Статья на тему: "Развитие речи детей раннего возраста"
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста»
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах ребенка раннего возраста: ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.
Но во ФГОС ДО задача только активизация в речи детей существительных, а в методиках активизация и существительных и глаголов и прилагательных, на эти же задачи направлена наша образовательная программа.
Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова.
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.
Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
По наблюдениям в группе более половины детей не говорят. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания (энцефалопатия, ММД,ЗРР и др.) и условия домашнего воспитания.
Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы.
В исследованиях М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, В.В.Ветровой, М.Г.Елагиной, были выявлены 3 составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи. И мы эти факторы берем основой речевого развития – это конечно доброжелательное отношение к ребенку, насыщение слышимой речью в ситуации общения со взрослым, сотрудничество в предметной деятельности
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель работы: Создание условий для речевого развития (активной и пассивной) детей раннего возраста.
Задачи работы с детьми пониманию речи и активной речи:
Понимание речи:
1. Усложнять понимание речи на основе расширения представлений об окружающем мире и совершенствования предметной деятельности.
2. Осуществить переход от понимания детьми отдельных фраз (просьбы, поручения и т.д.) к пониманию несложных рассказов, сказок и т.д.
3.Воспитывать интерес к общению.
Активная речь:
1. Активизация в речи детей слов, относящихся к разным тематическим группам и частям речи: существительных, глаголов, прилагательных.
2. Развивать сенсомоторную основу речевой деятельности: общие движения, мелкая моторика, артикуляционная моторика, слуховое и фонематическое восприятие.
3. Формировать умения фразовой речи с применением простых и сложных синтаксических конструкций.
4. Развивать умения диалогической речи: умения задавать и отвечать на вопросы.
5. Развивать умения монологической речи: умения пересказывать небольшие рассказы и составлять элементарные высказывания из 2-3 предложений на близкую для детей тему.
6. Воспитывать интерес к общению самостоятельность, активность.
Этапы работы.
1.Подготовительный (анализ литературы, обследование речевого развития воспитанников, анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по речевому развитию воспитанников раннего возраста). (август - сентябрь).
2. Основный (организация взаимодействия с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация взаимодействия с родителями) (октябрь – апрель).
3.Итоговый (повторное обследование особенностей речевого развития детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май).
На подготовительном этапе также было проанализирована литература по теме, представленная ранее.
Также обследовано речевое развитие детей по методике Л.В. Красильниковой. Оно проходит в виде сюжетно – дидактической игры в кукольном уголке, в ситуации сотрудничества взрослого с ребенком.
Анализировались следующие показатели пассивной и активной речи
Критерии по активной речи:
Развитие диалогических умений.
- умение слушать и отвечать на вопросы.
- умение задавать вопросы взрослому: Что? Где? Когда? Чем?
- овладение умениями речевого этикета в обиходном общении ( умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь);
Развитие монологических умений.
- умение составлять элементарное высказывание из 2-3 предложений по совершаемым действиям;
- умение пересказывать хорошо знакомые сказки в ситуации сопряженной речи с воспитателем (договаривать предложения начатые педагогом).
Критерии по пассивной речи:
1.Понимание обращенной речи:
- понимание сущ-ых, обозначающих предметы;
- помимание глаголов, обозначающих действия;
- понимание прилагательных и наречий;
- понимание предложенных конструкций, обозначающих пространственное расположение объекта.
2.Понимание одно- и двух- ступенчатой инструкции педагога.
3.Понимание форм ед. и мн. Числа сущ.
4.Понимание форм сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5.Понимание сказок и стихотворений.
6.Понимание вопросов взрослого.
Также методом наблюдения анализировались проявляемые детьми в сюжетной дидактической игре и в общении качества: самостоятельность, интерес, активность.
Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.
По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития детей, но 30% родителей не придают особого значения общению, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.
На основании результатов обследования мы разделили деятельность с детьми по этапам с задачами взаимодействия.
1 этап:
- Ознакомить детей с предметами ближайшего окружения.
- Развивать умение находить конкретный предмет, соотносить его с изображением на картинке, названием.
- Развивать умение детей находить нужный предмет в знакомой обстановке, руководствуясь словесной инструкцией.
- Развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр,
- Развитие речевого дыхания
- Воспитание интереса к общению и речи.
2 этап:
1. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, качества: существительные, глаголы, прилагательные.
2. Закреплять название животных, их детенышей.
3. Закреплять умение называть словом качественные характеристики знакомых предметов.
4. Развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр,
5.Развитие речевого дыхания.
6. Воспитание интереса к общению, речи.
3 этап:
1. Развивать фразовую речь детей.
2.Формировать умение детей строить предложения от своего имени.
3.Развитие мелкой моторики и речевого дыхания детей.
4.Воспитание интереса к общению, речи
Мы также учитываем факторы речевого развития. Одни и те же методы играют разную роль. Например, Наблюдение во фронтальной форме (на прогулке) готовое с рассказом воспитателя; в подгрупповой форме организации наблюдение с вопросами и уточнениями. В ситуации сотрудничества и общения часто используем поощрения.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную, доступную, безопасную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Опираясь на рекомендации Г. Пилюгиной, Л.Н. Павловой по примерному игровому материалу по познавательному развитию малышей, мы расширили предложенный список игрушками - самоделками.
Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т.к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Настя А. и Настя М., Рома Р. любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.
Можно сделать вывод, что развивающая предметно – пространственная образовательная среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для развития речи и действий ребенка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам. Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т.д. Основная форма обучения – это занятия с ребенком.
В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.
При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Настя А., Настя М.) вопрос «Кто это, что это», а Степе П., Геле Л. «Покажи где ложка и т.д.». Обязательно учитываем факторы речевого развития: в доброжелательной обстановке, сотрудничество и насыщение жизни ребенка слышимой речью в ситуации общения.
Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:
- Летом, подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;
- Осенью - разноцветные листочки; зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги,
- Весной – солнышки, капельки.
Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.
Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков. Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.
При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Яна Н., Маша В.) вопрос «Кто это, что это», а Никите, Данилу «Покажи, где ложка и т.д.».
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.
На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.
Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.
На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим, учитывая факторы речевого развития
Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.
На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Настя А., Рома Р. могут составить
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.
Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.
Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.
Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.
Важно также взаимодействие с родителями. В своей работе с родителями мы использовали следующие формы взаимодействия:
Консультации семинары | Совместные мероприятия: праздники, развлечения. | Беседы, анкетирование |
В начале учебного года мы сообщили родителям итоги обследования развития речи детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей. Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев».
Увеличилось количество родителей, обращающихся за индивидуальной консультацией. По их запросам проводились беседы, консультации.
Повторное обследование развития речи по методике Л.В. Красильниковой и проявляемых качеств воспитанников показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей, повысилась самостоятельность и активность
сходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами работы стали:
- Развитие активной речи детей.
- Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
- Развитие мелкой моторики детей.
- Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми, развитие самостоятельности
- Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
Перспективы
- Продолжать работу по развитию речи детей раннего возраста.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.
Список литературы:
- К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», Москва, 2004.
- М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», Санкт-Петербург, 2004
- Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», Москва, 2007
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти – Москва, 2002.
- О.Е.Громова «Методика формирования начального детского лексикона», Москва, 2003.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003
- О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем», Москва, 2005
- О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006
- Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», Москва, 2005
- Л.В. Красильникова «Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте» Нижний Новгород, 2011 год.
- О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006
- Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, 2005
- В.А.Петрова «Методика занятий по развитию речи с детьми второго и третьего года жизни», Москва, 1965
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004
- Ф.А.Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о музыкальном развитии детей "Музыка и дети"
Если Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок быстро и правильно заговорил, был успешным в математике, логике, - учите его МУЗЫКЕ!...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
Статья "Что рисуют ваши дети", как связано между собой изображение на рисунке детей и внутренним эмоциональным состоянием ребёнка.
Статья "Что рисуют ваши дети"Психологи давно заметили , что существует тесная связь между рисунками детей и их внутренними переживаниями.Присмотритесь внимательнее к рисункам ваших детей и может...
Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"
Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...
Возрастные особенности развития детей раннеговозраста
Консультация для родителей...
Адаптация детей раннеговозраста к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...
Статья про песок, статья про мелки для детей раннего возратса.
Статьи про развитие мелкой моторики рук для детей раннего возратса....