принципов и методов обучения, предусмотренных
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее ФГОС ДО):
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и
приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по
данной программе;
- наглядность в обучении - принцип наглядности осуществляется при
помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков,
натуры;
- доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных
особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к
сложному);
- принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого
знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных
потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия
индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск
разрешения проблемных ситуаций;
- принцип сознательности и активности - обучение, опирается на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям;
- принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на
развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение
кругозора.
В программе учитываются следующие подходы:
1. Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной
системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
2. Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит
активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
3. Системный подход это организация образовательного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
4. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи
воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом
детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого
ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В возрасте 5-6 лет в ребенке происходит развитие природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Формируются сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца
1.1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы
1. Проявляет желание и умение самостоятельно творить, переживая радость
творчества.
2. У детей развиты мелкая моторика рук, творческое воображение,
композиционные умения цветовосприятия и зрительно-двигательной
координации.
3.Научатся выполнять аппликации из различных материалов.
4.Научатся составлять композицию, декоративно оформлять изделие, контролировать качество изделия, вырезать по контуру предметы разной формы.
5. Сформированы практические навыки работы с бросовым материалом.
1.1.6. Формы подведения итогов реализации программы
Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах работы, заполнение Карты наблюдения.
Организация выставок детских творческих продуктов, презентации детских работ родителям, педагогам. Составление альбома лучших работ.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение мастерить различные подделки.
- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности; желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
- Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (нетрадиционных техники рисования, иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи и др.) как основе развития творчества.
- Формировать умение детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, пластилином, ластиком, крупой и другими материалами, проводя линии и штрихи в одном направлении (сверху вниз или слева направо);
- Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.
- Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально - чувственной сферы, художественно - образного мышления, реализации их творческих возможностей.
- Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании, лепки: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
- Помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.
- Продолжать учить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой- то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.
2.1.1. Проектирование образовательной работы по программе
Старшая группа (5-6 лет)
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | Кол-во часов |
Сентябрь | ||||
1 | «Букет к 1 сентября» (аппликация) | Продолжить учить детей технике скручивания и растягивания бумаги. Умение работать в коллективе. | Гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, ножницы, кисточка. | 1 ч. |
2 | «Ваза из пластилина» (лепка) | Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «Черепашка» (Аппликация из крупы.) | Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. | Картон, ножницы, клей ПВА, кисточки, карандаш, пластилин разных цветов. | 1 ч. |
4 | «Гроздь винограда» (Аппликация из смятых салфеток) | Продолжать знакомить детей с видом аппликации из смятых салфеток. Учить детей скатывать бумажные шарики одинаковой величины, аккуратно наклеивать их на форму, создавать композицию. | Салфетки, клей , ножницы, кисточки. | 1 ч. |
Октябрь | ||||
1 | «Ежик» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из каштана, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина. | Шишки, желуди, пластилин, веточки | 1 ч. |
2 | «Подсолнух» | Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Картон, клей ПВА, кисточка, крупа (гречка, пшено) Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «Кошечка»
Манной крупой, акварельными красками) | Учить детей рисованию разными материалами ( манной крупой).Использовать трафареты и шаблоны для более выразительного изображения кошечки. | Манная крупа, акварельные краски, кисточка. | 1 ч. |
4 | «Букет из осенних листьев» | Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. | Высушенные лисья, клей ПВА, ножницы, кисточка, картон. | 1 ч. |
Ноябрь | ||||
1 | «Золотая рыбка» (Бумаготворчество. Аппликация на DVD диске из конфетти) | Учить выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Учить выполнять аппликацию на нетрадиционном материале – DVD диске. Развивать замысел, воображение, творчество. | Бумаготворчество. Аппликация на DVD диске из конфетти | 1 ч. |
2 | «Грибочек» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из желудя., проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина. | Желуди, пластилин, стейк, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | "Декоративная ветка" | Учить детей технике изготовления жгута из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага разных цветов, ножницы, клей ПВА, картон, кисточка. | 1 ч. |
4 | «Зимние деревья» (Бумаготворчество. Обрывная аппликация) | Учить детей создавать композиции из мелких кусочков бумаги, полученных путем отрывания кусочка от большого листа бумаги. Развивать творчество. | Бумага, ножницы, клей. кисточка | 1 ч. |
Декабрь | ||||
1 | «Елочка» | Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
2 | «Новогодняя открытка» | Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Поздравить сотрудников д/сада с наступающим праздником. | Шаблоны для аппликации, ножницы, клей. | 1 ч. |
3 | «Мышка» | Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Нитки, клей, ножницы, бумага. | 1 ч. |
4 | «Морозный узор на окне» (Рисование. Фотокопия) | Учить детей рисовать разными материалами: (восковые мелки, акврель) Помочь детям усвоить навык проведения линий в произвольном и заданном направлении. | Бумага, краски, ножницы, клей, кисточки, фотобумага . | 1 ч. |
Январь | ||||
1 | «Дед Мороз» | Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
2 | «Лыжник» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать Спортсмена-лыжника из елочной шишки, желудей. Проявлять фантазию, смекалку, вылеплять из пластилина мелкие детали изделия. | Желуди, пластилин, стейк, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «Деревья в снегу» | Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой. | Вата, бумага, клей, кисточка | 1 ч. |
Февраль | ||||
1 | «Валентинки» | Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. | Салфетки (разноцветные), ножницы, клей. | 1 ч. |
2 | «Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества.» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | Салфетки, картон , клей, ножницы | 1 ч. |
3 | «Снеговик» | Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить лепить снеговика из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; плотно соединять детали между собой, обмакивая фигуру в воду. | Солёное тесто, стейк, дощечка. | 1 ч. |
4 | «Праздничная звезда» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | Салфетки, ножныцы, клей | 1 ч. |
Март | ||||
1 | «Поздравительный плакат к 8 марта» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию. | Бумага, клей, кисточка, конфинити, салфетки картон | 1 ч. 1 ч. |
2 | «Открытка к 8 марта» | Объемная аппликация. Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветок, аккуратно не примяв лепесточки. Для серединки - скатать комочки из салфеток. | Бумага, клей, ножницы, салфетки. | 1 ч. |
3 | «Дельфин» ( 2 занятия) | 3. Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Нитки, ножницы, клей , кисточка. | 1 ч. |
Апрель | ||||
1 | «Клоун-цветочек» | Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. | Бумага, клей, кисточка, конфинити, картон | 1 ч. |
2 | «Пасхальное яйцо» | Лепка из соленого теста. Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка. | Солёное тесто, стейк, салфетки, украшения | 1 ч. |
3 | «Рыбка» | Аппликация из ткани. Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, 1 ч.вклеивая между ними детали из цветных лент. | Нитки, ножницы, клей, картон | 1 ч. |
4 | «Ромашка» | Поделка из папье-маше. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (крышка.) | Вода, бумага, клей , кисточка, ножницы | 1 ч. |
Май | ||||
1 | «Звери» | Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным | Ножницы, бумага, клей , карандаши, цветная бумага. | 1 ч. |
2 | Цветы в корзине ( Диск DVD + пластилин) | Учить выполнять различные цветы в технике пластилинография. Закреплять умения детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. | Набор разноцветного пластилина, доска, стека, салфетка для рук. | 1 ч. |
3 | «9 мая» | Аппликация из салфеток. Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы. | Цветная бумага, клей, ножницы ,, кисточка, салфетки | 1 ч. |
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенности осуществления образовательного процесса в рамках реализации программы:
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.
2. Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – это детские виды деятельности:
- изобразительная (нетрадиционная техника рисования);
-продуктивная (аппликация из природного материала);
- плантография;
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений);
- двигательная (овладение основными движениями, активность ребенка).
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, коллекционирование, мастерская и другие.
6. Мотивы образования - интересы детей к этим видам деятельности.
7. Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
8. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программу с учетом потребностей и интересов детей.
Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности:
- использование разных форм общения (монолога, диалога) с учетом личностных особенностей детей и требований к межгрупповому взаимодействию;
- использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Планирование результативности образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Культурные практики:
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно фронтальный характер.
В группе общеразвивающей направленности для 5-6лет в рамках реализации программы «Юные волшебники» реализуются культурные практики свободы. Реализация данной практики осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, через проведение творческих занятий по продуктивной деятельности, направленных на развитие творческих способностей и познавательного интереса ребенка.
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Для детей целесообразно обозначать такие занятия, как работа в «Художественной мастерской», в которую на время превращается групповое помещение – в пространстве, организованном особым образом, в котором целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.
Добровольное включение деятельность со взрослым (по принципу «Я тоже хочу делать это») помимо подбора интересных содержаний предполагает ряд существенных условий:
1) организацию общего рабочего пространства;
2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;
3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
В зависимости от темы занятий организуется общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих мест) – его можно устроить, сдвинув обычные столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей и располагается рядом с ними.
Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый ребенок может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.
Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими инструментами.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня получилось красиво!», «Я поняла, как это сделать!»).
Начиная занятие, педагог не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.
Педагог включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает и у остальных участников это стремление. Он также обсуждает замыслы детей, анализирует вместе с ними образцы. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия и не препятствуя обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание занятий инициируется самими детьми;
- уважительное и внимательное отношение педагога к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в соответствии с ними;
- выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением игры.
Таким образом, можно перейти к решению задач дифференцированного обучения, где учитываются:
- индивидуальный темп развития;
- интересы;
- индивидуальные особенности;
- образовательный профиль ребенка.
