Статья на тему: "Развитие речи детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Людмила Ивановна Прохорова

Развитие  речи детей раннего  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prohorovoy.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие  речи детей раннего  возраста»

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах ребенка раннего возраста: ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.

Но во ФГОС ДО задача только активизация в речи детей  существительных, а в методиках активизация и существительных и глаголов и прилагательных, на эти же задачи направлена наша образовательная программа.  

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова.

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта  малыша.

Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

По наблюдениям в группе более половины детей не говорят. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания (энцефалопатия, ММД,ЗРР и др.) и условия домашнего воспитания.

Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие»  и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы.

В исследованиях М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, В.В.Ветровой, М.Г.Елагиной, были выявлены 3 составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи. И мы эти факторы берем основой речевого развития – это конечно доброжелательное отношение к ребенку, насыщение слышимой речью в ситуации общения со взрослым, сотрудничество в предметной деятельности

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель работы: Создание условий для речевого развития (активной и пассивной) детей раннего возраста.

Задачи работы с детьми пониманию речи и активной речи:

Понимание речи:

1. Усложнять понимание речи на основе расширения представлений об окружающем мире и совершенствования предметной деятельности.

2. Осуществить переход от понимания детьми отдельных фраз (просьбы, поручения и т.д.) к пониманию  несложных рассказов, сказок и т.д.

3.Воспитывать интерес к общению.

Активная речь:

1. Активизация в речи детей слов, относящихся к разным тематическим группам и частям речи: существительных, глаголов, прилагательных.

2. Развивать сенсомоторную основу речевой деятельности: общие движения,  мелкая моторика, артикуляционная моторика, слуховое и фонематическое восприятие.

3. Формировать умения фразовой речи с применением простых и сложных синтаксических конструкций.

4. Развивать умения диалогической речи: умения задавать и отвечать на вопросы.

5. Развивать умения монологической речи: умения пересказывать небольшие рассказы и составлять элементарные высказывания из 2-3 предложений на близкую для детей тему.

6. Воспитывать интерес к общению самостоятельность, активность.

Этапы работы.

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование речевого развития воспитанников, анкетирование родителей,  обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по речевому развитию воспитанников раннего возраста). (август - сентябрь).

2. Основный (организация взаимодействия с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация взаимодействия с родителями) (октябрь – апрель).

3.Итоговый (повторное обследование особенностей речевого развития детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май).

На  подготовительном этапе также было проанализирована литература по теме, представленная ранее.

Также обследовано речевое развитие детей по методике  Л.В. Красильниковой. Оно  проходит в виде сюжетно – дидактической игры в кукольном уголке, в ситуации сотрудничества взрослого с ребенком.  

Анализировались следующие показатели пассивной и активной речи

Критерии по активной речи:

Развитие диалогических умений.

- умение слушать и отвечать на вопросы.

- умение задавать вопросы взрослому: Что? Где? Когда? Чем?

- овладение умениями речевого этикета в обиходном  общении ( умение здороваться и прощаться, благодарить за  помощь);

 Развитие монологических умений.

- умение составлять элементарное высказывание из 2-3 предложений по совершаемым действиям;

- умение пересказывать хорошо знакомые сказки в ситуации сопряженной речи с воспитателем (договаривать предложения начатые педагогом).

Критерии по пассивной речи:

1.Понимание обращенной речи:

- понимание сущ-ых, обозначающих предметы;

- помимание глаголов, обозначающих действия;

- понимание прилагательных и наречий;

- понимание предложенных конструкций, обозначающих пространственное расположение объекта.

2.Понимание одно- и двух- ступенчатой инструкции педагога.

3.Понимание форм ед. и мн. Числа сущ.

4.Понимание форм сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Понимание сказок и стихотворений.

6.Понимание вопросов взрослого.

Также методом наблюдения анализировались проявляемые детьми в сюжетной дидактической игре и в общении качества: самостоятельность, интерес, активность.

Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.

По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития детей, но 30% родителей не придают особого значения  общению, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.

На основании результатов обследования мы разделили деятельность  с детьми по этапам с задачами взаимодействия.

1 этап:

  1. Ознакомить детей с предметами ближайшего окружения.
  2. Развивать умение находить конкретный предмет, соотносить его с изображением на картинке, названием.
  3. Развивать умение детей  находить нужный предмет в знакомой обстановке, руководствуясь словесной инструкцией.
  4. Развитие мелкой моторики детей  средствами пальчиковых игр,
  5. Развитие  речевого дыхания
  6. Воспитание интереса к общению и речи.

2 этап:

1. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, качества: существительные, глаголы, прилагательные.

2. Закреплять название животных, их детенышей.

3. Закреплять умение называть словом качественные характеристики знакомых предметов.

4. Развитие мелкой моторики детей  средствами пальчиковых игр,

5.Развитие  речевого дыхания.

