Компоненты психологической готовности к школьному обучению
консультация (подготовительная группа)

Чуркина Юлия Николаевна

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_psihol.gotovnost.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении.

Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.

К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями.   К концу дошкольного

возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт» и т.д.

Таким образом,  развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

♦  дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;

♦ концентрацию внимания;

♦ аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

♦ рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

♦ логическое запоминание;

♦ интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

♦ овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

♦ развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации

Личностная готовность ребенка к школе

Определяющую роль в данном компоненте играет мотивация дошкольника.

 Выделяются  две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

2. Мотивы, связанные непосредственно с

учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и  развитие,  и протекание учебной деятельности.

Значимой составляющей личностной готовности является развитие произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе.

Параметры развития произвольности,

необходимые для успешного обучения в школе:

♦ умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;

♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

♦ умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Социально-психологическая

(коммуникативная) готовность

Предполагает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность предполагает:

  • развитие у детей потребности общения с другими,

  • умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,

  • развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

В структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:

♦коммуникативную компетентность,

♦социальную компетентность,

♦языковую компетентность.

Социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.

Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или  более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

     

                                                           

                 

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

В презентации представлена характеристика компонентов, которые являются составляющими психологической готовности детей на этапе завершения дошкольного образования. Информация может быть использована н...

Речевое развитие детей - один из главных компонентов их готовности к школьному обучению

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, свое...