Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая, средняя группа)
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги и родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_pdf.io_1.docx | 1011.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КАПИТАН
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
ДОМИК
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик. (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) Станет звать в шалашик-домик.(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки) (направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
БАРАШКИ
Захотели утром рано Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.
Бодаться рогами, слегка ударяя
Но к обеду, вдруг устав, согнутыми указательным пальцам и Разошлись, рога подняв. мизинцем одной руки об указательный
палец и мизинец другой руки.
ГРОЗА
Капли первые упали, Пауков перепугали.
Дождик застучал сильней, Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра, Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
МОЯ СЕМЬЯ
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя, Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой
КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри, (пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в Половиц не слышно скрипа, разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все Только мышка не зевает, медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) Вмиг от кошки удирает убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).
ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать. (ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
(загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик)
(загибает указательный пальчик) и тихонечко сопит. (загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет, (поднимает левую ручку и распрямляет все утро ясное придет, пальчики)
будут пальчики вставать! Повторить то же самое с правой рукой.
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот резал,
этот ел,
ну, а этот лишь глядел!
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
(разгибает мизинчик) (разгибает безымянный пальчик) (разгибает средний пальчик)
(разгибает указательный пальчик) (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
Кто приехал? Мы, мы, мы!
Мама, мама, это ты? Да, да, да!
Папа, папа, это ты? Да, да, да!
Братец, братец, это ты? или:
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да!
Дедушка, а это ты? или:
Бабушка, а это ты? Да, да, да!
Все мы вместе, да, да, да!
КТО ПРИЕХАЛ?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
(хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками указательных пальцев (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками средних пальцев) (хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками безымянных пальцев) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками мизинцев)
(хлопает в ладоши)
“ШАЛУН”
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила. Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала, А этому - не дала.
Он много шалил, Свою тарелку разбил.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
“БЕЛОЧКА”
Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
“ДЕТКИ”
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать -Крепкие, дружные,
Все такие нужные. Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
“ПО ГРИБЫ”
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
“ПАЛЬЧИКИ”
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.
(загибать пальцы, начиная с большого) (сжимать и разжимать кулачки)
(загибать пальчики, начиная с большого)
“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.
(хлопать в ладоши) (загибать поочерёдно пальчики)
“ПАСТУШОК”
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит
На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток
Кашей кормить.
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
(хлопки в ладоши)
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
(можно произносить имя вашего малыша)
“ОЧКИ”
Бабушка очки надела И внучонка разглядела.
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
“СТУЛ”
Ножки, спинка и сиденье -Вот вам стул на удивленье.
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
“СТОЛ”
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
“ЛОДКА”
Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
“ПАРОХОД”
Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
“КОЗА”
У козы торчат рога, Может забодать она.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове.
ПЧЁЛКИ
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: Раз два, три, четыре, пять!
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, Каркает: "Вот и обед!" Глядь - а червячков уж нет!
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди
ПЯТЬ УТЯТ
Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут...
Трое утят плывут... Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
ВЕТЕР
Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
РЫБКИ
Пять маленьких рыбок Играли в реке,
Лежало большое Бревно на песке, И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!” Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”. А третья сказала: “Мне хочется спать!” Четвёртая стала Чуть-чуть замерзать. А пятая крикнула: “Здесь крокодил! Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями
УЛИТКА
В домике она сидит, Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
"Улитка" раскачивается из стороны в сторону. Ползёт вперёд по столу.
"Улитка" заползает на "цветочек". "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Рожки в голову втянула, Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча
В домик спряталась, заснула. "улитку" в "бутоне".
ЧАСЫ
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Мышь скатилась кувырком.
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки
Один хлопок над головой
Руки "скатываются" на пол..
Два хлопка.
Три хлопка.
ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка Перчатку нашла, Гнездо в ней устроив, Мышат позвала.
Им корочку хлеба Дала покусать,
Погладила (отшлёпала) всех
и отправила спать.
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
КОТЯТА
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам
стоят:
Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых
И самых красивых.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
ТАРАКАНЫ
За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)
Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. За буфетом под пакетом девять тараканов.
За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) и т.д
Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими.
Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот".
Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.
Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.
И так далее.
У ЖИРАФОВ
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Хлопаем по всему телу ладонями
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела
Щипаем себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
ПОРОСЯТА
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял, Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал, Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Мизинцы.
Безымянные.
"Фонарики".
Сжимаем и разжимаем кулачки
Средние.
Указательные.
Сжимаем и разжимаем кулачки
Большие.
ДВА КОЗЛИКА
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик, А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить
И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух! И с моста в водичку - плюх!
