Выступление на медико-педагогическом совете на тему: "Состояние предметно-развивающей среды в группах раннего развития"
статья

Мингазова Лейсан Гамилевна

"Состояние предметно-развивающей среды в группах раннего развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88

Выступление на медико-педагогическом совете

на тему:

«Состояние предметно - развивающей среды

в группах раннего возраста»

Составила: воспитатель

                                                                     Мингазова Л.Г.

г. Нижнекамск,

2017-2018уч. г.

Сегодня дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

А.В.Занков отмечает: «Прежде чем начинать что-то делать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить?».

Ведь принимая детей в детский сад и создавая среду для работы с ними, всегда надо помнить эти слова замечательного отечественного психолога. Зачем нужна развивающая среда ребенку в детском саду?

- Конечно же, для хорошей адаптации и для удовлетворения его потребностей. Но ребенку необходима только та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Ведь все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. В создании, которой воспитателям  помогают родители при помощи индивидуальной беседе перед приходом их в детский сад.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста на сегодняшний день организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

         В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в на сегодняшний день стоит особо актуально, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

 В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

 Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн  современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте.

Ранний возраст — этап, когда дети знакомятся с азами всех видов деятельности, проявляют предпосылки творчества и зачатки личностной оценки окружающего. Именно поэтому предметно-развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ должна характеризоваться: соразмерностью росту малышей и их физиологии; трансформируемостью, вариативностью, доступностью и абсолютной безопасностью; полифункциональностью — взаимозаменяемостью предметов окружающей среды, возможностью использовать предметную среду в любых формах деятельности; здоровьесберегающими технологиями (закаливание, укрепление здоровья); насыщенностью необходимым оборудованием, инвентарем и игрушками, способными обеспечить творческую, игровую, исследовательскую, физическую и познавательную активность, условия для самовыражения; доминированием дидактических игрушек, используемых в предметной деятельности, при этом все игровые действия дети 1,5-2 лет смогут выполнять только с помощью воспитателя; наличием игрушек и предметов среднего размера, чтобы дошколята 2-3 лет могли с их помощью создавать собственные содержательные сюжеты, задействовать окружающее пространство в зарождающихся сюжетно-ролевых играх. 

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС и СанПиН..

 Развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ должна опираться на климатические, национально-культурные, социальные условия, на коммуникативные и психофизиологические особенности детей, уровень их речевого развития, познавательной активности и состояние здоровья, возрастные особенности детей и специфику реализуемых с ее помощью образовательных программ, которая строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Главная ее задача — обеспечение гармоничного и всестороннего развития детей, защиты их жизни и здоровья, стимулирования двигательной активности, коммуникативности и предоставление возможности для комфортного уединения.

Специалисты рекомендуют следовать единому интерьерному стилю, поскольку мебель, предметы декора и аксессуары оказывают влияние на интеллектуальное развитие и эмоциональный фон в группе. Для этих целей помещение оформляют в теплых, приятных, пастельных тонах (нежно-лимонном, пастельно-розовом, нежно-оранжевом или персиковом оттенках, разграничивая зоны с помощью более ярких цветовых акцентов), поскольку эстетическая составляющая организации пространства имеет основополагающее значение. Чувство прекрасного, ощущение комфорта и стремления к познанию возникнет только в красиво оформленных помещениях группы и спальни, где детям будет уютно.

Если предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе организована правильно, дети не будут конфликтовать и ощущать дискомфорт, напротив, они будут демонстрировать открытость и симпатию к сверстникам.  Поскольку игра приобретает ключевое знание в деятельности малышей, игровое поле должно расширяться за счет территории для дидактических игр, занятий со строительным материалом и двигателями (для мальчишек), сюжетными игрушками и игр с куклами (для девочек). 

Развивающая среда в группе раннего возраста никогда не может считаться завершенной, поскольку ее создатели должны находиться в непрерывном поиске инновационных подходов, способных стимулировать высокотворческую, многоплановую деятельность. Благодаря ей дети получают социальный опыт, происходит разностороннее развитие личности дошкольника.   

