Реализация художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в ФГОС
статья (младшая группа)

Григорьева Ольга Владимировна

Реализация художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:


Реализация художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/16/s_5a0cc7ccbf6b8/img3.jpg

"Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста" /Пабло Пикассо /

Замените эти образцы рисунков собственными привлекательными изображениями. Вот как это сделать быстро: выделите образец рисунка и удалите его. Затем щелкните значок "Вставка рисунков" внутри рамки и найдите изображение, которое хотите отобразить.

2

Формирование творческой личности  – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.   Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Формирование творческой личности  – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. 

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.   Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

К художественно-эстетической деятельности относится: Изобразительная деятельность; Музыкальная деятельность; Восприятие художественной литературы ;  Театрализованная деятельность.

К художественно-эстетической деятельности относится:

  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Восприятие художественной литературы ;
  • Театрализованная деятельность.

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей    Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. 

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. 

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет: Тесная связь с искусством. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей. Создание эстетической развивающей среды.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

  • Тесная связь с искусством.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  • Создание эстетической развивающей среды.

Задачи художественно- эстетического воспитания: Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.  Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Задачи художественно- эстетического воспитания:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Три правила: Жить в красоте Замечать красоту Поддерживать и создавать красоту вокруг себя делают эстетику быта средством эстетического воспитания

Три правила:

  • Жить в красоте
  • Замечать красоту
  • Поддерживать и создавать красоту вокруг себя

делают эстетику быта средством эстетического воспитания

Задачи обучения в группе раннего возраста и младшей группе : Готовить к восприятию произведений искусства; Готовить детей к посещению театра; Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства; Способствовать развитию певческих навыков; Познакомить с музыкальными жанрами; Приобщать к декоративной деятельности;  Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;  Подводить к различению видов искусства через художественный образ; Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в группе раннего возраста и младшей группе :

  • Готовить к восприятию произведений искусства;
  • Готовить детей к посещению театра;
  • Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
  • Способствовать развитию певческих навыков;
  • Познакомить с музыкальными жанрами;
  • Приобщать к декоративной деятельности;
  • Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
  • Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

 Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции :    музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность, изобразительная деятельность. Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.  Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции :

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность.

Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:   - обновление содержания образования (выбор программ и технологий);  - создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);  - организация образовательного процесса  (работа с детьми и родителями);  - координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: - обновление содержания образования (выбор программ и технологий); - создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); - организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); - координация работы с другими учреждениями и организациями.

Созданная в детском саду предметно развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.  Художественно-эстетическое развитие дошкольников  осуществляется непосредственно по образовательным областям:    «Познавательное развитие »,   «Социально-коммуникативное  развитие » ,  «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Созданная в детском саду предметно развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям:   «Познавательное развитие »,  «Социально-коммуникативное развитие » , «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Направления работы воспитателя:   использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. участие в конкурсах детского художественного творчества;  создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования,  выставочного уголка, подбор литературы, фотографий,  природного материала для самостоятельных игр и творчества; работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

Направления работы воспитателя:

  • использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);
  • включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.
  • участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;
  • работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

 Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:  - вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.  при работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.  - повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям: - вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. при работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. - повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Вывод:   Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Вывод: Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет "Волшебная радуга"

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»

Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев

Цель программыРазвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации. Задачи программыСоздание условий для а...

«Использование техники Кинусайга при формировании художественно-эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста»

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество...