Проект " Масленица в детском саду".
проект

Попкова Юлия Николаевна

Цель: Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsadocx.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Малосергиевский филиал МБДОУ ДС№5 р.п. Тамала Пензенской области

ПРОЕКТ

«Масленица в детском саду»

                                                                                                                      подготовила

                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                                      Ю.Н.Попкова

Данный проект осуществляется в рамах  детского сада ,средней продолжительности ( одна неделя),с родителями - в совместной деятельности.

Цель:

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Задачи проектной деятельности

  • Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
  • Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  • Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Актуальность: Тема проекта «Масленица в детском саду» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки  игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Знать:

  • народные песни, потешки, сказки;
  • узнавать народные мелодии;

Уметь:

  • играть в народные игры;
  • принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.
  • исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
  • использование народного опыта непосредственно в жизни детей

Новизна проекта: Позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, сформировать первоначальные представления об истории и культуре русского народа. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям и активизация словаря.

Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.

Условия реализации: Детский сад, семья.

Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.

Участники проекта: Дети старшей группы ( от 4 до 7 лет) воспитатель, родители

Формы: 

  • экскурсии в музей «Изба»
  • Занятия по изодеятельности
  • Познавательно-игровые занятия
  • Занятия по ознакомлению с окружающим.
  • Музыкальные занятия
  • Обучение игре на музыкальных инструментах «бубен, ложки, трещотки, металлофон»

Средства:

  • Художественное слово
  • Творчество художников (Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка»
  • Рассматривание игрушек народных мастеров
  • Рисование  и роспись «Дымковские игрушки», «Матрёшки»
  • Изготовление открыток
  • Знакомство с лоскутным рукоделием
  • Музыка

Методический материал:

В. Агафонников «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка» 1973г

Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.

Л.С.Куприна, О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс» 1999г

Л.И.Мельникова, А.Н Зимина «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс» 2000г.

«Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 1991г

Г.Науменко «Русское-народное детское музыкальное творчество» Москва «Советский композитор» 1988г

«Круглый год» русский земледельческий календарь – Москва изд. «Правда» 1991г

1. этап.

Подготовительный:

  1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
  2. Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
  3. Чтение детям сказок, рассказов
  4. Беседы по содержанию прочитанных текстов.
  5. Загадывание загадок о посуде, кухонной утвари и др.
  6. Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.
  7. Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший  рецепт блинов
  8. Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
  9. Знакомство с гостеприимством.

2. этап   Практический:

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

«Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

блинцами,

С каравайцами,

С варенничками!»

  • Интегрированное занятие «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?
  • Изготовление чучела Масленицы
  • Изготовление кукол – закруток

Вторая половина дня:

Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.

  • Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».

Работа с родителями:

Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста. Родители подготовят русские игры – забавы.

Вторник  - «Заигрыш»

Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

1 половина дня.

  • Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслина, куда идёшь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русские народные игры «Заря – Заряница, красная девица»
  • Физкультурный досуг в зале «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерёма»
  • «Широкоротая Масленица,
  • Мы тобою хвалимся,
  •  На горах катаемся,
  • Блинами объедаемся!» - катание с горы  на санках.

2 половина дня.

  • Посещение мини музея «Изба», встреча с «хозяюшкой», беседа на тему: «Колокольчики звенят, веселят они ребят».
  • аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
  • игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Работа с родителями:

подобрать материал о народных инструментах подготовить  музыкальные номера для участия в оркестре совместно с детьми.

Среда  «Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

1 половина дня.

  • Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
  • Интегрированное занятие на тему:  « Хлеб всему голова!»
  • Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет»
  • Лепка «Угощение для Матрёшек»

2 половина дня

  • Концерт детей «Как у наших у ворот».

Работа с родителями:

«Выпечка баранок, пирогов, пряничков». Подобрать рецепты блюд  из старинной русской кухни. Создание книги рецептов.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

«Наша Масленица годовая!

Она гостика дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Всё на комонях разъезжает!

чтобы коники были вороные

Чтобы слуги были молодые! Здравствуй Масленица!

1 половина дня.

  • интегрированное занятия  «Кони на ладони»
  • Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка».
  • Чтение стихотворений рассказов о русской тройке.
  • Штурм снежного городка
  • Катание на санках с горы.

2 половина дня.

  • Рассматривание игрушек народных мастеров
  • Рисование  и роспись «Дымковские игрушки»
  • Развлечение на улице «Санный поезд»

Работа с родителями:

Подготовка музыкального праздника «Как на масленой неделе».

Изготовление игрушек из солёного теста и  выставка.

3й этап.  Заключительный

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

«Зять на двор – пирог на стол».

1 половина дня.

  • Наблюдение за трудом повара.
  • Экскурсия в мини-музей «Изба», знакомство с обычаями гостеприимства.
  • Знакомство с лоскутным рукоделием.
  • Занятие «История русского костюма»

2 половина дня   Праздник «Как на масленой неделе» с участием родителей
                     сжигание «Масленицы»

Достигнутые  результаты:

   Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Созданная  подборка различных игр и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей четкую выразительную речь , мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

           Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности ,проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила  перед собой цель -  сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями ,интересными делами, радостью творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Масленица в детском саду.

Праздник проходит на Масленичной неделе. Предварительная подготовка: беседы, показ иллюстраций, презентаций, мультфильмов, разучивание музыкального репертуара, знакомство с народными играми....

Праздник масленицы в детском саду для групп раннего возраста

Проводится в зале, адаптирован для детей до 3 лет...

Проект "Масленица в детском саду"

Проект "Масленица в детском саду"...

Проект "Масленица в детском саду"

Краткосрочный, творческий, игровой проект для детей старшей группы детского сада....

Праздник масленицы в детском саду. Презентация "Масленица"

Открываем широкую масленицуСценарий развлечения для детей разновозрастной группы . Стихи, песни, заклички, игры. Презентация используется в ходе подготовки к мероприятию....

Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...

Проект "Масленица в детском саду"

Проект "Масленица в детском саду"...