«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
методическая разработка (средняя группа)

Головицкая Татьяна Ивановна

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovanie_.docx61.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Воспитатель:Головицкая Татьяна Ивановна

Цель:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • развитие творческих способностей детей средствами кукольного театра

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  •  Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
  • Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  • Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Обучать работе с пальчиковыми куклами.
  • Сплотить детский коллектив
  •  Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.

Актуальность темы:

    Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Срок реализации: 5 лет (2018 -2023 уч.год.)

План профессионального самообразования воспитателя по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

В первой младшей, второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах.

Первая младшая группа

№ п/п

Тема занятия

Цель

                                                                    Сентябрь

1

Беседа: «Что такое театральный уголок?»

Познакомить детей с волшебным миром кукол, с видом театрального уголка и его обитателями в групповой  комнате

2

«Цыплята на прогулке»

Вызывать интерес к игре, обогащать эмоции детей; дать заряд бодрости, научить звукоподражанию.

3

«Сказка про утят»

Приобщить детей к миру театральной игры; познакомить со сказкой.

4

«Утята и коршун»

Пробудить желание вспомнить сказку, рассказывая о ней; вызывать эмоциональный отклик на игру, вспомнить как кричат и как двигаются утята

Октябрь

1

«Паровоз ребят повёз»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд.

2

«Заинька серенький»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать эмоциональную реакцию в ответ на музыкальные и игровые образы; пробудить двигательную активность детей.

3

«Игра с колобком»

Познакомить детей со сказкой; вовлечь в игру; порадовать детей яркой игровой ситуацией

4

«Колоски»

Рассказать об уборке урожая зерновых; вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей; развивать чувства ритма.

5

«Цветочки на лужайке»

Вовлечь в игровую ситуацию, заинтересовать сюжетом; привлечь к индивидуальному исполнению роли; вызвать радость от игры.

Ноябрь

1

«Мы варили суп»

Познакомить с урожаем овощей; вовлечь в игровую ситуацию; приобщить к двигательной импровизации; вызвать положительный эмоциональный отклик детей.

2

«Катя собирается на прогулку»

Через инсценировку дать необходимые знания по самообслуживанию; показать образец одевания куклы на прогулку; учить одеваться в соответствии с погодой; вызвать положительный эмоциональный отклик детей.

3

«Ждём кукол с прогулки»

Дать представление о сюжетной логике игры; приготовление обеда для куклы - приход куклы с прогулки- кормление обедом; учить действовать в воображаемой ситуации; учить менять предметы заместители, условные действия и воображаемые предметы; приобщать к импровизации в игре.

4

«Кто как кричит?»

Дать представление о домашних животных, учить детей подражать их голосам; учить пересказывать сюжет знакомой сказки.

Декабрь

1

«Снежинки танцуют»

Развивать чувство прекрасного, чувство ритма; побуждать детей эмоционально откликаться на контрастные музыкальные образы (спокойное и ритмичное движение).

2

«Белый хвостик»

Побуждать детей относиться к игрушке зайцу как к живому существу (заботиться, жалеть и т.д.); учить чувствовать интонацию своего голоса; развивать чувство ритма в двигательной импровизации.

3

«Игрушки из коробки»

Вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей интересным сюжетом; пробуждать двигательную активность детей в свободной пляске.

4

«Зимушкины забавы»

Порадовать детей игровым сюжетом; побуждать к двигательной импровизации.

Январь

1

«Обогреем снегиря»

Рассказать что снегирь это птица. Учить заботиться о птицах; учить наделять игрушку чертами живого существа; чувствовать интонацию ласки и заботы; побуждать к двигательной импровизации.

2

«Идёт бычок»

Познакомить со стихами А.Барто и обыграть их сюжет; побуждать детей к высказыванию. К действиям с предметом.

3

«Невеличка Галенька»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; научить играть в игру с ведущим; порадовать детей.

4

«Вечером»

Привлекать детей к инсценировки сюжета; учить слушать текст внимательно, следя за действиями воспитателя; учить выполнять действия самостоятельно.

Февраль

1

«На горке»

Вовлечь детей в инсценировку, дать эмоционально положительный заряд; учить пересказывать сюжет.

2

«Смело руль крути»

Побуждать к двигательной активности; учить выразительному движению; учить соотносить слово и действие; дать образец игры с машиной; побуждать к самостоятельной игре.

3

«Мыльные пузыри»

Порадовать детей новым сказочным сюжетом; учить понимать нравственный смысл сказки; побуждать к двигательной импровизации.

4

«Колокольчики»

Дать представление о низких и высоких звуках; развивать слуховое внимание; учить определять тембры музыкальных инструментов; учить слушать внимательно сказку и затем попытаться изобразить с помощью игрушек прочитанное

Март

1

«Мама лишь одна бывает»

Показать значимый для ребёнка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; вовлекать в игровую ситуацию.

