Развитие речи в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников с онр
консультация

Гончарова Ирина Александровна

В консультации освещены вопросы необходимости формирования пространственных отношений для развития речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи  в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников с онр

        В связи с глобальными изменениями в сфере дошкольного образования, принятием нового закона об образовании в РФ, внедрением  федеральных государственных образовательных стандартов, актуальным стало преобразование всей образовательной  деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями. Согласно требованиям к содержанию образовательной программы речевое развитие   включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2, п.2.6 ].

        У детей с ОНР нарушены все компоненты речи. Им сложно правильно употребить предложно-падежные конструкции, потому что процесс усвоения предлогов обозначающих пространственные отношения формируется у них очень долго. В связи с этим речь этих детей обеднена, они имеют скудный активный словарь, что приводит к трудностям в формировании предпосылок учебной деятельности, так как речь и мышление тесно связаны.

        К сожалению, иногда взрослыми предпочтение отдается формированию учебных навыков у ребенка - дошкольника, то есть «натаскиванию» А так как психика ребенка развивается по своим законам, то чаще всего этот метод наносит больше вреда будущему ученику, чем пользы. Необходимо учитывать прицип амплификации детского развития, выдвинутый А.В.Запорожцем о том, что внутри каждого возраста формируются психологические новообразования, специфические именно для этого периода. И если человек в своем развитии по тем или иным причинам проскакивает какую-то возрастную ступень, он многое теряет в личностном развитии. Вторжение направленного обучения, построенного по аналогии со школьным, в период дошкольного детства лишает маленького ребенка возможности полноценного развития. [4]

        Обязательным условием полноценного созревания функций левого полушария (речь, логика, анализ, самоконтроль, социальные коммуникации, произвольность и т.д.) является полноценное созревание функций правого полушария (пространственные представления, соматогнозис, зрительное восприятие, ритмы и т. д.). Если задача, предлагаемая ребенку, опережает его психическое развитие, то происходит энергетическое «обкрадывание» мозга. Пространственные представления активно развиваются в 6-7 лет. И, если, в это время делать упор не на их развитие в процессе игровой деятельности, а, допустим, на обучение чтению и письму, то в будущем это может привести , например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такой ученик будет пытаться читать строчки текста не слева направо и сверху вниз, а, наоборот, справа налево и снизу вверх (зеркалить). Такое нарушение сканирования информации затруднит понятийное понимание текстов. Кроме этого могут возникнуть трудности с изучением  литературы, и других предметов, так как в свое время мы «отняли» энергию у развития зрительно-пространственных представлений. [3]

        Развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического развития, а также из-за возможного   поражения каких-либо участков мозга.

        Исследования многих авторов (А. Р. Лурия и других) доказывают, что различные нарушения навыка чтения и  письма напрямую зависят от поражения конкретных участков коры головного мозга.

         Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со слуховым анализом в процессе письма; их поражение вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.

        Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям.

        Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц (и, следовательно, позволяющие оценить положение тела). Она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как они могут быть осуществлены только в тех случаях, когда находятся под контролем поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве.

         Соблюдение нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры. Лобные доли — моторный центр речи — сохраняют замысел при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательности изложения. [1]

        Таким образом, формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР очень актуально.

        Начинать процесс формирования пространственных представлений необходимо с ориентации в пространстве собственного тела и пространстве вокруг себя. Детям до 7 лет необходимо как можно больше играть в пространственные игры и находиться в трехмерном пространстве (лес, парк, цирк, театр и т. д.), и как можно меньше взаимодействовать с плоскостью (телевизор, компьютер, плоскость листа и т. д.). Нужно больше играть в подвижные игры с перекрестными движениями, правилами, прыжками, ритмами. Компьютерные игры с пространственными конфигурациями не заменят реальной пространственной ориентировки при игре в жмурки, прятки, казаки-разбойники или вышибалы. Развитие пространственных представлений необходимо проводить в трех направлениях: лево-право, верх-низ, перед-назад. Воспитателям, учителям-логопедам и педагогам-психологам рекомендуется проводить систематическую целенаправленную работу по формированию пространственных представлений у детей с ОНР.

        Список литературы:

  1. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.- 212 с.
  2.  Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
  3. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С  Современная методика развития детей от рождения до 9 лет.- М.:ТЦ Сфера,2009. - 256 с.
  4.  Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. [Электронный ресурс]: Код доступа: http://www.twirpx.com/file/1416965/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

«Познавательно-речевое развитие детей в процессе формирования пространственных представлений»

Школьное обучение требует от детей определенного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы в школе формируется в период дошкольного детства, т.е. проблема интелл...

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями в процессе формирования пространственных представлений

При изучении особенностей употребления предлогов пространственного значения детьми с ОНР (3 уровень речевого развития, старший дошкольный возраст) были выявлены недостатки в виде следующих ошибок:проп...

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...

Формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде в...