Развивающую среду для младших дошкольников строят в соответствии со следующими принципами:

Активное взаимодействие — возможность комфортного общения взрослых и детей, совместной организации пространства, права ребенка на игру.    

Стабильность/динамичность — среда в группе должна меняться вместе с изменяющимися потребностям, интересами и способностями дошкольников. 

Гибкое зонирование — среда строится таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались, благодаря чему каждый воспитанник занимается интересным ему делом, не мешая остальным.

Привычное и неординарное — эстетика предметно-развивающей среды в младшей группе строится на сочетании контрастных предметов, одни из которых хорошо знакомы малышам, а другие — вызывают интерес. 

Гендерные различия — воспитанники ДОУ могут проявлять свои интересы в рамках установленных социумом норм. 

Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе требует использования насыщенных цветов для окрашивания стен во вспомогательных помещениях, а также выбор схожих по стилю и цветовому решению предметов декора, изделий декоративно-прикладного творчества и прочих аксессуаров в группе. 

В группе раннего возраста (детям 1,5-2 года) в помещении должны быть просторные и широкие проходы между развивающими центрами и от опоры до опоры. На этом этапе развития у детей превалирует предметно-манипулятивная деятельность, а потому они нуждаются в: Небольшой горке со скатом и несколькими некрутыми ступенями. Ее размещают у специально сконструированной или естественной опоры (у окна или стены), а под ней — крупные машины и другие игрушки-двигатели. Дидактическом столе (ленточный) любой формы, к которому дети могут подходить с любой стороны.  Потолочном шарнирном устройстве, на котором подвешивают ленты, карусели, крупные игрушки и прочие предметы, посредством которых дети совершенствуют координацию.  Низких банкетках и овальных воротцах (можно из пластика или поролона).  Крупных однотипных игрушках (матрешках, мячах, утятах), которые бы отличались по цвету и размеру (например, зайчик белый и желтый, собачка большая и маленькая).  Развивающих секциях — «ванна», «кухня», уголок «ряженья» с зеркалом, музыкальная зона и уголок природы с растениями. 

В группе с 2-3-летними воспитанниками окружающая среда несколько отличается: горка из помещения переносится на улицу, от громоздкой мебели и крупных столов избавляются. На стенах развешивают картины с развернутыми сюжетами, которые будут интересны и понятны малышам. Педагог может пояснить изображение, дать к нему комментарии. Воспитанники ДОУ должны иметь возможность рассматривать изображения без посторонней помощи. Дошколята активно познают сюжетно-ролевые игры, а потому им нужны игрушки среднего, а не большого размера.  Наличие сеток, корзинок или специальных ведерок позволит обеспечить порядок в группе и приучить детей к сбору игрушек или материалов (дети часто бездумно уносят игрушки от непосредственного центра деятельности, но с помощью таких простых приспособлений они будут возвращать их обратно). 

Развивающие центры: предметно-развивающая среда в младшей группе. 

У маленьких воспитанников ДОУ преобладает предметное и эмоционально-деловое общение, частая смена мотивов действий, развитие общей подвижности, предметно-манипулятивной деятельности, зачатки изобразительного и конструктивного творчества, наглядно-действенного мышления, активизация речи и пополнение пассивного словаря, подражательные навыки, базовая бытовая самостоятельность. Среди всего разнообразия видов деятельности доминирующими в этом возрасте является двигательная, продуктивная, игровая и познавательно-исследовательская.  Наиболее эффективной является организация отдельных развивающих центров, наполненных необходимыми материалами, оборудованием и игрушками, и ориентированных на всестороннее развитие детей по пяти ключевым направлениям (художественно-эстетическое, социально-личностное, физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое и интеллектуальное). 