2

«Игры с Петрушкой»

Приобщить к театру Петрушки; дать положительный заряд настроению; порадовать детей.

3

«Продавец Варя»

Развивать игровые умения детей; учить обыгрывать взаимозависимые роли в сюжете; учить взаимодействовать с партнёром.

4

«Доктор Маша»

Привлечь внимание детей к профессии врача; побуждать детей относиться к игрушке как к живому существу; проявлять заботу. Лечить, ухаживать, сопереживать; вовлекать в инсценировки.

Апрель

1

«Распускайтесь, деревца»

Приобщать детей к русской национальной культуре; дать представление о приходе весны; создать эмоциональный отклик на игровой сюжет; вовлечь в игру.

2

«Птенчик»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации.

3

«Ручейки поют, звенят»

Расширить представление детей о временах года, о весне; познакомить с новой сказкой; учить слушать внимательно сказку, отвечать на вопросы по её содержанию.

4

«Дождик капает по крыше»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать положительные эмоции.

Май

1

«Полевые цветы»

Вовлечь в игровую ситуацию; вызвать положительный эмоциональный отклик детей; побудить к двигательной активности.

2

«Берёзонька растёт»

Воспитывать внимательное отношение и интерес к природе; развивать музыкальные способности детей.

3

«Жук отправляется в полёт»

Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

4

«Ветерок»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; познакомить с новой сказкой.

Вторая младшая группа

№ п/п

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Игровая викторина по стихам А.Л. Барто.

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство. Побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

2

Посмотрите кто у нас в гостях!

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей; формировать у детей желание и умение использовать всё окружающее пространство в процессе игры, развивать их имитированные способности.

3

Показ на фланелеграфе сказки «Теремок».

Стимулировать  эмоциональное восприятие сказки, пополнять словарь лексикой. Отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать детей их инициативу в театрализованной игре.

4

Прогулка по лесу.

Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать

бережное отношение к природе; развивать фантазии, творческие способности, ассоциативное мышление; воспитывать коммуникативные качества.

Октябрь

1

Игра «Овощи на грядке».

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимание; учить сочетать движения и речь; воспитывать партнёрские отношения в игре; закреплять знания об окружающем.

2

Игра-ситуация «Фрукты».

Учить детей свободно двигаться, используя всё окружающее пространство; воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах, интонациях

3

Игровая викторина по стихам А.Л. Барто.

Развивать имитированные навыки; вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

4

На чём поедем в гости?

Формировать у детей представления об элементарных этических нормах; воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться; развивать способности работать с воображаемыми предметами; развивать фантазию и память; развивать умение чётко произносить звуки, фразы.

Ноябрь

1

В гости зайка пришёл.

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим; познакомить детей с пиктограммами; развивать мимическую выразительность; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2

Кто в гости пришёл?

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

3

Бабушка – Загадушка.

Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных,  их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

4

Показ кукольного театра «Волк и козлята».

Познакомить детей с театром кукол учить внимательно, слушать сказку, сопереживать и радоваться хорошему концу.

Декабрь

1

Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения героев сказки.

2

Загадки, чистоговорки.

Учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции; развивать пантомимические навыки побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать инициативу.

3

Письмо от Деда Мороза.

Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации: учить выражать свои эмоции.

4

Представьте себе.

Формировать у детей необходимый запас эмоций; обеспечить дальнейшее развитие разносторонних представлений о театральной деятельности, способствовать возникновению партнёрских взаимоотношений в игре; учить длинному выдоху.

Январь

1

Волшебная палочка.

Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений.

2

Птичек очень я люблю.

Продолжать учить детей ставить интонационное ударение на нужном слове, чётко проговаривая при этом каждое слово; учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией; развивать артикулярный аппарат ребёнка, речевое дыхание; формировать умение работать с воображаемым предметом; развивать наблюдательность, фантазию.

3

Инсценировка сказки «Колобок».

Учить воспроизводить текст знакомой сказки; подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя.

Февраль

1

Знакомить с разновидность театров; учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

2

Кто к нам пришёл?

Продолжить работать над интонационной выразительностью, развивать артикулярный аппарат; учить детей слушать сказки; побуждать к участию в театрализованной игре; функционировать умение выражать эмоциональное состояние через движения; воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему миру.

3

Слушание сказки «О глупом мышонке».

Побуждать детей к активному участию к театрализованной игре, учить чётко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

4

На прогулку к речке.

Развивать память физических ощущений, учить интонационно выразительно проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомимические навыки.

Март

1

Пришла весна!

Учить детей проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами; Воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

2

Ёжик в гости пришёл.

Учить детей логически выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать у детей достаточный запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, и партнёрские взаимоотношения.

