Тема «Кто где живёт?» занятия в детском саду
методическая разработка (старшая группа)

Тема «Кто где живёт?» занятия в детском саду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Кто где живёт?» занятия в детском саду

Тема «Кто где живёт?»

Цели занятия:
— Закрепить знания о диких животных, знакомить с их жилищами.
— Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные», «Зима».
— Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
— Уточнять лексического значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.
— Развивать навыки связанного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество.
— Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

Магнитофон, диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года»; предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, ёж, лиса; фланелеграмы (доски) (один большой и два маленьких); картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три ёлочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.), маски зайчиков.

Лексический материал:

— имена существительные: белка, медведь, лиса, ёжик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;
— имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;
— глаголы: поселяются, утепляются, выдолбить.

Организационный момент

Воспитатель:Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?
По деревьям скок-скок,
Да орешки щёлк-щёлк.
Дети. К нам пришла белка.

После каждого ответа Воспитатель:выставляет на фланелеграф (доску) картинку с изображением животного.

Воспитатель:А как вы догадались?
Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.
Воспитатель: Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу.
Дети. Медведь.
Воспитатель: А как вы понимаете слово косолапо?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило неточны. Воспитатель:поясняет: «Ходить косолапо – ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Воспитатель: Рыжая, хитрая, кур крадёт.
Дети. Лиса.
Воспитатель:А что значит хитрая?
Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).
Воспитатель:Ползун ползёт,
Иголки на себе везёт.
Дети. Ёжик.
Воспитатель: А что вы ещё можете сказать о еже?
Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.
Воспитатель:Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети. Заяц.

Воспитатель: А что ещё можно сказать о зайце?
Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.
Воспитатель: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.

Воспитатель: Почему этих животных называю дикими?
Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Сообщение темы занятия
Воспитатель: Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, и их жилищах. Как вы понимаете слово жилище?
Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Воспитатель: поясняет: «Жилище – место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

Основная часть

1. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка

Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе всё, о чем я буду вам рассказывать.
На улице зима. Всё кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжёлыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начнёт осыпаться с веток. И это так красиво. А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с Воспитатель:ом идут в другую комнату, где создан «зимний лес».

Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?
Дети. Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

Музыка смолкает
Воспитатель: Где? Покажите мне её. Как называется её дом?
Дети. Её дом называется дуплом.
Воспитатель: Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда берётся это дупло? Как вы думаете?
Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.
Воспитатель: Белки поселяются в дупле, которое остаётся после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает её, орехи и маленькие сосновые шишечки раскатываются по «снегу».)
Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?
Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.
Воспитатель: Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения

Воспитатель: Давайте поиграем с орехами (шишками).
Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влево), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

Воспитатель:У вас очень хорошо получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку.)
Воспитатель:Ребята, посмотрите, что это?
Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.
Воспитатель:Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.
Дети хором и индивидуально произносят предложение.
Воспитатель:. А как называется жилище медведя?
Дети. Берлога.
Воспитатель:. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу?
Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.
Воспитатель:. Я принимаю ваши ответы и во многом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, по вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».
Воспитатель:. Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто ещё спит зимой?
Дети. Ёж.
Воспитатель:. А какое жилище у ежа?
Дети. Он спит в листьях.
Воспитатель:. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (Выставляет картинку.)
Дети. Это следы лисы, зайца.
Воспитатель:. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

3. Динамическая пауза
Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам.
Воспитатель:. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своём жилище?
Дети. Заяц убежал. Он всех боится. У него нет дома.
Воспитатель:. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдём от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.
Дети-«зайчики» прыгают к другому «дереву», снимают шапочки.
Воспитатель:. Жилище какого зверя мы с вами не назвали?
Дети. Мы не назвали жилище волка.
Воспитатель:. Жилище волка называется логово – небольшая яма, в нём много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Дети отвечают хором и индивидуально.
Воспитатель:. Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем «лесу», в нашем путешествии?
Дети. Дупло, в котором живёт белка. Как мы превращались в зайчиков.
Дети прощаются с «лесом» и идут в другую комнату.
Воспитатель:Дети, подойдите к столу, возьмите нарисованные жилища диких животных и прикрепите к доске дом каждого животного. Теперь нужно поочерёдно ответить полным предложением на мои вопросы.
Где живёт лиса?
Дети. Лиса живёт в норе.
Воспитатель:. Значит это чья нора?
Дети. Это лисья нора.
Воспитатель:. Где живёт белка?
Дети. Белка живёт в дупле.
Воспитатель:. Дупло чьё?
Дети. Это беличье дупло.
Воспитатель:. Где живёт медведь?
Дети. Медведь живёт в берлоге.
Воспитатель:. Это чья берлога?
Дети. Это медвежья берлога.
Воспитатель:. Где живёт заяц?
Дети. У зайца нет дома. Он живёт под кустиком.
Воспитатель:. Где живёт ёжик?
Дети. Ёжик прячется на зиму в сухой листве и траве.
Воспитатель:. Ребята, я предлагаю создать сказочный лес на доске.
Дети берут картинный материал (ёлочки, снежинки, облака и др.) и прикрепляют его.
Воспитатель:. Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картине.
Дети. Нам тоже нравится. В лесу. Сказочный лес. Лес – дом для животных.
Итог занятия
Воспитатель:. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель:. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель:. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличается: Полина, Вика много знают о животных; интересными были ответы на вопросы у Саши, Егора; Дима очень интересно рассказывал о жилище медведя. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Занятие в детском саду. Тема «Кто работает в детском саду».

Данное занятие помогает формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада.Способствует обогащению первоначальных представлений детей о назначении, помещениях, деятельнос...

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

Рекомендации родителям по лексическим темам изучаемым на логопедических занятиях в детском саду с детьми 6 -7 лет.

В логопедической группе логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной ...

Публикация статьи в педагогический колледж (2022) 1. Тема: Методы проведения физкультурного занятия в детском саду (опыт работы)

В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.Моя позиция в работе инструктора по физической культуре:&laqu...