Художественно-эстетическое развитие в детском саду Творческая деятельность способствует всестороннему развитию личности, а потому предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУ не может существовать без центров развития изобразительной и музыкальной деятельности.   Уголок ряжения служит одновременно и подспорьем в сюжетно-ролевых играх, и инструментом развития творческого начала, поскольку в ходу музыкальных игр, потешек или инсценировок дети учатся использовать дополнительные аксессуары и костюмы, менять свой облик и отмечать произошедшие изменения.  Уголок музыкальных инструментов гарантирует навыки выполнения простых танцевальных движений, практику подпевания, позволят детям научиться различать звуки, знать названия и предназначение музыкальных инструментов. В этом центре детям предлагаются музыкальные проигрыватели и простейшие инструменты (металлофон, погремушки, колокольчики, барабаны и прочее).  Уголок изобразительного творчества знакомит малышей с палитрой цветов, бережным отношением к расходным материалов, учит различать карандаши, фломастеры и краски, повторять линии, простые фигуры и предметы. В этом центре для детей подготовлены раскраски, дощечки и материалы для лепки, бумага и материалы для рисования, мольберты и мелки к ним, контуры и шаблоны для рисования. 

Физкультурно-оздоровительное развитие в группе раннего возраста Центр двигательной активности позволит детям освоить ориентирование в пространстве, общую двигательную активность, а потому предметно-развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ должна гарантировать свободу передвижения по помещению, чтобы малыши могли реализовать потребность в движении.  При обустройстве спортивного инвентаря желательно располагать его в зоне досягаемости, структурировать, чтобы дошкольники могли без труда дотянуться до мячей, кеглей, шаров, легких модулей и прочих предметов. В приоритете яркие и легкие предметы, которые привлекают внимание, но не переутомляют. При этом нестандартное оборудование и массажные коврики стимулируют у детей интерес к занятиям спортом.  Этот центр призван развивать: равновесие, бег и ходьбу, а потому наполнен большими обучами, прыгалками, оборудован гимнастической скамейкой, ковриком или дорожкой; лазание и ползание — гимнастическая лестница, горка и невысокие воротца, прыжки — напольные маты, бросание и катание — мячи разного размера, набивные предметы; общеразвивающие упражнения — гимнастические палки, платочки, флажки. Базовое оснащение для профилактической работы, проведения утренней гимнастики и подвижных игр воспитанников должно быть понятным и простым в использовании, помещаться в детской руке или быть ей доступным. В детских сада, в которых есть напольные сухие бассейны, удается реализовывать множественные общеразвивающие задачи.

Социально-личностное развитие у младших дошкольников в ДОУ Центр игровой деятельности реализует потребность детей в сюжетно-ролевой деятельности. Благодаря нему воспитанники: знакомятся с миром предметов, учатся с ними аккуратно обращаться; приобретают навыки взаимодействия с игрушками, изучают предназначение предметов; учатся копировать действия педагогов, используя это подражание во время игр; получают опыт партнерских и дружелюбных взаимоотношений с другими детьми, практику бесконфликтных игры; практикуют отзывчивость, порицают жадность и грубость.  Детсадовский игровой центр представлен сюжетно-образными игрушками, всем необходимым для сюжетно-ролевых и настольных игр, уголком кукол. Чем больше игрового материала есть в распоряжении детей, тем быстрее и эффективнее они постигнут азы взрослой жизни, моделируя повседневные ситуации, приобретая дополнительную уверенность в себе и полезные навыки. Однако важно правильно выбирать игрушки для детей младшего дошкольного возраста. В их интересах ДОУ следует отказаться от игрушек, которые: провоцируют агрессию и проявление жестокости в отношении людей, животных или других игрушек; стимулируют безнравственное поведение, отсутствие толерантности в игровых сюжетах; вызывают интерес к отношениям полов и частям тела, которые не соответствуют детскому возрасту.  Методической ценностью в предметно-развивающей среде в группе раннего возраста в ДОУ обладают игровые материалы, которые: могут использоваться группой детей без привязки гендеру; обладают полифункциональностью, а потому вписываются в сюжеты различных игр и любые виды деятельности детей; представляют различные уровни сложности и многовариативность; демонстрируют первоклассные образные решения — отличаются высокой эстетикой выполнения, оптимальным дизайном.  Кукольный уголок — девичий мир, в котором малышки смогут создавать увлекательные сюжетные игры, копировать жизненные ситуации, фантазировать, используя пупсов (голышей), кукол, максимально похожих на двух-трехлетних детей, и реалистично оформленных животных с детенышами. Замечательно, если в центре собрана сопутствующая атрибутика и предметы интерьера гостиной, спальни, кухни и ванной: мебель с соответствующими принадлежностями, сервизы, часы, телефоны, настольные лампы, кухонные плиты, холодильники, сковородки и кастрюли, коляски, гладильные доски, кукольная одежда и аксессуары.  Уголок сюжетно-ролевых игр предлагает детям оборудование и интерьер хорошо знакомых детям заведений и мест, например, магазина, больницы, парикмахерской, гаража, где каждый сможет примерить на себя увлекательную профессию, следуя почерпнутым из жизненного опыта наблюдениям, опробовать новые алгоритмы действий. Нельзя забывать, что в этом возрасте малышам особенно интересны игрушки, которые шумят, звенят или гремят, а потому воспитателям следует со спокойствием относиться к подобным неудобствам. 

Уголок настольных игр ориентирован на развитие мелкой моторики, аналитических навыков детей (сравнение, систематизация, упорядочивание), получение сенсорного опыта. В нем обязательно присутствуют пирамидки и сортеры, сенсомоторный стол, кубики и игрушки-вкладыши, мозаики, пуговки, застежки и шнуровки, дидактические домики и прочее.  Центры самостоятельной деятельности и уединения реализуют потребность детей в действии или отдыхе, снятии эмоциональной нагрузки. Уже в два года малыши стремятся самостоятельно залазить и скатываться с горки, играть с машинками, каталками, рассматривать изображения, окружающие их предметы, складывать пирамидки, сортеры, а ближе к трем годам — стремление играть с игрушками-животными, пупсами или куклами, активнее взаимодействовать со взрослыми. В этом случае организация предметно-развивающей среды в младшей группе должна включать правильный подбор и распределение материалов и игрушек. Одинаковые игрушки избавят дошколят от ссор, а правильная их расстановка подскажет, как именно их нужно использовать. В то время как воспитателям следует курировать занятость малышей, вовремя переключая их между видами деятельности, чтобы детки не утомлялись. 

Познавательно-речевое развитие в группе раннего возраста. Для получения опыта положительного сотрудничества и гармоничных взаимоотношений с другими детьми, воспитания чувства толерантности, симпатии и эмоциональной отзывчивости созданы центры познавательно-речевого развития.  В центре книги для малышей собраны речевые кубы с изображениями любимых сказок, музыкальные книжки и открытки, сюжетные картинки, книжки-конструкторы со сказками, стихотворениями, потешками, чтобы малыши могли рассматривать красивые картинки, изучать изображенных на них животных, фруктов и овощей, насекомых, деревьев, людей. В результате у малышей улучшается связная речь, расширяется словарь, усваиваются основы грамматического строя и звуковой культуры. Дети быстрее осваивают речевые нормы, приобщаются к изучению картинок, а следом за ними и книг, приобщаются к народной культуре и творчеству. Важно, что в книжном уголке были книги в твердом переплете, а также несколько одинаковых экземпляров с лучшими сказками или стихотворениями и игрушки/фигурки, с помощью которых можно обыграть сюжет.  Театральный центр — возможность обыграть сюжеты сказок, известных произведений детских писателей, авторские и народные песни средствами пальчикового или театра игрушек. Для этого центр оснащают костюмами или элементами костюмов сказочных героев, растений или животных, чтобы дошкольники учились передавать характер и черты героев, инсценировать сюжет, реализуя потребность в творческом самовыражении и получении положительного заряда эмоций. Театр «на палочках», «на кеглях», «на перчатке», пальчиковый театр может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах (балалайке, погремушке, молоточке, ложках).  Уголок природы — территория растений, природного материала и средств наглядности, демонстрирующих красоту и неповторимость окружающего мира. Именно здесь дети могут познакомиться с цветами и растениями, изображениями деревьев, животных, рыб, птиц и насекомых, узнать больше об уходе за ними, их пользе и условиях жизнедеятельности. Малыши любят наблюдать за тем, как педагоги ухаживают за рыбками в аквариуме или комнатными растениями, их увлекает композиции с животными и цветами.            

