Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.
Диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.
Задачи: оценка уровня развития слуховой памяти.
Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.
В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.
Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).
Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.
Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.
Диагностики зрительной памяти детей можно использовать методику «10 картинок»
Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.
Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.
Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и меньше.
Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников – 10-15 человек.
Я использовала такие приемы:
Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».
Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.
Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем. На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок, рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.
Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).
От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.
От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.
От 0 до 3 – низкий.
Диагностика уровня развития слуховой памяти:
«Зачеркни названные картинки».
Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.
Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.
Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом». Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.
Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.
Если правильно воспроизведено за первый раз
4 -7 ответов - средний уровень развития слуховой памяти,
если 8 – 10 – высокий,
меньше 4-х – низкий.
Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Мнемотехника-методика запоминания"
Использование мнемотехники, как методики запоминания в обучении детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/07/picture-1148360-1559916851.jpg)
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, утомляемости, активности внимания...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/15/picture-456277-1613395831.jpg)
Как учить стихи наизусть: методика запоминания в 5 шагов
Рекомендации родителям по обучению заучивания стихов с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-202319-1362077374.jpg)
Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.
оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания....
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия.
Цель:диагностика объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, объема отсроченного воспроизведения....
Методика «10 слов» (А. Р. Лурия)
Исследование объема слухоречевого запоминания...