6. Воспитание интереса к общению, речи.

3 этап:

1. Развивать фразовую речь детей.

2.Формировать умение детей строить предложения от своего имени.

3.Развитие мелкой моторики  и  речевого дыхания детей.

4.Воспитание интереса к общению, речи

Мы также учитываем факторы речевого развития. Одни и те же методы играют разную роль. Например, Наблюдение во фронтальной форме (на прогулке) готовое  с рассказом воспитателя; в подгрупповой форме организации наблюдение с вопросами и уточнениями. В ситуации сотрудничества и общения часто используем поощрения.  

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

В группе  мы создали естественную, комфортабельную, уютную,  рациональную организованную, доступную, безопасную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и  игровым материалом.

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии  развития ребенка.

Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Опираясь на рекомендации Г. Пилюгиной, Л.Н. Павловой по примерному игровому материалу по познавательному развитию малышей, мы расширили предложенный список игрушками - самоделками.

Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т.к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Настя А. и Настя М., Рома Р. любят играть вместе со взрослыми в  настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.

Можно сделать вывод, что развивающая предметно – пространственная образовательная среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Она становится основой для  развития речи и действий ребенка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю  по подгруппам.  Кроме занятий ежедневно проводятся  наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание,  дидактические игры  по ознакомлению по развитию речи детей  и т.д. Основная форма обучения – это занятия с ребенком.

В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.

При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Настя А., Настя М.) вопрос «Кто это, что это», а Степе П., Геле Л. «Покажи где ложка и т.д.». Обязательно учитываем факторы речевого развития: в доброжелательной обстановке, сотрудничество и насыщение жизни ребенка слышимой речью  в ситуации общения.

Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания  и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:

  • Летом,  подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;  
  •  Осенью -  разноцветные  листочки;  зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги,
  • Весной – солнышки, капельки.

Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на  султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.

Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.     Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.

При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Яна Н., Маша В.) вопрос «Кто это, что это», а Никите, Данилу «Покажи, где ложка и т.д.».

На первом этапе  мы знакомим детей  с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

На первых занятиях мы  читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке.  Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек,  животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют  дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.

Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы  перешли ко второму этапу.

На втором этапе  мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей  к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.    Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га-  га» и тд. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим, учитывая факторы речевого развития

Итак, в процессе работы, пришедшие,  не говорящие,  крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.

На третьем  этапе  мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов.  С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов.  Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание  картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы,  Настя А., Рома Р. могут составить

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся  на прогулку или домой.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.

Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного  для раннего возраста  - развития речи детей.

Важно также взаимодействие с родителями. В своей работе с родителями  мы использовали следующие формы взаимодействия:

Консультации

семинары

Совместные мероприятия: праздники, развлечения.

Беседы,

анкетирование

       

В начале учебного года мы сообщили родителям итоги обследования развития  речи детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей.  Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев».

Увеличилось количество родителей, обращающихся за индивидуальной консультацией. По их запросам проводились беседы, консультации.

Повторное обследование развития речи по методике Л.В. Красильниковой и проявляемых качеств воспитанников показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось  развитие связной речи и словаря детей, повысилась самостоятельность и активность

сходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами работы стали:

  • Развитие  активной речи детей.
  • Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
  •  Развитие мелкой моторики детей.
  • Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми, развитие самостоятельности
  • Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.

Перспективы

  • Продолжать работу по развитию речи детей раннего возраста.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами  по развитию речи детей.

 Список литературы:

  • К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», Москва, 2004.
  • М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», Санкт-Петербург, 2004
  • Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», Москва, 2007
  • Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – Аркти – Москва, 2002.
  • О.Е.Громова «Методика формирования начального детского лексикона», Москва, 2003.
  • Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003
  • О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем», Москва, 2005
  • О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006
  • Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», Москва, 2005
  • Л.В. Красильникова «Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте» Нижний Новгород, 2011 год.
  • О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», Москва, 2006
  • Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, 2005
  • В.А.Петрова «Методика занятий по развитию речи с детьми второго и третьего года жизни», Москва, 1965
  • К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004
  •  Ф.А.Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о музыкальном развитии детей "Музыка и дети"

Если          Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок быстро и правильно заговорил, был успешным в математике, логике, - учите его МУЗЫКЕ!...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

Статья "Что рисуют ваши дети", как связано между собой изображение на рисунке детей и внутренним эмоциональным состоянием ребёнка.

Статья "Что рисуют ваши дети"Психологи давно заметили , что существует тесная связь между рисунками детей и их внутренними переживаниями.Присмотритесь внимательнее к рисункам ваших детей и может...

Адаптация детей раннеговозраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

Статья про песок, статья про мелки для детей раннего возратса.

Статьи про развитие мелкой моторики рук для детей раннего возратса....

Статья на тему "Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада""

Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"...