РАБОТА С РЕБЁНКОМ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
методическая разработка

Наймушина Ирина Юрьевна

Дети с нарушениями поведения - это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов. Существуют несколько наиболее эффективных  направлений работы с такими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с  ребёнком старшего возраста с нарушениями поведения.

Нарушения поведения у детей — это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу сверстников; наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации в социуме.

Дети с нарушениями поведения - это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов.

Наиболее распространенные формы нарушенного поведения:

  • агрессивность — ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, кидается ими в детей и взрослых, ломает вещи, оскорбляет других, дразнится, ругается;
  •  гиперактивность — для такого ребенка характерны отвлекаемостъ внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Он действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого стал. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
  • Вспыльчивость, демонстративность  — по любому, даже самому незначительному, с точки зрения взрослых, поводу устраивает истерики, может расплакаться, разозлиться (но без проявления агрессии); это, скорее, выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера;
  • тревожность — при внешнем благополучии ребенок чувствует себя несчастным, подавленным, страдает от застенчивости, изолируется в собственном мире. При этом он может сосать палец, царапать кожу, выдергивать у себя волосы или ресницы, раскачиваться из стороны в сторону и т. п.;

Основные причины нарушения поведения:

  • особенности нервной системы, типа темперамента, нарушения в развитии;
  • стиль родительского воспитания;
  • нарушение социальной адаптации, незнание социальных норм и правил.

В настоящее время существует несколько направлений коррекции трудностей поведения дошкольников. Из них наиболее эффективны арт-терапия, игротерапия, использование релаксационных приёмов. Они оказывают коррекционное воздействие не только на поведение ребенка, но и на его личность, содержание деятельности, характер отношений со взрослым и сверстниками.

Арт-терапевтические методы коррекции поведения

Основная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния личности через искусство,  способность самовыражения и самопознания.

Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает его самооценку, степень самопринятия. Отсюда важный принцип арт-терапии — одобрять и принимать все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Применяя арт-терапию в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения, используйте возможности таких видов искусства, как музыка (музыкотерапия), литература (библиотерапия, в том числе сказкотерапия), живопись (рисуночная терапия), пескотерапия.

Музыкотерапия

Слушание музыки, ритмические движения под музыку развивают личность ребенка, положительно воздействуют на его поведение. С помощью музыки (музыкального ритма) устанавливается равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

Библиотерапия

Мир литературного произведения для дошкольника не вымысел, не фантазия, а особая реальность. Для ребенка 5–6 лет язык сказки самый понятный. Через нее он усваивает социальный опыт. Любое задание выполняет лучше и с удовольствием, если оно сопровождается сказочным сюжетом.

В процессе чтения, слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные. Он получает представление об иных возможных способах поведения, возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. Таким образом, ребенок учится анализировать, а затем и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение.

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и его поведением в реальной жизни. При обсуждении прочитанного он быстрее усваивает жизненные уроки. Это способствует дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждать, то жизненные уроки и ценности ребенок усваивает хуже.

В ходе работы со сказкой предложите ребенку выполнить следующие задания:

1) сочинить волшебную историю (с помощью вопросов и без них) — таким образом он моделирует поведенческие ситуации, учится их анализировать и разрешать (особенно если речь идет о конфликтах, ссорах и прочих негативных проявлениях);

2) сыграть сказку по ролям — это возможность для ребенка превратиться в актера, режиссера и сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему бывает нелегко прожить — так он учится управлять своим поведением и эмоциями.

Рисуночная терапия

Изобразительная деятельность ребенка в рамках коррекционной работы направлена на то, чтобы научить его управлять своим поведением. Поэтому интересен не только рисунок, качество его исполнения, но и особенности поведения ребенка в процессе рисования, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и т. п.

Помимо рисования используйте игры и упражнения с изобразительным материалом (красками, бумагой, пластилином, мелом). При этом помните, что у каждого изобразительного материала свой диапазон возможных способов действия с ним. Например, не предлагайте импульсивному ребенку краски, пластилин, глину. Эти материалы стимулируют его неструктурированную, ненаправленную активность (разбрасывание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Взамен предложите ему листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, которые задают организованную, структурированную деятельность.

Для эмоционально зажатого, пассивного ребенка подберите материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений, включающих в действие все тело, а не только кисти рук и пальцы. Предложите ребенку краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.

Песочная терапия

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Это уникальный способ, чтобы снять внутреннее напряжение, воплотить его на бессознательно-символическом уровне и тем самым повысить уверенность в себе, гармонизировать эмоциональное состояние.

Игротерапия

В общении с дошкольником с нарушениями поведения наказания, запреты, нравоучения положительный результат не принесут. Поэтому используйте игры и игровые ситуации, которые позволят ему критически оценивать свои знания и опыт в действии.

Рекомендации родителям

Процесс психолого-педагогической коррекции поведения дошкольников не будет успешным без активного участия и помощи родителей. Их отношение к ребенку — один из важных факторов в формировании и развитии его индивидуально-личностных особенностей и поведения.

Общаясь с родителями, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, но бессознательно все равно транслирует манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это: стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков — в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

В ходе взаимодействия с родителями (в форме тренингов, семинаров, родительских собраний) по вопросам преодоления проблем поведения у детей и гармонизации детско-родительских отношений используйте памятки и буклеты.

Приведем пример памятки.

Памятка для родителей

Как преодолеть трудности поведения ребенка

1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (например, все должны мыть руки перед едой, убирать игрушки). Правила надо вводить последовательно. Они должны соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту.

2. Избегайте конфликтов. Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако вы можете предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, там, где он не достанет, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай, положи на место». Признайте, что иногда вы сами создаете конфликтные ситуации, например когда ребенок отказывается есть. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего — похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.

3. Обсуждайте с ребенком его поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому. Мне приходится перешагивать через них. Что мы будем с этим делать? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки)?»

4. Используйте тайм-ауты. «Тайм-аут» — прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он даст как ребенку, так и вам возможность успокоиться и избежать конфликта. Выделите стул или кресло («тихий стул», «тихое кресло»), на которые вы будете отправлять ребенка в момент обострения ситуации и где он сможет отдохнуть и подумать. Не используйте для «тайм-аутов» просто комнату, где полно всяких игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Важно действовать незамедлительно, чтобы он понял связь между своим поступком и «тайм-аутом». Время на раздумье — 3 мин. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему о возникшем инциденте.

5. Исключите эмоции, не читайте нотации и не спорьте, когда призываете ребенка к порядку. «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди посиди немного в „тихом кресле“». Дети должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки — похвала, одобрение, плохие — наказание. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5–6 мин). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на «тихое кресло».

6. Хвалите ребенка. Похвала — это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше сказать «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразится менее понятно — «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не личности.

7. Следите за своим поведением, показывайте хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если вы кричите — так же будет делать ваш ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от вас, подражает вашему поведению. Для дошкольника родители — самое главное, поэтому он считает, что все, что они делают, это хорошо.

8. Чаще играйте с ребенком. Игра укрепит доверительные отношения, позволит вам ненавязчиво, без нравоучений и конфликтов развивать ребенка, лучше понять его. Любите его, хвалите за каждую мелочь, и он ответит вам тем же.

1 «Лабиринт души. Терапевтические сказки» / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева.
М.: Академический проспект, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушений поведения ребенка с ОВЗ

Основная задача коррекционно-педагогической работы ДОУ - создание ус­ловий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверст...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Приемы воспитания детей дошкольного возраста с нарушением поведения.

Приемы воспитания детей дошкольного возраста с нарушением поведения.Использование различных приемов в воспитании детей дошкольного возраста с нарушением поведения дают положительный результат: беседы...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения...