"Развитие мелкой моторики рук детей в возрасте 3-4 года"
статья (младшая группа)

Антонова Ольга Борисовна

Развитие мелкой моторики рук детей в возрасте 3-4 лет.

Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?

ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы.

Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РУК После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук. Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше. Умеют держать ручку или карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты. Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги. Могут снимать и надевать одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы. Сортируют мелкие предметы, крупы. Разворачивают фантики и обертки. Завязывают узлы. Движения рук происходят при координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям. Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.

 ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК? Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

·     застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;

·     откручивание крышек на баночках и бутылках;

·     перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;

·      лепка из пластилина или теста;

·     сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);

·     рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;

·     рисование пальчиковыми красками или карандашами;

·      вырезание фигурок по контурам;

·     игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);

·     нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;

·     ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;

·     массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку. Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, можно предложить ребенку не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.

Соблюдайте несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

1. Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.

2. Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.

3. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.

4. Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.

5. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.

6. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.

7. Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками. Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр: Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.

1. Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.

2. Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.

3. Пусть малыш превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).

Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.

1. Лодочка. Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки), Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).

2. Котик. Как больно кусается котик-малыш, Решил он, что видит не пальчик, а мышь! Но я ведь играю с тобою, малыш, А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!» Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.

3. Загибалки. Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие: Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. А вот этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! (Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.

1.  Хлеб Муку в тесто замесили. (Малыш  сжимает и разжимает пальчики) А из теста мы слепили: (Малыш прихлопывает  ладошками, «лепит».) пирожки и плюшки, сдобные ватрушки, Булочки и калачи (Малыш поочередно  разгибает пальчики, начиная с мизинца.) - всё мы испечем в печи. (Обе ладошки малыш разворачивает вверх) Очень вкусно!

2.  Овощи У девчушки Зиночки овощи в корзиночке: (Малыш делает  ладошки «корзинкой») вот пузатый кабачок положила на бочок, перец и морковку уложила ловко, помидор и огурец (Малыш  сгибает пальчики, начиная с большого.) Наша Зина - молодец! (Малыш показывает большой палец.)

 

Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками – можно показывать «кукольный театр». В таких игрушках существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек). Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.

Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_ruk.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей в возрасте 3-4 лет.

Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?

ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы.

Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РУК После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук. Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше. Умеют держать ручку или карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты. Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги. Могут снимать и надевать одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы. Сортируют мелкие предметы, крупы. Разворачивают фантики и обертки. Завязывают узлы. Движения рук происходят при координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям. Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.

 ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК? Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

  • застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
  • откручивание крышек на баночках и бутылках;
  • перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
  •  лепка из пластилина или теста;
  • сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
  • рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
  • рисование пальчиковыми красками или карандашами;
  •  вырезание фигурок по контурам;
  • игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
  • нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
  • ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
  • массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку. Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, можно предложить ребенку не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.

Соблюдайте несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

  1. Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
  2. Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
  3. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
  4. Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
  5. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
  6. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
  7. Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками. Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр: Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.

  1. Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
  2. Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
  3. Пусть малыш превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).

Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.

  1. Лодочка. Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки), Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
  2. Котик. Как больно кусается котик-малыш, Решил он, что видит не пальчик, а мышь! Но я ведь играю с тобою, малыш, А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!» Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
  3. Загибалки. Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие: Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. А вот этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! (Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.

  1. Хлеб Муку в тесто замесили. (Малыш  сжимает и разжимает пальчики) А из теста мы слепили: (Малыш прихлопывает  ладошками, «лепит».) пирожки и плюшки, сдобные ватрушки, Булочки и калачи (Малыш поочередно  разгибает пальчики, начиная с мизинца.) - всё мы испечем в печи. (Обе ладошки малыш разворачивает вверх) Очень вкусно!
  2. Овощи У девчушки Зиночки овощи в корзиночке: (Малыш делает  ладошки «корзинкой») вот пузатый кабачок положила на бочок, перец и морковку уложила ловко, помидор и огурец (Малыш  сгибает пальчики, начиная с большого.) Наша Зина - молодец! (Малыш показывает большой палец.)

Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками – можно показывать «кукольный театр». В таких игрушках существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек). Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.

Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Программа по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» в 2022-2023 учебном году

Программапо самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

План работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста 3-4 года Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова

Цель диагностики: выявление развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н.В....