Статья на тему: "Развитие речи детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Людмила Ивановна Прохорова

Развитие  речи детей раннего  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prohorovoy.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие  речи детей раннего  возраста»

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах ребенка раннего возраста: ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.

Но во ФГОС ДО задача только активизация в речи детей  существительных, а в методиках активизация и существительных и глаголов и прилагательных, на эти же задачи направлена наша образовательная программа.  

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова.

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта  малыша.

Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

По наблюдениям в группе более половины детей не говорят. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания (энцефалопатия, ММД,ЗРР и др.) и условия домашнего воспитания.

Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие»  и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы.

В исследованиях М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, В.В.Ветровой, М.Г.Елагиной, были выявлены 3 составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи. И мы эти факторы берем основой речевого развития – это конечно доброжелательное отношение к ребенку, насыщение слышимой речью в ситуации общения со взрослым, сотрудничество в предметной деятельности

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель работы: Создание условий для речевого развития (активной и пассивной) детей раннего возраста.

Задачи работы с детьми пониманию речи и активной речи:

Понимание речи:

1. Усложнять понимание речи на основе расширения представлений об окружающем мире и совершенствования предметной деятельности.

2. Осуществить переход от понимания детьми отдельных фраз (просьбы, поручения и т.д.) к пониманию  несложных рассказов, сказок и т.д.

3.Воспитывать интерес к общению.

Активная речь:

1. Активизация в речи детей слов, относящихся к разным тематическим группам и частям речи: существительных, глаголов, прилагательных.

2. Развивать сенсомоторную основу речевой деятельности: общие движения,  мелкая моторика, артикуляционная моторика, слуховое и фонематическое восприятие.

3. Формировать умения фразовой речи с применением простых и сложных синтаксических конструкций.

4. Развивать умения диалогической речи: умения задавать и отвечать на вопросы.

5. Развивать умения монологической речи: умения пересказывать небольшие рассказы и составлять элементарные высказывания из 2-3 предложений на близкую для детей тему.

6. Воспитывать интерес к общению самостоятельность, активность.

Этапы работы.

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование речевого развития воспитанников, анкетирование родителей,  обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по речевому развитию воспитанников раннего возраста). (август - сентябрь).

2. Основный (организация взаимодействия с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация взаимодействия с родителями) (октябрь – апрель).

3.Итоговый (повторное обследование особенностей речевого развития детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май).

На  подготовительном этапе также было проанализирована литература по теме, представленная ранее.

Также обследовано речевое развитие детей по методике  Л.В. Красильниковой. Оно  проходит в виде сюжетно – дидактической игры в кукольном уголке, в ситуации сотрудничества взрослого с ребенком.  

Анализировались следующие показатели пассивной и активной речи

Критерии по активной речи:

Развитие диалогических умений.

- умение слушать и отвечать на вопросы.

- умение задавать вопросы взрослому: Что? Где? Когда? Чем?

- овладение умениями речевого этикета в обиходном  общении ( умение здороваться и прощаться, благодарить за  помощь);

 Развитие монологических умений.

- умение составлять элементарное высказывание из 2-3 предложений по совершаемым действиям;

- умение пересказывать хорошо знакомые сказки в ситуации сопряженной речи с воспитателем (договаривать предложения начатые педагогом).

Критерии по пассивной речи:

1.Понимание обращенной речи:

- понимание сущ-ых, обозначающих предметы;

- помимание глаголов, обозначающих действия;

- понимание прилагательных и наречий;

- понимание предложенных конструкций, обозначающих пространственное расположение объекта.

2.Понимание одно- и двух- ступенчатой инструкции педагога.

3.Понимание форм ед. и мн. Числа сущ.

4.Понимание форм сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Понимание сказок и стихотворений.

6.Понимание вопросов взрослого.

Также методом наблюдения анализировались проявляемые детьми в сюжетной дидактической игре и в общении качества: самостоятельность, интерес, активность.

Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.

По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития детей, но 30% родителей не придают особого значения  общению, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.

На основании результатов обследования мы разделили деятельность  с детьми по этапам с задачами взаимодействия.

1 этап:

  1. Ознакомить детей с предметами ближайшего окружения.
  2. Развивать умение находить конкретный предмет, соотносить его с изображением на картинке, названием.
  3. Развивать умение детей  находить нужный предмет в знакомой обстановке, руководствуясь словесной инструкцией.
  4. Развитие мелкой моторики детей  средствами пальчиковых игр,
  5. Развитие  речевого дыхания
  6. Воспитание интереса к общению и речи.

2 этап:

1. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, качества: существительные, глаголы, прилагательные.

2. Закреплять название животных, их детенышей.

3. Закреплять умение называть словом качественные характеристики знакомых предметов.

4. Развитие мелкой моторики детей  средствами пальчиковых игр,

5.Развитие  речевого дыхания.

