Доклад к презентации на тему: «Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»
статья (младшая группа)

Коннова Наталья Михайловна

Культурные практики начинают складываться с раннего возраста.На основе культурных практик формируется у ребенка его привычки, пристрастия,интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками , приобретается собственный,нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы.Таким образом ,культурные практики включают обычные способы самоопределения и самореализации Согласно ФГОС ДО выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;самообслуживание и действия с бытовыми предметами - орудиями; восприятия смысла музыки, сказок, стихов,рассматривание картинок; двигательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kult._prakt.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации

Балашовского района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова Саратовской области

Доклад к презентации на тему:

«Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»

     

                       Подготовила : воспитатель  Коннова Н.М                                    

2020-2021уч.г.

      Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности.

  Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка.

  Стандарт планирует новое отношениея участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственное развитие. Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что» культурные практикипредставляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

  1 слайд.

«Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»

2 слайд. Согласно ФГОС ДО выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2.7.):

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

 Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; Двигательная активность.

3 слайд

Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметовВ качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

4 слайд

Исследовательские (Экспериментирование с материалами и веществами)

В своей группе мы изготовили сенсорные бутылочки. Цель: стимулирование  умения наблюдать, сравнивать, искать и находитьСпрятанные в емкостях бутылка с мыльной  синей  водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку. мутная бутылка: вода становится мутной, когда бутылку трясут, а затем земля оседает на дно, и вода снова становится чистой.

В наполненной рисом бутылке находятся интересные объекты небольшого размера (игрушки, машинки). Пусть малыш попытается отыскать, что спрятано в бутылке?

Медитативная бутылка или «сенсорная вьюга»: просто сидишь и смотришь, как кусочки фольги плавно летят

5 слайд.

Яички Курочки-Рябы (самодельные детские музыкально-шумовые игрушки).
 Контейнеры от киндеров наполнены разными наполнителями (манка, гречка, монетки, ячневая крупа), задача детей попытаться  на слух  определить, в каком из контейнеров что находится

6 слайд

Эксперементирование с водой. Цель: закрепление знания детей о свойствах воды.

  Учить переливать из одной емкости в другую: припомощи воронки и стакана с носиком, окрашивать; воспитывать любознательность, интерес. При погружении предметов – одни плавают , другие тонут.

 Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаевает, дарит положительные имоции

7 слайд

Игры с крупами и сыпучим материалом.

«Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз».Цель: учить находить игрушку (предмет), спрятанную в контейнер с манкой на ощупь руками «Пересыпь крупу».Цель: учить пересыпать, перекладывать сыпучие вещества из одной емкости в другую, ложкой или руками.

8 слайд.

Выкладывание «Узор из красной фасоли», игра «Лабиринт».

Цель: развивать умение детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.Развивать гпбкость пальцев. Игра для развития мелкой моторики «Лабиринт».

9 слайд

Бизиборд   (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль   ) со всевозможными кнопочками , замочками, крбчками, шнурками, пуговицами,    

Выключателями и прочими «опасностями».Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развития мышления. Родители нашей гркппы для развития детей   приобрели и сделали Бизикуб. Дети с большим интересом играют в него.

10 слайд    

Игры с составными и динамическими игрушками.

К ним можно отнести: картинки – вкладыши, пирамидки, конструкторы, крупные пазлы, и др. «Пирамидки»- многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

 Игры – шнуровки («Забавные шнурки»)- развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «Вверху»,»внизу», «справа»,»слева», формируют навыки шнуровки (шнурование , завязывание на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует  улучшению координации движений.

11 слайд

Коммуникативные (Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

«Пальчиковая гимнастика»- это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Примеры: «Сорока – белобока»,»Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие.

 Игры – нанизования.Нанизовать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки т.д. Игры- нанизование помогут скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы « глаз – рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина),.

12 слайд

Социально – ориентированные (Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями).

 Конструирование – ребенок не воспроизводит образец , а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно. Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель- обогащние содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

13 слайд

Игровая культура практика – сюжетно – ролевая игра «Путешествие».

  Привожу пример игровой практики, в которых может реализоваться не только самостоятельная деятельность, но и совместная деятельность ребенка и взрослого.

Цель: организация игровой деятельности детей, направленная на развитие компонентов самостоятельности и инициативности.

Проблемная ситуация. Мишка пригласит детей в гости, но живет он далеко, как добраться до Мишки?

Атрибуты для игры.Крупные модули, руль, сумка с длинной ручкой, билетики.

Совместная деятельность воспитателя и детей. Педагог помогает построить из модулей автобус, роль кондуктора берет на себя, дети пассажиры.

Самостоятельная деятельность детец. Дети строят автобус, выбирают себяе наряды, аксессуары, выбирают подарки для Мишки, едут в автобусе, общаются.

14 слайд

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми третьего  года провожу следующие занятия:

1. показ предметов с названием их;

2. организованное наблюдение за животными, рассматривание предметов повседневной обстановки;

3. показ действий с игрушками;

4. показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия;

5. показ драмотизации сказок.

6. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси-гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!

7. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то», занятия по развитию подражания речи др.

15 слайд

Двигательная активность

Существуют разнообразные формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика(ежедневно); совместная физкультурная деятельность педагога с детьми; прогулка с включением подвижных игр (ежидневно); пальчиковая гимнастика(ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика; физкультминутка, эмоциональная разрядка»релаксация», ходьба по массажным дорожкам, спортивные досуги, развлечения. Так же дети младшей группы только учатся выполнять движения по просьбе взрослого.Мы в своей работе используем нетрадиционное оборудование: массажеры для ног и рук, разнообразные дорожки здоровья, следы из пробок, гантели, дуги для подлезания, снежные бутылочки для дыхательной гимнастики, массажные перчатки с пугавками.

16 слайд

Спасибо за внимание. 

 На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные,повседневные)способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают реализауию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обствоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

 Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие воросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...

Презентация на тему: "Организация питания в группах раннего возраста"

Презентация для педагогов групп раннего возраста поэтапной организации питания у детей в 1 младшей группе....

Презентация по теме: "Домашние животные" для детей раннего возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...

Презентация на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста".

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...

Презентация на тему: "Роль культурных практик в социально - коммуникативном развитии"

Данная презентация раскрывает понятие "Культурные практики", показывает на конкретных примерах из моей личной практики, как можно использовать их для социально - коммуникативного развития до...

Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"

quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...