Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой: Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Коваленко Наталья Дмитриевна

 

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», учить понимать смысл сказки.

Задачи: 

1.Продолжать учить воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры, поступки персонажей;

2.Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки;

3.Упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову;

4.Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;

5.Активизировать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: книга со сказкой «Лисичка-сестричка и волк», красочные иллюстрации к сказке «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса учит ловить волка рыбу», маски сказочных персонажей :волка и лисы.

Предварительная работа. Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Обратить на нее внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться о ком эта сказка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой: Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», учить понимать смысл сказки.

Задачи:  

1.Продолжать учить воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры, поступки персонажей;

2.Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки;

3.Упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову;

4.Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;

5.Активизировать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: книга со сказкой «Лисичка-сестричка и волк», красочные иллюстрации к сказке «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса учит ловить волка рыбу», маски сказочных персонажей :волка и лисы.

Предварительная работа. Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Обратить на нее внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться о ком эта сказка.

Ход занятия.

1.Вводная часть (организационный момент). Дети стоят в кругу.

Воспитатель: -Ребята! Сегодня мы пойдем в гости к сказке.

Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками)

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают)

Мы лису обхитрим,

 На носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим ее)

Воспитатель: -Дети, а вы любите сказки? (Дети отвечают)

- Вспомните, чем отличается рассказ от стихотворения, сказки? (рассказ описывает событие, в стихотворении есть рифма, а в сказке есть волшебство) -Кто сочиняет сказки, стихотворения? (сказки сочиняют авторы и разные  народы, стихотворения сочиняет автор).

-А кто знает, что такое загадка? (Ответы детей).Да, в загадке рассказывается о чем-либо, но сам предмет не называется. Нужно хорошо подумать и отгадать, о чем говорится в загадках. Например, о ком говорится в этих загадках?  

                                                                                                                                  Съел он семерых козлят,

Полежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонько полежала, потом вдруг убежала (Еж)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (
Лиса)

Хоть верь, хоть не верь:

Пробежал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста(Лось)

Воспитатель: -Как вы догадались, что это еж?(лиса, лось). С чем его(ее) сравнивают?(ответы детей) .Молодцы, ребята.

2.Основная часть .Чтение сказки. Беседа по ее содержанию с рассматриванием иллюстраций.

Воспитатель: -Ребята, вы знаете немало  сказок о животных. Во многих сказках главная героиня-лиса. Какими словами можно сказать о лисе, ее внешности? (хитрая, рыжая плутовка) Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе (Колобок , Заюшкина избушка, Жихарка, Теремок и т.д.

-Сегодня, я  расскажу вам еще одну сказку о лисе, которую знают ваши родители, бабушки, дедушки.  Слушайте внимательно, а потом скажите, какими вам показались главные герои этой сказки (дети садятся на стульчики)

(Воспитатель читает сказку и следит за осанкой детей)

Воспитатель: -Дети, понравилась ли вам сказка? (ответы детей).

-Кто главные герои сказки? (волк и лиса).

-Расскажите, какой вы представляете себе лису? Какими словами можно о ней рассказать? (обманщица, лесная плутовка, хитрая )

-Вспомните, как говорится о лисе в сказке? (Лисонька, лисичка-сестричка, лисичка)

-Какой в сказке волк? (голодный, доверчивый).

-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по-доброму).

Воспитатель: -Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

-Какие сказочные выражения вы запомнили? ( воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации к сказке, помогает вспомнить эпизоды, которые они отражают.

Воспитатель: А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)

В какое время года бывают морозы? (зимой)

-Давайте покажем, что нам не страшны никакие морозы.

Физминутка.

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте) 
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши) 
Подойдет ко мне мороз, (Присели) 
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос) 
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши) 
Прыгать, бегать
 и играть. (Прыжки на месте) е мерзнуть зимой давайте разомнемся.

3.Разыгрывание отрывка сказки по ролям.

Воспитатель: - Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники. (Воспитатель надевает участникам маски)

Воспитатель. Едет лиса на волке.( Дети один за другого держится ) да приговаривает…

Лиса: Битый небитого везёт, битый небитого везет!

Волк: Что ты лисонька говоришь?

Лиса: А я, волчок, говорю: битый  битого везет.

Волк: Так, лисонька, так.

Волк: Да правильно.

Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? (Смеётся – посмеивается). (Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей

4.Итог занятия.

Воспитатель: -Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Что мы сегодня делали? Что понравилось? Чему учит нас сказка? На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. На примере сказок мы понимаем, что нельзя обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели. Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой «Пересказ сказки «Бычок-смоляной бочок»

Программное содержание:Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.Учить выделять характерные признаки персонажей.Учить точно отвечать на вопросы.Освоение ...

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Данный материал знакомит детей с новой сказкой, учит следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок» с переходом в аппликацию «Пирог»

Конспект НОД в средней группе по ознакомлениюс художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок»с переходом в аппликацию «Пирог»Цель: 1. познакомить д...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу произведения....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской нородной сказкой "Хаврошечка"....

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...