Методическая разработка «Значение развивающих игр в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.pro_igry_dokument_microsoft_word.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Значение развивающих игр в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ответственное начало. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.
Считается, что заботиться о природных объектах следует скорее в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, дети могут помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Предлагаю ряд определенных требований:
- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми.
Классификация игр.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами:
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
По тематическому распределению :
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации :
- самостоятельные;
- совместную с педагогом.
По направленности действий делятся на:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание уделяют дидактическим играм.
По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). . Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараться вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе используют:
Группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Словесно-дидактическими играми можно скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: развивают внимание, быстроту реакции.
Очень интересны детям игры в загадки-описания - в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры.Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий .
Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения.
Так же детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Человек — часть природы: он не может жить вне ее , не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы с...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...
НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста " Птицы наши друзья"-Зимой их забывать нельзя!
Занятие имеет интегрированное занятие согласно ФГОС , работа с детьми строится на основе интеграции областей в соответствии с возрасными возможностями детей. Педагогический процесс направлен на формир...
Конспект НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Конспект НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....
Статья "Современные технологии экологического развития детей старшего дошкольного возраста"
Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новы...