Сюжетные игры как средство социализации детей с ОВЗ
план-конспект занятия (старшая группа)

Ильиных Ирина Александровна

Сюжетные игры

как средство социализации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnye_igry.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетные игры

как средство социализации детей с ОВЗ

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Функции игры:

1.Развлекательная – основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, побудить интерес.

2.Коммуникативная – игра вводит ребят в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует развитию речи.

3.Самореализация в обществе – игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.

4.Игротерапевтическая – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.

5 Коррекционная – коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

6. Диагностическая – это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие проблемы.

7. Социальная – формирование личности как полноправного члена коллектива.

Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре с взрослым; на втором этапе дети научаются действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

Особо важное, значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.

Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

К сожалению, дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна. Очень часто игра таких детей сводится к неосознанным, непрерывно повторяющимся действиям (снимание-одевание одежды с куклы).

Еще одной из проблем для детей с интеллектуальной недостаточностью является то, что такие дети достаточно часто отстают в речевом развитие и очень сложно овладевают речью. А речь – это одна из главных составляющих сюжетно-ролевой игры. Дети же с ОВЗ чаще всего выполняют действия молча.

Взрослый (воспитатель, учитель – логопед или родитель) играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.

Обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно.

Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.

Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент.

В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно, исправлять ошибки. Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет испытать на себе, побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем.

Вывод

 – в игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ.

– формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности.

– игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.

 Ролевые игры: уроки сострадания для детей

(для детей старшего дошкольного возраста)

Все мы сталкиваемся с трудностями и ограничениями. Но всегда есть люди, которым тяжелее, чем нам. Поэтому, несмотря на наши собственные проблемы, мы должны замечать их, сопереживать им и по возможности помогать.

Для того чтобы ребенок мог понять состояние нуждающегося человека или человека, испытывающего большие трудности, предложите ему сыграть роль тех людей, которых мы часто встречаем в повседневной жизни.

Записывайте и разбирайте все сложности, тяготы и эмоции, связанные с каждой конкретной ситуацией. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал на себе, какую реакцию вызывает проявление сострадания к человеку (наша эмпатия по отношению к нему), и благодаря своему новому игровому опыту в дальнейшем действовал несколько иначе, встретив людей, роли которых он исполнял.

Ролевая игра № 1. Каково человеку с переломом руки

Рано утром возьмите атласную ленту или обычный бинт и забинтуйте правую руку ребенка в согнутом положении под углом 90º, как это обычно бывает в таких ситуациях. Используйте также широкую ленту в качестве перевязи, она будет удерживать руку в горизонтальном положении.

Пускай ребенок продолжает проводить свой день как обычно, но с повязкой на руке. В результате он на собственном опыте поймет, что при этом трудно:

Одеваться с помощью одной руки.

Расчесывать волосы левой рукой (девочке) и укладывать их без помощи правой.

Играть в видеоигры с помощью одной левой руки (мальчику).

Поднимать одной рукой такие громоздкие вещи, как корзина для белья или стул.

Пропустить занятия по плаванию в бассейне из-за забинтованной руки.

Завязать шнурки одной левой рукой и т. д.

После дня, проведенного в ролевой игре, предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка со сломанной рукой»:

Помогу ему собрать книги и понести школьный рюкзак.

Открою или придержу для него дверь.

Помогу ему завязать шнурки.

(Девочка) Помогу однокласснице расчесать и уложить волосы после прогулки.

Спрошу, не болит ли его рука сегодня, и пожелаю ему скорейшего выздоровления.

Ролевая игра № 2. Каково слепому или слабовидящему человеку

Ребенок надевает темную повязку на глаза и пытается в сопровождении взрослого выполнить хотя бы малую часть того, что он делает ежедневно, в том числе и за пределами дома, например, на детской площадке.

Побывав в роли слепого или слабовидящего человека, ребенок осознает, что:

На тебя постоянно обращают пристальное внимание.

Ты должен часто просить о помощи.

Ты можешь не знать, над чем смеются люди, и думать, что они смеются над тобой.

Никто не хочет с тобой играть.

Трудно найти и собрать школьные принадлежности и т. д.

После дня, проведенного в ролевой игре, предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка, который не видит или видит очень плохо»:

Не буду изумляться и глазеть на него, даже если он меня не видит. Вместо этого я буду ему улыбаться.

Спрошу, не хочет ли он поиграть со мной, потому что есть еще много игр, в которые можно играть вместе.

Спрошу у него, не требуется ли ему моя помощь в чем-либо.

Если вокруг будет происходить что-то забавное, я расскажу ему об этом, чтобы он не подумал, что другие дети смеются над ним.

Ролевая игра № 3. Каково человеку, которому нечего есть

Предложите ребенку добровольно отказаться от завтрака или обеда для того, чтобы лучше понять тех детей, которые часто оказываются в такой ситуации. В этом случае он поймет на собственном опыте, что:

Ему все время хочется есть.

Он смотрит на еду других людей, и ему хочет съесть хотя бы кусочек того, что они едят.

В животе постоянно урчит.

Появляется раздражительность.

После такого опыта предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка, который нуждается в еде»:

Частично или полностью отдам ему свой школьный завтрак или другую еду.

Буду внимателен и терпелив к нему, потому что у него урчит в животе, и он, вероятно, раздражителен.

В завершение цикла ролевых игр, объясните ребенку, что эмпатия и сострадание означают:

Понимать то, что чувствует другой человек.

Заботиться о других посредством добрых мыслей, слов и поступков.

Помогать и отдавать.

Слушать и быть терпеливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ.

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, помогающий ребенку адаптироваться в этом сложном мире, научиться вести себя в общественных местах и различных ситуациях. Используется в...