Музыкотерапия
материал

Маслова Лариса Васильевна

Понятие музыкотерапии,история,применение музыкотерапии в образовательном процессе и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx38.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Барвинок» города Алушта

Доклад

«Музыкотерапия»

                                                                                                Подготовила

                                                                         Музыкальный руководитель

                                                                          Маслова Л.В

с.Рыбачье 2018 г.

Понятие музыкотерапии.

История музыкотерапии.

Примеры воздействия на человека.

Каким образом музыка воздействует на человека?

Музыкотерапия в детском саду.

Особенности использования музыкотерапии.

Аудиоаптека.

Музыка- наилучший  воспитатель ребенка. Именно она способна целенаправленно и гармонично формировать его психику с самого раннего возраста. Здоровая психика ребенка- залог его физического здоровья.

Способна ли музыка исцелять? В этом не приходится сомневаться. Использование музыки в лечебной практике корнями уходит в глубину веков. Сегодня этот опыт развивается в рамках так называемой музыкальной терапии.

Понятие «музыкальная терапия» родилось в сфере медицинской лечебной практики и связано с использованием в ней музыкального искусства.

Муз. терапия ,родившаяся как понятие в середине 20 века на самом деле имеет многовековую историю. Античные философы Пифагор ,Аристотель ,Платон тоже писали о целебной силе музыкального  воздействия. В Древнем Египте под музыку принимали роды .Авиценна использовал ее для лечения психических больных .Гиппократ исцелял музыкой  бессоницу  и эпилепсию .Древнекитайские  врачи полагали ,что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной орган.

Однако древние традиции были утеряны ,лишь с 20 столетия начинается возрождение музыкотерапевтической практики. К настоящему времени муз. терапия  получила распространение во всем мире. Случаи чудесного исцеления с помощью музыки накапливаются.

1.Из интервью худ.рук. и гл. дирижера оркестра «Боян»: «Одного ракового больного уже отправили домой умирать ,потому что ничего не могли с ним сделать в течение долгого времени, его лечили всеми соответствующими методами: и терапией, химией, лекарствами, облучением. Когда он уже превратился в кожу и кости, его отправили умирать ,сказали ,что придется жить не более семи дней ,он не захотел даже попрощаться с нами ,настолько он плохо выглядел. У меня в это время был хороший концерт  Рахманинова, я просто отправил ему диск, чтобы было не скучно жить последние дни. И через месяц он звонит мне и говорит: спасибо вам ,Анатолий Иванович ,за второй концерт, я не ожидал,что это такая музыка ,я ее слушаю каждый день по нескольку раз, не могу оторваться, чем больше слушаю, тем больше нравится ,и получаю истинное наслаждение. Прошел еще один месяц ,и вдруг мне звонят друзья и говорят, что…этот самый раковый больной приглашает к себе в гости. И мы пошли,6 человек ,и что мы увидели? Что он не только уже не находится в горизонтальном положении, он уже сам встает,ходит ,оброс  мясом ,жена счастлива .идет ремиссия ,восстановление. Произошло чудо. Полетаев ту тже высказывает свои предположения о чудодейственной силе именно второго концерта Рахманинова: «Он особенно целебен и  энергетичен  ,потому что Рахманинов перед этим был в глубочайшей депрессии ,и он выходил из этого состояния путем преодоления ,борьбы и победы над своей депрессией .И это все закодировано в концерте. Он, особенно финал ,это колоссальнейший апофеоз победы и такой силищи энергетической… которая воздействует на клетку и дает ей ресурс борьбы,в том числе с раковой опухолью.»

2.В лабораториях США и Великобритании ищут обьяснение  другому удивительному ,многократно подтвержденному факту: ре-маж.  Соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее.

3.Музыка помогает в качестве анестезии в стоматологических кабинетах ,при родах, и др. случаях, когда нужно обезбаливание.

4.Есть уникальные примеры исцеления дцп.:  «12 летняя Аня ,страдающая ДЦП, благодаря занятиям музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырех междун. Эстрадных конкурсов.»

5.Проводятся экперименты по муз .воздействию на больных такими проблемными заболеваниями ,как бесплодие ,СПИД.

6.Фабьен Маман, основатель французской Академии звука, цвета и движения в процессе совместной работы с биологом Э Гримом установил, что звучание определенной ноты влияет на изменение не только цвета, но и формы клетки крови. Оказалось ,что звук «до» заставляет клетку крови вытягиваться в длину ,а звук «ля» воздействует на клетки раковой опухоли, разрушая их.

7.Бразильские ученые провели  эксперимент ,в котором приняли участие 60 пациентов ,страдавших различными нарушениями  зрения. Половина участников готовились к исследованию зрения под музыку Моцарта. Другие ожидали начала тестирования в полной тишине. Пациенты, ожидающие начала теста под музыку Моцарта, лучше фокусировали зрение и справились с заданием значительно быстрее ,чем те, которые ожидали в тишине.

8.Знаменитый французский актер Ж. Депардье избавился от заикания за 3 месяца ,ежедневно слушая  по совету врача музыку Моцарта.

Каким же образом музыка воздействует на организм человека?

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпанный источник вдохновения. Музыка может предоставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.

Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно- психических заболеваний.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Рок-музыка может действовать разрушающе на мозг.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему,увеличивает содержание адреналина в крови.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, не так давно стаpейший в миpе бpитанский наyчный жypнал «Nature» («Пpиpода») опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что это действительно так. После 10-ти минyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов - yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц.

Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится.

Музыкотерапия в детском саду

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка? В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».

М. Л. Лазарев считает, что во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.

3) Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.

Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.

А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского,

«Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Музыкотерапия, как целостное использование  музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры, музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.

- Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3 Бах «Органные произведения».

5. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Аудиоаптека

Музыкальный стиль

Композиторы

Характер воздействия

Грегорианский хорал

Филип де Витри,Гицом де Машо, Клеман  Жаннекен,

Дюфаи,Обрехт,Окегем,Жоскен

Де-пре,Орландо Лассо,Палестрина

Мышечная релаксация, введение в медитативное состояние

Барокко

Монтеверди,Перселл,Алессандро

Доменико Скарлатти,Люлли,Рамо,

Фрескобальи,Крелли,Тартини,Вивальди,

Телеман,Букстехуде,Пахельбель,Гендель,

И.С.Бах, Альбинони

Развитие памяти,внимания,духовное возвышение

Рококо

Куперен,Рамо,Дакен,Берд,Булл

Снятие умственного утомления

Классицизм

Гайдн,Моцарт,Бетховен,Перголези,Глюк

Повышение эффективности интеллектуального труда,стимуляция развития интеллекта,целостная гармонизация личности

Романтизм

Шберт,Мендельсон,Шуман,Шопен,

Мейербер,Россни,Паганини,Берлиоз,

Григ,Брамс,И.Штраус,Лист,Вагнер,Бизе,Делиб,СенСанс,Масне,Гуно,Верди,

Пуччини,Сметана,Дворжак,

РимскийКорсаков,Чайковский,

Рахманинов,Лысенко.

Обогащение эмоциональной сферы,развитие душевной чуткости

Импрессионизм

Дебюсси,Равель,Лядов,Чюрленис,ранний Скрябин

Снятие эмоционального напряжения,развитие фантазии

Экспрессионизм

Берг,Шенберг,Веббер,Малер,Скрябин

Стрессотерапия

Музыка ХХ века

Веберн,Стравинский,Прокофьев,

Шостакович,Свиридов,Шнитке,

Канчелли,Пярт,Скорик,Станкович,

Степаненко,Сильвестров,

Шух,Гаврилец

В зависимости от индивидуального стиля композитора

Джаз

Джазовые инструментальные

композиции

Снятие мышечных зажимов, личностное раскрепощение

Рок

На усмотрение

Синхронизация полушарий мозга или интеллектуальное угнетение

Рэп

На усмотрение

Организация мысли в ритме современной жизни,изживание текущих негативных психических состояний

Попса

На усмотрение

Влияние на физиологический уровень, нижние этажи сознания

Танцевальная музыка

На усмотрение

Целостная гармонизация при условии спонтанного танца, влияние на эмоционально-физиологический уровень

Тяжелый рок

На усмотрение

Снятие агрессивности или разрушение физического и психического здоровья

Фольклор

На усмотрение

Пробуждение генной памяти, возбуждение в подсознании «ресурсных состояний»-ощущения гармоничной полноты бытия

Православные песнопения

На усмотрение

Пробуждение глубочайших религиозных чувств, душевное  просветление и примирение с дисгармоничной действительностью, снятие чувства одиночества, тоски и страха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...