Мастер-класс: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Мастер-класс  направлен на повышение уровня компетентности педагогов в вопросе формирования коммуникативных навыков у детей 5-8 лет. Был представлен педагогам на уровне ДОУ и в форме фотогалереи родительской общественности на городском образовательном форуме "Назаровское образование- шаг в будущее" "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила" в 2019-2020 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Цели (по Б. Блуму как предполагаемый результат):

  1. педагоги  знают источники информации, из которых можно брать  игры и упражнения для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  2. педагоги классифицируют игры и упражнения, формирующие коммуникативные навыки у дошкольников,  в соответствии с определёнными задачами;
  3. педагоги излагают цель и ход игры или упражнения данного мастер-класса;
  4. педагоги применяют игры и упражнения, формирующие коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста, на практике, приобщая дошкольников к социокультурным нормам общества, поддерживая инициативу детей и учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Образовательная среда: колокольчик, микрофон, распечатанная на листах А4 классификация игр и упражнений, развивающих коммуникативные навыки у дошкольников, видеозаписи, демонстрирующие, как играют дети в группе, ситуации, напечатанные для упражнения  «Что чувствует мама, если...», шкатулка с детскими записками для игры «Банк идей», письмо от детей для игры «Письмо родителям», напечатанные ситуации для игры «Поручения — обращения», 6 листов бумаги, дидактическая игра «Я не должен», стул, рисунки детей, демонстрирующие упражнение «Конкурс художников», мяч.

Форма организации: мастер-класс.

Характер взаимодействия: совместная деятельность ведущего и педагогов, самостоятельная деятельность педагогов.

Ход работы

1.Игра-приветствие «Европейский город»

Воспитатель предлагает всем поздороваться друг с другом, так как любое общение начинается с приветствия.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

( из игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя)

2.Вступление

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

 -Как вырастить ребенка, грамотно и уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые коллеги, Вас интересуют этот вопрос?

Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о  коммуникативных навыках детей. Как вы понимаете, что такое «коммуникативные навыки»? Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон, выскажет свою точку зрения: как он понимает, что такое «коммуникативные навыки». (Коллеги  по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме.  Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их). Да, вы правильно сказали, что коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом.

А что вы понимаете под общением? (ответы педагогов) Действительно, с самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается  от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.  Общение  – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и с детьми   начинается  и исходно формируется,  прежде всего, в семье. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. А, как известно, детский сад- это вторая семья для ребёнка. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит именно от них.

5. А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, как мы в детском саду развиваем у ребят коммуникативные навыки.

Мы сочетаем разные подходы:

  1. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы». О. Л. Князева.
  2. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаева О. В. 
  3. Социо-игровые подходы к педагогике. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М.
  4. Картотеки игр из интернета.

Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки, мы подразделяем на группы, соответствующие определённым задачам.

  1. Игры «Понимаю себя- значит, понимаю других».

Игра-тренинг «Мои ощущения»

Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк». (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Упражнение  «Что чувствует мама, если...»

Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат. (Игра с педагогами)

Игра «Моё настроение»

Цель: развитие     умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо  цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с педагогами)

  1. Игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими:
  1. игры, способствующие осознанию возможных путей выхода из конфликта

Игра «Банк идей»

В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)

Игра «Письмо родителям»

Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. (Педагог зачитывает письмо.)

Игра «Поручения — обращения»

Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом,

просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. (Игра с педагогами)

  1. игры на сотрудничество

Игра  «Помоги другу, или Самая дружная пара»

Цель • формировать отношения доверия.

Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Игра «Встать по пальцам»

Дети стоят в кругу. Педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на 1 или 2 руках и вслух считает до трёх. Он открывает глаза или поворачивается к детям. Перед ним должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Игра «Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты     спасения. (Игра с педагогами)

  1. игры и упражнения, формирующие умения соблюдать правила

Видеозапись, демонстрирующая, как  дети объясняют правила поведения в группе, знакомые им со среднего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте мы познакомим детей с правилами доброты и правилами честности.

Игра «Сформулируй правила доброты»

Взрослые, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с педагогами) Демонстрация правил доброты группы.

Игра «Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком  и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. (Представление игры)

  1. игры, направленные на создание положительного эмоционального настроя

Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

Цель • обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.

Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т. д.

 (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Варианты игры.

1.Игра «Встреча с интересными людьми»

Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем

товарище.

2.Игра «Спасибо. Пожалуйста!»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.

Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные,  ласковые слова.

Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят  о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. (Игра с педагогами)

  1. упражнения, направленные на снижение агрессивности

Упражнение «Конкурс художников»

Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа.  Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? (Педагог представляет рисунки детей.)

Упражнение «Почему подрались мальчики»

Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.

Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.

На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.  (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)

Упражнение «Я могу защитить...»

Цель • формировать у детей способность использовать, агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить...». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...». (Игра с педагогами.)

6. Рефлексия.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Коллеги, передавая мяч друг другу, заканчивают предложение «Наиболее полезными и интересными для меня оказались игры…, так как…»

Источники:

  1. Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 — 168 с.
  2. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
  3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике.- К.: ККИУУ Фонд социальных изобретений СССР, 1996.- 118с.
  4. https://infourok.ru/igri-po-socialnokommunikativnomu-obscheniyu-v-starshey-gruppe-3595240.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/01/konspekt-roditelskogo-sobraniyarazvitie
  6. https://infourok.ru/konspekt-roditelskogo-sobraniya-razvitie-kommunikativnih-sposobnostey-ili-uchim-detey-obscheniyu-3033175.html

Мищанин Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми  по формированию коммуникативных навыков...

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....