Сценарий деловой игры для педагогов "Индивидуализация образовательного процесса"
консультация

Сценарий деловой игры для педагогов (методическая сказка), может использоваться на педсовете. Тема "Индивидуализация образовательного процесса". Ведущий в игровой форме вовлекает участников в обсуждение темы. Имеются выдержки из правовых документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра для педагогов23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

«Методическая сказка «Индивидуализация образовательного процесса»»

Составитель:

Буренко Н.А.

Деловая игра для педагогов

 «Методическая сказка «Индивидуализация образовательного процесса»»

Цель:

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса».

Познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный подход в образовании» и «индивидуализация в образовании» и разграничить их путем сравнения.

Стимулировать творческую инициативу педагогов.

Воспитывать интерес к педагогическому поиску

Совершенствовать у педагогов пед. рефлексию.

Ход:

Ни одну модель нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике. К. Шеннон

Действие первое.

Расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее. Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен и принес ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит ему строго-престрого, чтобы он пошел туда, не зная куда, и сделал так, не зная как.

Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начал его успокаивать, говорить, чтобы он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь. И дал он ему в помощь чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А в помощь дал очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает. А ФГОС пошел дальше по стране дошкольного образования.

Педагог заглянул в свиток новшеств, а оттуда как выскочат как выпрыгнут принципы необычные, как разбегутся в стороны разные! Запаниковал тут Педагог, не знает, что и делать ему, за голову схватился, мысли в кучу собирает. Боятся глаза Педагога, а руки дело делают. Схватили они Индивидуализацию и поставили перед глазами Педагога. Бери мол, разбирайся и внедряй.

Опомнился Педагог и смотрит на Индивидуализацию и говорит: «Что же за имя то такое заморскоеИндивидуализация? Что за принцип эдакий и как строить педагогический процесс в соответствии с этим принципом? Зачем нужна ты мне?».

А Индивидуализация дивным да сладким-сладким голоском ему и отвечает: «Принцип я, являющийся основополагающим ФГОС ДО. А загадки мои, добрый и умный Педагог, разгадай ты сам, потрудись, не ленись и службу верную послужу я тебе».

Много вопросов возникло у Педагога. В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой и открылись ему дорогою страницы стандарта.

Действие второе  Задание 1

«Вырезки» из приказа №1155

 (ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 все, что касается принципа индивидуализации и индивидуального подхода.

Ребенок - «субъект» своего образования!  

1.4. 2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

1.4. 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

1.4. 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

п. 1.6.(задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;

п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Вывод: ФГОС ДО, сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Поэтому, необходимо различать два понятияиндивидуальный подход и индивидуализация.

Давайте попробуем определить понятия самостоятельно.

Задание 2.

Педагогам предлагается дать определения: индивидуальный подход и индивидуализация.  

  1. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.      
  2. Индивидуальный подход состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития, поведения, требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия.
  3. Индивидуальный подход - психолого- педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

  1. Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
  2. Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  3. Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Вывод: Вы правы, два этих понятия имеют как сходства, так и различия.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.

От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.

От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.

Наша цель: воспитание личности, разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельностной.

Для такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого ребенка.

Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Задание 3

Ведущий: В чем могут быть представлены результаты индивидуализации?

Результаты индивидуализации ребенка:

1. Диагностика траектории успешности

2. Детское портфолио, копилка личных достижений

3. Детские проекты

4. Родительско – детские проекты

5. Презентация продуктов детской деятельности (выставка детских работ)

6. Панорамам добрых дел

7. Здравствуйте, я пришел! (Уголок настроения)

8.  Доска выбора, Цветок выбора,

9.  Использование различных технологий

Вывод: Реализуя на практике принцип индивидуализации, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Задание 4.Ведущий: Объединитесь со своим напарником по группе вместе. Определите, какие условия для индивидуализации образовательного процесса уже есть в вашей группе, а что следует сделать.

Действие третье

Долго ли, коротко ли шел Педагог, разгадал тайну Индивидуализации. Диву дается, как же все ладно получилося. Много он нового узнал, много интересного открыл, да понял, что одному ему все это не осилить.

Вновь оказался педагог под Дубом мудрости. Задумался Педагог и не заметил, как очутились перед ним ФГОС.

А ФГОС глянули на Педагога ласково, одобрили его деяния. Напомнил они Педагогу о том, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись ему без помощи Родителей и специалистов узких, да органов вышестоящих, а уж заручившись их поддержкой, можно творить в свое удовольствие и во благо детей малых! И результат деяний всегда будет превосходным. Стал Педагог приглядываться - так и есть.

Но опять задумался Педагог«Надобно условия создать для принципа такого чудного!»

Но это уже другая история…

На этом сказка об индивидуализации не кончается-

Это только начало нового пути.

А я желаю Вам удачи и творческих идей,

Чтобы этот путь достойно пройти!

Спасибо за работу.

п.1.4. 2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

п. 1.4. 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

п.1.4. 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

п. 1.6.(задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования

п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития)

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Сценарий деловой игры по теме: "Составление календарного планирования образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО"

В сценарии отражены особенности планирования  образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности  для детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО:  особенности построения образовател...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему: « Калейдоскоп профессий»

 В про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»

Аннотация:   В настоящее время социально-экономическая ситуация делает процесспрофессионального самоопределения молодежи все более сложным. Это ставит новые задачи перед педагогами дошкольно...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему "Калейдоскоп профессий"

Сценарий деловой игры для педагогов с целью повышения уровня профессиональной компетенции....

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятельности ...