Комплекс оздоровительной дыхательной гимнастики для дошкольников.
картотека (средняя группа)
Упражнения направлены на развитие и укрепление дыхательной системы детского организма.
Использование упражнений представленных в комплексах, возможно использовать в различных видах деятельности:
· режимных моментах,
· на занятиях,
· физкультурных паузах,
· на прогулках,
· перед сном,
· в индивидуальной работе с детьми.
Каждый комплекс включает в себя упражнения на развитие всех видов дыхания.
1. Полное
2. Ритмическое
3. Звуковое
4. Гипоксическое
5. Силовое
6. Парадоксальное
7. Дренажное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_chirkova_a.a._madou_no51.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Челядьöс сöвмöдан 51 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51» г. Сыктывкара
Комплексы дыхательной гимнастики для средней группы.
Составитель: Чиркова А.А.
Сыктывкар, 2021г.
Упражнения направлены на развитие и укрепление дыхательной системы детского организма.
Использование упражнений представленных в комплексах, возможно использовать в различных видах деятельности:
- режимных моментах,
- на занятиях,
- физкультурных паузах,
- на прогулках,
- перед сном,
- в индивидуальной работе с детьми.
Каждый комплекс включает в себя упражнения на развитие всех видов дыхания:
- Полное
Дыхание полной грудью (живот, диафрагма, раскрываем плечи – вдох. Плечи, диафрагма, живот –выдох).
- Ритмическое
Направлено на уменьшение числа дыханий в минуту (улучшается сердечно- сосудистая деятельность, воспитывается чувство ритма и координация движения).
- Звуковое
Дыхание с произношением звука (улучшает обменные процессы в клетках за счет звуковых вибраций, повышает эмоциональный тонус).
- Гипоксическое
Направлено на накопление углекислого газа в организме и улучшение обменных процессов.
- Силовое
Развивает силу дыхательных мышц.
- Парадоксальное
(Вдох после вдоха) по Стрельниковой. Тренинг дыхательных мышц и обогащение кислородом. С помощью этих упражнения можно вылечить астму, снизить температуру при ОРЗ. За 15 дней можно увеличить дыхательную емкость легких.
- Дренажное
Полезно при болезни, т.к. выводит мокроту из легких.
Комплекс № 1
«Цветочек»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвращение в и.п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.
«Оркестр»
И.п. : стоя.
Педагог поднимает руку- вдох, опускает- выдох, рука на уровне груди- задержка дыхания.
«Комар»
З-з-з-з комар летит З-з-з-з комар звенит. З-з-з, какой он злой! З-з, гонится за мной!
«Надувная игрушка»
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
«Силач»
Ты, наверное, силач — Попробуй сжать вот этот мяч.
Тихонько руки разжимай, но мячик на пол не роняй.
Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.
«Нюхаем цветок»
Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой.
Представь, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого собери все пальцы вместе и втяни воздух носом, а затем:
— Понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;
— понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;
— понюхал , подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца
весь воздух.
То же самое можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок, окарин и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога, по его дирижерскому жесту.
«Ха-хатушка»
Полностью расслабиться, сделать вдох. На выдох – хлопнуть себя по бокам - «ХА»
Комплекс № 2
«Гармошка»
И.п.- стоя, ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [ф]. Повторить 4 раза.
Ты играй, моя гармошка,
Раздвигай меха свои.
Поиграю я немножко,
Ты ж движенья повтори.
«Дышит паровоз»
Дышит, дышит, дышит паровоз: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Слышит, слышит стук своих колес: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Слышит, что у них ритмичный звук: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Много крутят их железных рук: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух».
«Жуки»
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки. Жу-жу, жу-жу-жу, Мы летаем и жужжим, Соблюдаем свой режим. Жу-жу, жу-жу-жу, Мы летаем и жужжим, Мы здоровьем дорожим. Жу-жу, жу-жу-жу.
«Акула»
Дети складывают руки, превращаются в рыбок, плавают в море, при произношении «Акула»- ребенок раскрывает ладошки, выпускает воздух.
«Надувание шариков»
Исходное положение: лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
«Маятник»
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
«Дровосек»
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Комплекс № 3
«Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек.
«Песочные часы»
И.п. стойка н. вместе, мяч на груди
1-8 Мяч вниз, голова вниз, вдох (8счетов)
И.п.
1-8 Мяч вверх, голова вверх, вдох (8счетов)
Спина абсолютно прямая.
Плечи остаются на месте.
«Дыхание»
Раз, два, три, четыре. Носиком дышу, дышу свободно, Громче или тише, как угодно Выполню задание - задержу дыхание Раз, два, три, четыре И пойму я мудрое сказание Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы Дышим он и я, и ты.
«Хобот – труба»
Что за звук там раздается? С мощным ревом он несется! Это слон трубит: «па-па-па-па». Все вокруг дрожит: «па-па-па-па». Он своей трубой –«па-па-па-па» - Всех зовет на бой: «па-па-па-па». Длинный хобот, как труба, «па-па-па-па, па-па-па-па».. Пропевает слон слова: «па-па-па-па».
«Насос»
И.п.- стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6-8 раз.
Есть на ярмарке машины,
Накачать бы только шины.
«Паровозик»
Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движение рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.
Используемая литература:
Использование материала стажировочной площадки МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 114» г Сыктывкар
«Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений».
1. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. - М.; Академия здоровья; 1997. – 376 с. – 3000 экз. - ISBN 5-7695-0160-X .
2. Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2008. – 32 с. – 1000 экз. - ISBN 978-5-346-00940-5.
3. Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учебно – методическое пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-346-00745-6.
4. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с. – 5000 экз. – ISBN 5-346-00354-1.
5. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. – 5000 экз. - ISBN 5-346-00319-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...
Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников.
В данном материале собраны комплексы дыхательной гимнастики с подбором упражнений....
Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников
Подбор дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста....
комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками -- укрепление их здоровья....
Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников
Дыхательная гимнастика для дошкольников...
Комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность....
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...