Мелкая моторика и ее значение в жизни человека
консультация

Соловьева Марина Владимировна

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является раз-витие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А про-исходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полу-шариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее вни-мание, выше способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_i_ee_znachenie_v_zhizni_cheloveka.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

 

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движе-ний, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена ис-следователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследо-вателей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исе-нину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как резуль-тат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окру-жающей средой.[4]

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская по-казали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – по-ложения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук форми-руются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жиз-ни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфи-ческий человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, опре-деливших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благода-ря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является ус-ловием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практиче-ский контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внима-тельно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что дви-гательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, яв-ляясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие ак-тивной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой иссле-дования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня разви-тия речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ре-бенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ват-ные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения паль-цев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления пред-метных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особеннос-тей развития мелкой моторики в онтогенезе. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их значение в жизни человека

Конспект НОД по ОЗОЖ в старшей группе...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики и ее значение в жизни ребенка.

Развитие мелкой моторики очень важно для каждого ребенка.Ее развитие происходит естественным образом,начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Сначала ребенок учится хватать предмет,посл...

Витамины и их значение в жизни человека

Знакомство детей с понятием "ВИТАМИНЫ" и их значением....

Конспект открытого мероприятия НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" Тема: «Витамины и их значение в жизни человека»

-познакомить детей с витаминами А, В, С;-сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;-развивать обонятельные и вкусовые анализаторы;-развивать мелкую моторик...

Конспект занятия "Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".

Уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ...

Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....