Интеллектуальное развитие в группе кратковременного пребывания в ДОУ Центр интеллектуального развития позволяет детям посредством конструирования и экспериментирования получить практические знания о цветах, величинах, материалах, развить мелкую моторику, память, навыки самообслуживания.  Зона экспериментирования в рамках предметно-развивающей среды в младшей группе — презентация стимулирования детской любознательности, приобщению воспитанников к наблюдению и уважению природных объектов, демонстрации положительных эмоций, знакомства со свойствами природных материалов (воды и песка). Поэтому экспериментальный центр в детском саду оборудуют всем необходимым для игр с водой и песком, природными материалами, характерными для региона пейзажами.  Зона конструирования закладывает основы пространственного мышления, понимания масштаба, возведения фигур по образцу, аккуратности выполнения задания, использования простейших строительных материалов (кирпичиков, кубиков, элементов конструкторов) и расположения их в пространстве и на плоскости. Для маленьких конструкторов в группе необходим легкий модульный материал — кубики и другие разнокалиберные цветные геометрические фигуры, напольные конструкторы из крупных блоков, настольные наборы из мелких элементов (включая конструкторы ЛЕГО). Чтобы обыграть созданные конструкции (башни, пирамидки, домики), в зоне конструирования есть также небольшие машинки и сюжетные фигурки людей, животных, сказочных персонажей.

Как уберечься от ошибок в организации предметно-развивающей среды? 

К сожалению, большинство детских садов не может реализовать трансформируемость и вариативность среды, поскольку в раздевалке дети могут только переодеваться, в спальне — отдыхать во время дневного сна, а в помещении группы — кушать, играть и заниматься в строго отведенных местах. Следовательно, для развития дошкольников большинство пространства группы не используется, а потому в создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в ДОУ по ФГОС были допущены грубые ошибки. Развивающая среда должна быть стабильна в своей гуманистической направленности и вариативна, подстраиваясь под состояние здоровья, интересы и способности детей, их возраст и пол, воспитательные цели и задачи, сезонность. Педагогам следует проанализировать правильность оформления развивающей среды, если дети не знают, где заниматься рисованием, а где играть с куклами, они ссорятся и неконтролируемо бегают по группе, проявляют жадность и грубость, ломают игрушки и материалы. Правильно организованная среда гарантирует возможности для общения и уединения, свободного выбора игр и форм деятельности.  В связи с этим в группах раннего возраста нельзя допускать: школьной расстановки столов, использования слишком массивной мебели, загромождающей пространство и исключающей любые трансформации; выставления игрушек исключительно для красоты, а не для использования детьми (педагоги иногда ставят новые игрушки слишком высоко, чтобы малыши не могли до них дотянуться, или вовсе убирают в закрывающиеся шкафы); неэстетичного оформления развивающих центров — смещения пластиковых и деревянных предметов, мебели, изделий несочетающихся цветов; близкого соседства центров активной и пассивной деятельности, что невольно приведет к дискомфорту и повышенной раздражительности детей, снижая эффективность развивающих занятий; бессодержательного наполнения центров — в группе отсутствуют соответствующие возрасту воспитанников материалы, игрушки, оборудование; гендерных перекосов — в группе присутствуют игрушки и материалы только для мальчишеских или исключительно для девичьих игр. Следовательно, в идеале в группе должна быть установлена модульная мебель-трансформер со множеством секций и ящиков, многочисленные ширмы и разграничители зон, игрушки и материалы для занятий, соответствующие полу и возрасту детей, их способностям и интересам, а наполнение этих центров может без труда меняться вместе с воспитанниками детского сада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...