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени.
ЗАЙЦЫ
Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?" “Бах” - выстрелил охотник, Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев Пустились наутёк.
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Хлопаем в ладоши.
Бежим пальчиками по столу или коленям
ВЕСНА
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок,
А из под старой травки Уже глядит цветок...
А из под старой травки Уже глядит цветок
Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна.
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Движения повторяются.
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). Ладони сомкнуты "ковшом
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) Движения повторяются
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
ЖУЧОК
Этот маленький жучок По земле гуляет,
Листик сладенький найдёт И его кусает.
Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. Этот маленький жучок По траве гуляет...
Этот маленький жучок По кустам гуляет... Этот маленький жучок Выше залезает,
Вот он ямочку нашёл, Лёг и отдыхает.
Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать.
Перебираем пальцами по ступням.
Щипаем ступни.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям.
Перебираем пальцами по животу.
Перебираем пальцами по груди
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи. Пальчики сжимаем в кулаки
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ
Как- то серенький козёл В огород поесть зашёл. Посмотрел по сторонам -Есть еда и здесь и там. Под копытами - трава,
А над головой - листва. Наклонись - капусту кушай, А вверху - большие груши. Сзади огурцы растут, Впереди кусты цветут, Слева - молодой лучок, Справа - вкусный кабачок.
Здесь - сто ягодок, там - двести, Козлик крутится на месте.
И, пока он выбирал, Пёс его в сарай прогнал.
Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд. Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Опускаем подбородок. Поднимаем подбородок вверх. Наклоняемся вниз.
Встаём на носочки, тянемся вверх. Поворачиваемя назад. Возвращаемся обратно.
Полуобороты вправо-влево. Наклоны вправо-влево. Крутимся.
Наклонив голову, убегаем от "пса".
ЗМЕЙКА
Посмотрите-ка, друзья, У меня живёт змея!. По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Хоть и нет у змейки ножек, Очень быстро по дорожке, Широко открыв свой рот За лягушками ползёт.
Нет у этой змейки глаз И поймала в этот раз Не лягушек, не стрекоз, А ребёночка за нос.
3Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Медленно вращаем кистью руки
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Волнообразные движения рукой
"Змея" хватает за нос партнёра по игре.
ГВОЗДИ
Бом, бом, бом, бом, Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). По гвоздям бьём молотком Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди.
Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.
Значит, клещи надо взять, Будем гвозди вырывать. Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки -клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" -поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Эти пальчики щипают, Эти пальчики гуляют, Эти - любят поболтать, Эти - тихо подремать,
А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться.
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). Указательный и средний "идут" по другой руке.
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
В КОМНАТЕ
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала. Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столомХватательно-щипательные движения правой
Кошка коготками лавочку скребёт,
Курочка рябая пол крылом метёт
Катя варит кашу для зверят своих
Кашки наварила, с ложки кормит их
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).
ДОМ
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл
Руки над головой "домиком".
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх. Руки перед собой кольцом, пальцы соединены. Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. "Стряхивающие" движения
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
КРОЛИК
Маленький кролик с большими ушами,
Розовым носом, Смешными усами
Норку глубокую роет себе Сильными лапками
в мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе Или спит.
Кролик ушами всегда шевелит Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов
Кисти прижать к голове, как ушки.
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Указательные пальцы прижаты к губам.
Роем норку (колени).
"Чистим шёрстку".
Руки складываем, кладём под щёку.
Шевелим "ушами".
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.
ЧЕРЕПАШКА
Моя черепашка в коробке живёт,
Купается в ванне, По полу ползёт.
Её на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре Волнообразные движение кулаком в воздухе.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Руки возвращаются в исходное положение. Отрицательный жест головой
ГОРШОК
Под крышкой -Маленький горшок, Открыли крышку -Мышка - скок!
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз. Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри
Поворачиваем "крышку" ладонью вверх. Резко поднимаем большой палец
МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик, Я в дождь хожу с ним
Пусть дождь барабанит -Останусь сухим.
А вот моя книжка Могу почитать,
Могу вам картиночки В ней показать.
Вот это - мой мяч, Очень ловкий, смешной Его я бросаю
Над головой.
А вот мой котёнок, Я глажу его, Мурлычет он так Для меня одного.
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Раскрываем ладони "книжечкой". Руки вытягиваем, ладони открыты.
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки. "Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
Поочерёдно гладим одну руку другой.
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами, Над деревьями,
Домами,
И над морем, над волной, И немножко надо мной.
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Руки сложены над головой крышей. Нарисовать волну рукой.
Дотронуться до головы.
картотека пальчиковых
игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...