Дифференцированное обучение влияет на образовательную деятельность на трех уровнях: содержание, процесс, среда (в том числе предметно-развивающая среда). На всех этих уровнях ключевым словом является «разнообразие».
Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора способов работы (индивидуально или в малых группах, или со всеми детьми одновременно), способов выражения, содержания деятельности и.т.д.
Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом должны:
- соответствовать поставленным образовательным целям;
- реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;
- защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов.
Дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и воспитывается только частой практикой.
Форма | Способы | Методы | Средства |
- подгрупповая; - групповая; - индивидуальная; - коллективная работа. | - показ действий; - обследование предметов; - подражательные упражнения; - дидактические игры; - организация выставки детских работ. | - метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий); - словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); - практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); - эвристический (развитие находчивости и активности); - частично-поисковый; - проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); - метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; - мотивационный (поощрение). | - Учебно-наглядные пособия; - сюжетные картинки; - музыкальные произведения; - таблицы; - схемы; - образцы; - оборудование: краска, бумага, ножницы, клей, карандаши, крупа, соль, опилка, пластилин, природный материал и др; - материалы: таблицы, рисунки. |
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации Программы является создание содружества «семья – дети – педагоги».
Основная цель – сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
4) от установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу изобразительной деятельности вырабатывается у ребенка.
ФГОС ДО предусматривает работу с родителями в разных формах, направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по продуктивной деятельности детей может организовываться по двум направлениям:
- повышение педагогической культуры родителей;
- совместная работа по обмену опытом.
Формы работы с родителями
1.Знакомство родителей с планом реализации программы «Юные волшебники».
2. Консультация «Как воспитать творческую личность».
4.Совместная прогулка по осеннему парку, сбор листьев.
3. Буклеты: «Совместная творческая деятельность родителей и детей»; 5. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционное техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
6. Мастер-класс «Мир фантазий».
7. Семинар - практикум «Творите своими руками». 8. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для творчества детей.
9. Выставка детских работ «Волшебство».
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.
3.1.2. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Для занятий по программе отведено специально оборудованное помещение, хорошо освещенное. Стулья и столы регулируются по высоте в соответствии с возрастом. Для демонстрации учебных роликов и наглядного материала помещение оборудовано компьютером, магнитным мольбертом. Для распечатки материала для занятия имеется принтер.
Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:
- бумага разного цвета, фактуры и формы;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- краски (гуашь и акварель);
- кисти тонкие и толстые;
- картон (цветной, белый);
- различные по толщине нитки и веревочки;
- Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая); - шишки; - желуди - ракушки; - листья; - ветки; - дощечки; - леска; - проволока; - пуговицы; - бисер; - скотч; - вата; - нитки; -клей; - пластилин; - ножницы; - пенопласт; - соль; - опилка; - Скорлупа яиц - Перья - Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания. - Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Демонстрационный материал: - Наглядные пособия; - Иллюстрации; - Фотографии; - Образцы работ; - Художественная литература; - Технические средства: - Ноотбук; - Магнитофон.
3.1.3. Научно-методическое обеспечение образовательной программы
1. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001
3. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, К-2010
6. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». Г.Н. Давыдова. «Издательство Скрипторий 2003.» Москва 2008
7. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. - М.: ТД«Мир книги», 2006
8. Рисование веревочкой: - Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 96 с.
9. Рисунок и живопись. Полный курс: Хейзл Гаррис - Санкт - Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.
3.1.4. Время и сроки реализации образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования «Юный волшебник» рассчитана на один год работы с детьми старшей группы (5-6 лет). В средней группе – 34 учебных недель.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 25 минут. Общая нагрузка по программе - 800 минут.
По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
3.1.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе детского сада создан центр художественно-эстетический деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей.
Материалы центра, связанные с развитием продуктивной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов из бросового и природного материала.
В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.
Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей.
IV. Дополнительный раздел
Программа «Юные волшебники» обеспечивает развитие творческих способностей детей старшей группы (5-6 лет) в продуктивной деятельности.
Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание Программы, описание форм работы с детьми.
Организационный раздел включает время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.
V. Литература
1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами»//Педагогическое общество России, М: 2002г.; 2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.; 3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.; 5. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.; 6. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»; 7. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»). 8. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»). 10. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г. 11. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», Москва 2006г.
12. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2007г. 13. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Санкт- Петербург 2009г. 14. И.Агапова, М. Давыдова «Мягкая игрушка своими руками», Москва 2003г. 15. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», Москва 2006г.
16. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2007г.
17. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала»,Санкт- Петербург 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет
Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-490507-1412185852.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"
В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-687292-1445523763.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/09/picture-765778-1457505013.jpg)
Кружок по развитию творческих способностей "Мы-волшебники" для старшей группы детского сада
Целью кружка "Мы - волшебники" является развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материал...