Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
В консультации отражены особенности духовно-нравственного воспитания старших дошкольников, ожидаемый результат и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»
Консультация для педагогов
«Духовно-нравственное воспитание детей 5-7 лет»
Составитель:
Буренко Н.А.
Беловский район 2021 год
Нравственные ценности для дошкольника сегодня представляют собой его понимание о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом. Все представленные нравственные ценности являются результатом взаимодействия дошкольников с окружающим миром, другими людьми и сверстниками.
Старшие дошкольники являются носителями определенной системы личностных ценностей, которая сохраняется в его жизни на долгие годы.
Сегодняшние дошкольники уверенно ориентируются в окружающем мире с его коммуникативными технологиями, прекрасно разбираются в отношениях к себе и к своим сверстникам. Ребенок 5-7 лет уже прекрасно оценивает различные явления в жизни согласно его интересам, полезностям в применении, эстетичности и практичности. Также дошкольник в различных ситуациях может замечать ненормативное поведение своих сверстников, взрослых, подчинять своё поведение общепризнанным социальным нормам.
Также при формировании у дошкольников 5-7 лет нравственных ценностных ориентаций развивается эмоционально – чувственная реакция на явления окружающей жизни и появляется мотивация к социально - моральному поведению.
Поэтому важно создать систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.
Как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Что бы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.
Нам, педагогам, над сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят:
• События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края.
• Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).
• Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.
• Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.
Цель духовно-нравственного воспитания:
– воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны,
- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения.
Задачи:
1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.
3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.
5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.
6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.
7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.
Методы работы с детьми:
1. Наглядные:
показ наглядно – демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения,
проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.
2. Словестные:
Сообщение материала педагогом, чтение, литературных произведений,
Загадывание загадок, разучивание стихов.
3. Практические:
Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности.
Подходы воспитательной системы:
-содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств.
Принципы реализации работы:
-принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
-принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
-принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении;
Ожидаемые результаты:
В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:
· о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
· о духовных и нравственных ценностях;
· о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему миру;
· об истории и культуре своей страны;
. проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
Формы воспитательно-образовательного процесса:
- Организованная образовательная деятельность.
- Досуги, развлечения.
- Экскурсии.
- Конкурсы, выставки.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них;
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии).
Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, Пасха. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.
Таким образом, в современных условиях через творческую деятельность и образовательное пространство педагоги могут сформировать у старших дошкольников систему нравственных качеств, которая будет необходима при обучении в школе.
Литература:
1. Битянова М.Р. Ценностный аспект современного образования // Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси», 2012
2. Голубков В.О., Кузнецова А.В., Ушков М.Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. 2016.№3.- С. 14-17
3. Телегин М. В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание...
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста."
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста ответственности за судьбу природы родного края, при...
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье"
Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления....
Консультация для воспитателей : "Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Передовой педагогический опыт по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...