3

Гимнастика для языка.

Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочных персонажей; воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

4

Игра с пальцами.

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить детей с театром рук; воспитывать партнёрские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Апрель

1

Представьте себе.

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции, учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь, развивать воображение.

2

С кочки на кочку.

Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре  всё пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

3

Сцена «Полянка».

Продолжать работать над интонационной выразительностью речи детей.

4

Пчёлки и медведь.

Развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговороки;  развивать творческие способности детей; побуждать детей к активному участию в театральном действии; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.

Май

1

Инсценировка сказки «Репка».

Продолжать воспроизводить текст знакомой сказки; подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя.

2

Показ настольного театра «Три поросёнка».

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку; переживать за героев сказки, радоваться счастливому концу.

3

Кто в теремочке живёт7

Продолжать воспроизводить текст знакомой сказки; подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя.

4

Лето красное.

Учить детей проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами; Воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Средняя группа

№ п/п

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Беседа: «Что такое театр?  

Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.

2

Проговаривание диалогических скороговорок:

-Расскажите про покупки.

-Про какие про покупки?

-Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Учить с помощью театральных кукол произносить знакомые скороговорки, развивать выразительность, четкость речи, развивать память.

3

Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)

Развивать пантомимические навыки

4

Театрализованная игра импровизация

Изображать характерные особенности поведения придуманных персонажей

Октябрь

1

«Расскажи потешку»

Учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.

2

Упражнение «Кто как двигается»

Учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию

3

Упражнение «Кто как кричит»

Учить узнавать, называть и отражать с помощью звуков животное, его характер. Показать это животное с помощью несложных жестов.

4

Игра «Доскажи словечко»

Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Ноябрь

1

Игра «День рождения»

 Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

2

«В сказки мы играем, чувства изучаем».  

Знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию.

3

Игровые разминки со сказкой «Пых»

Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.

4

Драматизация сказки «Пых».

Помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.

Декабрь

1

Игра на развитие двигательных способностей «Снеговик»

Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

2

Этюд «Дикие животные зимой».

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа.

3

Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери».

Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей.

4

Разыгрывание сценки «Приключение в лесу»

Экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.

Январь

1

Игра «Бабушка Маланья»

 Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

2

Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой»

Ответы на вопросы по содержанию.

Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений.

Разыгрывание эпизодов по ролям.

3

Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой».

 Разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Февраль

1

Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно,шепотом, приветливо… »

Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию

2

Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка»

Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом.

3

Импровизация

Выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.

4

Проговаривание диалогических скороговорок:

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я       буду тише».

Учить с помощью театральных кукол произносить знакомые скороговорки, развивать выразительность, четкость речи, развивать память.

Март

1

Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась»

Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики.

2

Знакомство со сказкой

В. Сутеева «Под грибом»

Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом

3

Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибом»

Развивать пантомимические навыки

4

Повторение сказки В. Сутеева «Под грибом»

Драматизация сказки

5

Показ сказки мамам В. Сутеева «Под грибом»

Цель: развивать артистические способности у детей,  память и внимание, воспитывать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям.

Апрель

1

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

Воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.

2

Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»

Упражнять в интонировании диалогов

3

Сказка В.Сутеева«Кто сказал «мяу»?

Драматизация сказки

4

Показ сказки детям младших групп

Развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.

Май

1

Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад»

 Учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки.

2

Сказка «Теремок на новый лад»

Воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа

3

Театрализованная игра по сказке «Теремок на новый лад»

Изображать характерные особенности поведения персонажей

4

Мастер-класс для родителей

Приобщение к театрализованной деятельности

Старшая группа

№ п/п

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Беседа о театральной терминологии.

Познакомить детей с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Развивать словарный запас.

2

Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

3

«Пока занавес закрыт»

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

4

 Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.

(Сказка по выбору воспитателя)

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Октябрь

1

 Ритмопластика

 

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

2

Театральные игры

Игра «Веселые обезьянки».

Игра «Поварята».

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

3

Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку».

Работа над дикцией.

4

 «Оживи предмет»

Упражнение на развитие воображения

Ноябрь

1

Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

 Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

2

«Сказка о глупом мышонке»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

3

«Капризуля», «Колокольчики»

Упражнения на дыхание, на артикуляцию.

4

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Декабрь

1

Репетиция сказки о глупом мышонке  (театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

2

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

3

«Снеговик», «Баба Яга».

Игры на развитие двигательных способностей

4

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Январь

1

Беседа о театрализованной игре.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Развивать память, воображение детей.

2

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать  интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

 

Учить детей владеть куклами марионетками.

3

Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол  би-ба-бо)

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

Февраль

1

Этюд  «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать основные эмоций.

2

Культура и техника речи.

