Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.
Диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.
Задачи: оценка уровня развития слуховой памяти.
Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.
В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.
Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).
Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.
Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.
Диагностики зрительной памяти детей можно использовать методику «10 картинок»
Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.
Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.
Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и меньше.
Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников – 10-15 человек.
Я использовала такие приемы:
Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».
Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.
Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем. На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок, рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.
Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).
От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.
От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.
От 0 до 3 – низкий.
Диагностика уровня развития слуховой памяти:
«Зачеркни названные картинки».
Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.
Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.
Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом». Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.
Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.
Если правильно воспроизведено за первый раз
4 -7 ответов - средний уровень развития слуховой памяти,
если 8 – 10 – высокий,
меньше 4-х – низкий.
Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Мнемотехника-методика запоминания"
Использование мнемотехники, как методики запоминания в обучении детей....
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, утомляемости, активности внимания...
Исследование памяти Методика «10 слов»
Эта методика направлена на изучение словесной (слухоречевой) памяти и утомляемости ребёнка. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказы...
Как учить стихи наизусть: методика запоминания в 5 шагов
Рекомендации родителям по обучению заучивания стихов с детьми....
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
Определение состояния памяти, внимания, утомляемости....
Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.
оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания....
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия.
Цель:диагностика объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, объема отсроченного воспроизведения....