Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора
консультация
(консультация для воспитателей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_folklora.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора
(консультация для воспитателей)
Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие задачи:
- теоретическое обоснование целесообразности использования фольклора;
- выявление потенциала средств народной педагогики;
- разработка и апробирование технологии использования средств фольклора;
- создание условий для применения фольклора в работе с детьми разных возрастных групп.
Эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности воспитателя и выделяет три аспекта, определяющие результативность деятельности:
1. Понимание сути и причин экологических проблем, желание и готовность изменить сложившуюся ситуацию.
2. Владение методикой экологического воспитания.
3. Использование личностно ориентирующих методов воспитания.
Учитывая особенности ребёнка, воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств развития эмоционального отношения к природе и необходимо использовать малые фольклорные формы.
В дошкольном детстве происходит осознание своего Я, активно развивается речь, что и способствует познавательному общению со взрослыми. В народной педагогике его стимулировали с помощью потешек, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, пестушек, сказок, игр и игрушек.
При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей: для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки); в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам; со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.
Особое внимание уделяется колыбельным песням, пестушкам, потешкам. Ими и открывается поэзия пестования малыша, которая приобщает его к богатству речи, знакомит с окружающим, учит добру. Исследования доказывают: колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости. Этому способствует прежде всего то, что исполняются они спокойным, ровным тихим голосом, напевно и протяжно.
В колыбельных песнях сосредоточены чувства заботы и тревоги, а в целом педагогический опыт многих поколений матерей, бабушек. Они призваны обеспечить спокойный перевод ребёнка из состояния бодрствования в состояние сна.
Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной. Тематика загадок разнообразна. Напоминая по форме афоризмы, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию природы, в толковании её явлений присутствуют образы животного мира, например: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звёзды, месяц).
Но загадки можно использовать шире, как материал для логических упражнений на классификацию, обобщение, сравнение. Логические упражнения помогают детям усваивать не только слова, понятия, но и приёмы мышления, систематизировать словарный материал. Предлагаются, например, загадки о капусте, моркови, луке, огурце, потом задаётся вопрос: «Как назвать это одним словом?» Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок, так как детское мышление требует наглядности.
Одним из эффективных источников народной педагогики является сказка. Для малышей народная педагогика создала специальные «детские», или «ребячьи» сказки, близкие к прибауткам и детским песенкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Малые познавательные возможности, недостаточно развитое внимание не позволяют ребёнку сосредоточиться на больших текстах. Сказка же учит детей играть вместе, а для этого важно использовать игры на сказочные сюжеты, драматизации сказок.
Дошкольное детство – важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора"
Презентация опыта работы...
Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора
Консультация для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора"...
Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"
В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора»
Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие...
Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора
Дошкольное детство – важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон....
консультация " Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора"
консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Методика экологического воспитания детей средствами фольклора"
Консультация для педагогов "Методика экологического воспитания детей средствами фольклора"...