6. Воспитание интереса к общению, речи.

3 этап:

1. Развивать фразовую речь детей.

2.Формировать умение детей строить предложения от своего имени.

3.Развитие мелкой моторики  и  речевого дыхания детей.

4.Воспитание интереса к общению, речи

Мы также учитываем факторы речевого развития. Одни и те же методы играют разную роль. Например, Наблюдение во фронтальной форме (на прогулке) готовое  с рассказом воспитателя; в подгрупповой форме организации наблюдение с вопросами и уточнениями. В ситуации сотрудничества и общения часто используем поощрения.  

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

В группе  мы создали естественную, комфортабельную, уютную,  рациональную организованную, доступную, безопасную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и  игровым материалом.

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии  развития ребенка.

Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Опираясь на рекомендации Г. Пилюгиной, Л.Н. Павловой по примерному игровому материалу по познавательному развитию малышей, мы расширили предложенный список игрушками - самоделками.

Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т.к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Настя А. и Настя М., Рома Р. любят играть вместе со взрослыми в  настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.

Можно сделать вывод, что развивающая предметно – пространственная образовательная среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Она становится основой для  развития речи и действий ребенка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю  по подгруппам.  Кроме занятий ежедневно проводятся  наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание,  дидактические игры  по ознакомлению по развитию речи детей  и т.д. Основная форма обучения – это занятия с ребенком.

В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.

При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Настя А., Настя М.) вопрос «Кто это, что это», а Степе П., Геле Л. «Покажи где ложка и т.д.». Обязательно учитываем факторы речевого развития: в доброжелательной обстановке, сотрудничество и насыщение жизни ребенка слышимой речью  в ситуации общения.

Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания  и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:

  • Летом,  подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;  
  •  Осенью -  разноцветные  листочки;  зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги,
  • Весной – солнышки, капельки.

Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на  султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.

Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.     Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.

При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Яна Н., Маша В.) вопрос «Кто это, что это», а Никите, Данилу «Покажи, где ложка и т.д.».

На первом этапе  мы знакомим детей  с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

На первых занятиях мы  читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке.  Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек,  животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют  дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.

Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы  перешли ко второму этапу.

На втором этапе  мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей  к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.    Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га-  га» и тд. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим, учитывая факторы речевого развития

Итак, в процессе работы, пришедшие,  не говорящие,  крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.

На третьем  этапе  мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов.  С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов.  Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание  картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы,  Настя А., Рома Р. могут составить

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся  на прогулку или домой.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.

Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного  для раннего возраста  - развития речи детей.

Важно также взаимодействие с родителями. В своей работе с родителями  мы использовали следующие формы взаимодействия:

Консультации

семинары

Совместные мероприятия: праздники, развлечения.

Беседы,

анкетирование

       

В начале учебного года мы сообщили родителям итоги обследования развития  речи детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей.  Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев».

Увеличилось количество родителей, обращающихся за индивидуальной консультацией. По их запросам проводились беседы, консультации.

Повторное обследование развития речи по методике Л.В. Красильниковой и проявляемых качеств воспитанников показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось  развитие связной речи и словаря детей, повысилась самостоятельность и активность

сходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами работы стали:

  • Развитие  активной речи детей.
  • Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
  •  Развитие мелкой моторики детей.
  • Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми, развитие самостоятельности
  • Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.

Перспективы

  • Продолжать работу по развитию речи детей раннего возраста.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами  по развитию речи детей.

 Список литературы:

  • К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», Москва, 2004.
  • М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», Санкт-Петербург, 2004
  • Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», Москва, 2007
  • Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти – Москва, 2002.
  • О.Е.Громова «Методика формирования начального детского лексикона», Москва, 2003.
  • Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003
  • О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем», Москва, 2005
  • О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006
  • Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», Москва, 2005
  • Л.В. Красильникова «Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте» Нижний Новгород, 2011 год.
  • О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006
  • Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, 2005
  • В.А.Петрова «Методика занятий по развитию речи с детьми второго и третьего года жизни», Москва, 1965
  • К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004
  •  Ф.А.Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о музыкальном развитии детей "Музыка и дети"

Если          Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок быстро и правильно заговорил, был успешным в математике, логике, - учите его МУЗЫКЕ!...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

Статья "Что рисуют ваши дети", как связано между собой изображение на рисунке детей и внутренним эмоциональным состоянием ребёнка.

Статья "Что рисуют ваши дети"Психологи давно заметили , что существует тесная связь между рисунками детей и их внутренними переживаниями.Присмотритесь внимательнее к рисункам ваших детей и может...

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...

Адаптация детей раннеговозраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

Статья про песок, статья про мелки для детей раннего возратса.

Статьи про развитие мелкой моторики рук для детей раннего возратса....