Мастер-класс: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс направлен на повышение уровня компетентности педагогов в вопросе формирования коммуникативных навыков у детей 5-8 лет. Был представлен педагогам на уровне ДОУ и в форме фотогалереи родительской общественности на городском образовательном форуме "Назаровское образование- шаг в будущее" "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила" в 2019-2020 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Цели (по Б. Блуму как предполагаемый результат):
- педагоги знают источники информации, из которых можно брать игры и упражнения для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- педагоги классифицируют игры и упражнения, формирующие коммуникативные навыки у дошкольников, в соответствии с определёнными задачами;
- педагоги излагают цель и ход игры или упражнения данного мастер-класса;
- педагоги применяют игры и упражнения, формирующие коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста, на практике, приобщая дошкольников к социокультурным нормам общества, поддерживая инициативу детей и учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Образовательная среда: колокольчик, микрофон, распечатанная на листах А4 классификация игр и упражнений, развивающих коммуникативные навыки у дошкольников, видеозаписи, демонстрирующие, как играют дети в группе, ситуации, напечатанные для упражнения «Что чувствует мама, если...», шкатулка с детскими записками для игры «Банк идей», письмо от детей для игры «Письмо родителям», напечатанные ситуации для игры «Поручения — обращения», 6 листов бумаги, дидактическая игра «Я не должен», стул, рисунки детей, демонстрирующие упражнение «Конкурс художников», мяч.
Форма организации: мастер-класс.
Характер взаимодействия: совместная деятельность ведущего и педагогов, самостоятельная деятельность педагогов.
Ход работы
1.Игра-приветствие «Европейский город»
Воспитатель предлагает всем поздороваться друг с другом, так как любое общение начинается с приветствия.
Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.
Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.
( из игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя)
2.Вступление
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.
-Как вырастить ребенка, грамотно и уверенно общающегося с людьми?
Уважаемые коллеги, Вас интересуют этот вопрос?
Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных навыках детей. Как вы понимаете, что такое «коммуникативные навыки»? Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон, выскажет свою точку зрения: как он понимает, что такое «коммуникативные навыки». (Коллеги по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их). Да, вы правильно сказали, что коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом.
А что вы понимаете под общением? (ответы педагогов) Действительно, с самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и с детьми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. А, как известно, детский сад- это вторая семья для ребёнка. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит именно от них.
5. А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, как мы в детском саду развиваем у ребят коммуникативные навыки.
Мы сочетаем разные подходы:
- Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я—Ты—Мы». О. Л. Князева.
- Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаева О. В.
- Социо-игровые подходы к педагогике. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М.
- Картотеки игр из интернета.
Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки, мы подразделяем на группы, соответствующие определённым задачам.
- Игры «Понимаю себя- значит, понимаю других».
Игра-тренинг «Мои ощущения»
Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк». (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Упражнение «Что чувствует мама, если...»
Цель • содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат. (Игра с педагогами)
Игра «Моё настроение»
Цель: развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с педагогами)
- Игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими:
- игры, способствующие осознанию возможных путей выхода из конфликта
Игра «Банк идей»
В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)
Игра «Письмо родителям»
Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. (Педагог зачитывает письмо.)
Игра «Поручения — обращения»
Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом,
просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. (Игра с педагогами)
- игры на сотрудничество
Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»
Цель • формировать отношения доверия.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Встать по пальцам»
Дети стоят в кругу. Педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на 1 или 2 руках и вслух считает до трёх. Он открывает глаза или поворачивается к детям. Перед ним должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Звери на болоте»
Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. (Игра с педагогами)
- игры и упражнения, формирующие умения соблюдать правила
Видеозапись, демонстрирующая, как дети объясняют правила поведения в группе, знакомые им со среднего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте мы познакомим детей с правилами доброты и правилами честности.
Игра «Сформулируй правила доброты»
Взрослые, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с педагогами) Демонстрация правил доброты группы.
Игра «Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.
Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. (Представление игры)
- игры, направленные на создание положительного эмоционального настроя
Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»
Цель • обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т. д.
(Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Варианты игры.
1.Игра «Встреча с интересными людьми»
Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем
товарище.
2.Игра «Спасибо. Пожалуйста!»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.
Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. (Игра с педагогами)
- упражнения, направленные на снижение агрессивности
Упражнение «Конкурс художников»
Цель • разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? (Педагог представляет рисунки детей.)
Упражнение «Почему подрались мальчики»
Цель • развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Упражнение «Я могу защитить...»
Цель • формировать у детей способность использовать, агрессивные действия в социально желательных целях. Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить...». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...». (Игра с педагогами.)
6. Рефлексия.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Коллеги, передавая мяч друг другу, заканчивают предложение «Наиболее полезными и интересными для меня оказались игры…, так как…»
Источники:
- Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 — 168 с.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
- Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике.- К.: ККИУУ Фонд социальных изобретений СССР, 1996.- 118с.
- https://infourok.ru/igri-po-socialnokommunikativnomu-obscheniyu-v-starshey-gruppe-3595240.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/01/konspekt-roditelskogo-sobraniyarazvitie
- https://infourok.ru/konspekt-roditelskogo-sobraniya-razvitie-kommunikativnih-sposobnostey-ili-uchim-detey-obscheniyu-3033175.html
Мищанин Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...
консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми по формированию коммуникативных навыков...
коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...
Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)
Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....