 «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

3

Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона

 

Упражнять во владении куклой.

4

Чтение сказки

 «Морозко»

Познакомить детей со сказкой. Беседа о прочитанной сказке.

Март

1

Сказка «Морозко»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность).

2

 Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

3

«Самолётики», «Часики», «Трубач»«Муха».

Работа над дыханием, артикуляцией

Работа над голосом

 

4

 Игра: «Зеркало».

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Апрель

1

Знакомство с понятием «Интонация».

 Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.Выразительное чтение стихов А.Барто

Развивать  творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

 

2

Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан».

Работа над техникой речи.

3

 Сказка «Зайчик и Ежик»

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

4

«Мое настроение»

Упражнение на развитие выразительной мимики

Май

1

Театральная игра «Любитель-рыболов»

Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

2

Театральная игра

«Японская машинка»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

3

«Фантазеры»

Упражнение на развитие воображения

4

Этюд«Ваське стыдно ».

Учить  выражать основные эмоции мимикой и жестами.

Подготовительная группа

№ п/п

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Основы театральной культуры

Игра «Театр моды». Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир»

 

Воспитывать культуру

поведения в театре

 

 

Виды театра

Пополнение лексикона, знакомство с видами театра

2

«Сказки на столе»

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

Показ способов действия с куклами настольного театра

3

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

Октябрь

1

Сказка «Добрые дела».

Учить детей передавать свое отношение к поступкам.

2

Игры «Замени героя сказки»

Развивать умение подбирать к замене соб.персонажей. фонограмы.

3

Занятие-«Сказка ложь, да в ней намек

(по сказкам «Репка» « Колобок» « Маша и Медведь» « Лисичка со скалочкой».

Развивать память, мышление, внимание детей.

Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки.

4

Инсценировки: « Проказы Бармалея».

Побуждать детей импровизировать .

Ноябрь

1

Упражнение с предметами.

 Упражнение со стульями.

 Игра «Руки-ноги».

Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

2

Игры «Король», «День рождения».

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами

3

Разучивание, обыгрывание частушек, загадок по произведениям К.И. Чуковского .

Знакомить с произведениями К.И.Чуковского. Учить слушать и уметь прислушиваться. Работа над звукопроизношением.

4

Этюды- «Самая счастливая» « Неожиданная встреча»

Развивать способность детей понимать эмоц. состояние другого человека. И умение адекватно выражать его.

Декабрь

1

Культура и техника речи.         Скороговорки «Повар Павел, повар Петр.

Работа над голосом, произношением.

2

Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре;

Продолжить развивать интерес к театральному искусству

3

Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко»

Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

4

Придумывание коротких пьес.

Тема выбирается по желанию детей.

Побуждать коллективно сочинять пьесы из жизни детей-разыгрывать их.

Январь

1

Понятия: актер, художник, режиссер, композитор

Продолжать знакомить с главными театр. профессиями «Кто и что должен делать»

 

2

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Продолжать развивать

воображение, фантазию детей;

- развивать умение оправдывать свое поведение

 

3

 « Слова перевертыши»

 « Песенки на лесенках»

Развитие фонематического слуха

 Развитие дикции

Февраль

1

Игра «Ворона» работа над звуками

 Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит».

 Работа над стихотворением «Веселые чижи».

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей

2

Разминочные упражнения.

 Упражнение на внимание и координацию.

Рече двигательная координация.

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

3

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Рассматривание иллюстраций.

Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди»

4

Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди»

Импровизация сказки «Гуси-лебеди»

Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке.

 Деление сказки на эпизоды.

Март

1

Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди»

Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию.

2

Беседа о герояхэпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Иванушка у Бабы-яги», «Побег»

Работать с импровизированным текстом

3

Репетиция спектакля «Гуси-лебеди»

Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).

4

Премьера спектакля «Гуси-лебеди»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

Апрель

1

Работа над техникой речи (дыхание, дикция)

Упражнения на опору дыхания «Птичий двор»;

Упражнения на силу голоса «Муха»

Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.

2

Развлекательная программа «Это вы можете»

Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

3

Игра на внимание «Последний герой».

Развивать внимание детей

4

« Оживи предмет». « О чем думают гномы».

Создавать танцевальные образы персонажей пластикой своего тела.

Развивать воображение.

Май

1

Работа со скороговорками»

«Горячи кирпичи!»

«Тары- бары, растабары»

Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

2

Этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр»

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале. Продолжать знакомство с

гримом; профессиональный костюмер;

воспитывать культуру

поведения в театре и на концерте

3

Клоунада «Наездники», номер «Гимнастки».

Создать условия для организации цирковых номеров

4

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

План профессионального самообразования воспитателя Подготовительной группы Машковой Т.С Тема: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

План профессионального самообразования воспитателя "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"...