Консультация: "Как читать сказки о животных"
консультация

Уколова Татьяна Николаевна

    Сказки о животных – один из распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся с раннего детства. Их рассказывают преимущественно детям младшей и средней группы.

   Зародились сказки о животных в глубокой древности. В них затрагиваются вопросы морали, нравственности. Сказки учат справедливости, воспитывают чувства коллективизма, вызывают желание помогать слабому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_o_zhivotnyh.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Как читать сказки о животных»

    Сказки о животных – один из распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся с раннего детства. Их рассказывают преимущественно детям младшей и средней группы.

   Зародились сказки о животных в глубокой древности. В них затрагиваются вопросы морали, нравственности. Сказки учат справедливости, воспитывают чувства коллективизма, вызывают желание помогать слабому.

    По объему сказки  о животных небольшие. Содержание их предельно простое, близко и понятно детям. В основе сказок лежит реальная действительность. Элемент фактически не значителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые в сказках не только говорят на человеческом языке, но и действуют, как люди.

    Герои сказок о животных – хорошо знакомые детям животные ( лиса, кот, заяц, петух, медведь и др.) Они наделены типическими чертами: лиса хитрая, волк злой, петух и кот храбрые и т.д.)

Сказки о животных строятся большей частью на мотиве встречи (« Колобок», « Теремок», « Лиса») и имеют диалогическую форму. Рассказчик передает речь каждого героя сказки со строгим учетом его характера и поведения.  Так , речь козы (« Козлятки и волк») потребует передать заботу козы о козлятах, ее тревогу за них. Характер волка и его злые намерения заставляют рассказчика дать почувствовать детям опасность, грозящую козлятам, подскажут замедления темпа и подвижность голоса, так как в сказке отмечено, что волк « запел толстым - претолстым голосом»

Живость рассказывания сказок о животных диктуется и их языком: ярким, эмоциональным, организованным по типу разговорной речи.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция несложная. Большую роль играют многократные повторения одного эпизода. Например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой («Лиса, заяц и петух»), встречается с собаками, медведем, петухом и всем совершенно одинаково повторяет рассказ о своем несчастье: «Как на кого  повторяет рассказ о своем несчастье: «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у  лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла - она и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня».

Эти многократные повторения придают сказке особую яркость и способствуют запоминанию ее детьми. Поэтому при чтении их надо выделять: произносить не быстро, соблюдать логические ударения, после повторов делать паузы.

Многие сказки о животных относятся к цеповидным (или кумулятивным), для которых характерен повтор с нарастанием (например, «Репка», « Колобок»). Читая повторы, следует оттенять то новое, что в них появляется, и разнообразить то новое, что в них появляется и разнообразить их передачу. Это будет способствовать живости рассказа и более яркому восприятию того, что рисуется в сказке.

В сказках о животных часто встречаются постоянные эпитеты (мышка - норушка, лягушка-квакушка, петушок- золотой гребешок и др.) и звукоподражания  ( ку-ка-ре-ку, ав-ав-ав, бэ-э, бэ-э, хрю-хрю). Эти примеры сказки способствуют конкретизации образа, с одной стороны, а с другой – забавляют, радуют детей, развивают их наблюдательность. При чтении эти места сказки следует выделять голосом, обращать на них внимание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сказки, которые мы читаем детям». Педагог Соловьева Наталья Петровна

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энци...

Консультация для родителей "Зачем читать сказки"

Консультация для родителей "Зачем читать сказки"...

Консультация "Зачем читать детям сказки?"

Материал для родителей о пользе чтения детям сказок....

Консультация для родителей." Сказки, которые мы читаем детям" Семейный куб: «В гостях у сказки»

Консультация для родителей."Сказки, которые мы читаем детям".Семейный куб: «В гостях у сказки»...

Консультация «Читаем сказки о животных»

Консультация «Читаем сказки о животных»...

Консультация "Как читать сказки с дошкольником, чтобы развивать его речь" 28.03.23 г

Консультация  "Как читать сказки с дошкольником, чтобы развивать его речь"...