Доклад к презентации на тему: «Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»
статья (младшая группа)
Культурные практики начинают складываться с раннего возраста.На основе культурных практик формируется у ребенка его привычки, пристрастия,интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками , приобретается собственный,нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы.Таким образом ,культурные практики включают обычные способы самоопределения и самореализации Согласно ФГОС ДО выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;самообслуживание и действия с бытовыми предметами - орудиями; восприятия смысла музыки, сказок, стихов,рассматривание картинок; двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kult._prakt.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации
Балашовского района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Ивушка»
города Балашова Саратовской области
Доклад к презентации на тему:
«Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»
Подготовила : воспитатель Коннова Н.М
2020-2021уч.г.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности.
Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка.
Стандарт планирует новое отношениея участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственное развитие. Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что» культурные практикипредставляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
1 слайд.
«Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»
2 слайд. Согласно ФГОС ДО выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2.7.):
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; Двигательная активность.
3 слайд
Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
4 слайд
Исследовательские (Экспериментирование с материалами и веществами)
В своей группе мы изготовили сенсорные бутылочки. Цель: стимулирование умения наблюдать, сравнивать, искать и находитьСпрятанные в емкостях бутылка с мыльной синей водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку. мутная бутылка: вода становится мутной, когда бутылку трясут, а затем земля оседает на дно, и вода снова становится чистой.
В наполненной рисом бутылке находятся интересные объекты небольшого размера (игрушки, машинки). Пусть малыш попытается отыскать, что спрятано в бутылке?
Медитативная бутылка или «сенсорная вьюга»: просто сидишь и смотришь, как кусочки фольги плавно летят
5 слайд.
Яички Курочки-Рябы (самодельные детские музыкально-шумовые игрушки).
Контейнеры от киндеров наполнены разными наполнителями (манка, гречка, монетки, ячневая крупа), задача детей попытаться на слух определить, в каком из контейнеров что находится
6 слайд
Эксперементирование с водой. Цель: закрепление знания детей о свойствах воды.
Учить переливать из одной емкости в другую: припомощи воронки и стакана с носиком, окрашивать; воспитывать любознательность, интерес. При погружении предметов – одни плавают , другие тонут.
Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаевает, дарит положительные имоции
7 слайд
Игры с крупами и сыпучим материалом.
«Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз».Цель: учить находить игрушку (предмет), спрятанную в контейнер с манкой на ощупь руками «Пересыпь крупу».Цель: учить пересыпать, перекладывать сыпучие вещества из одной емкости в другую, ложкой или руками.
8 слайд.
Выкладывание «Узор из красной фасоли», игра «Лабиринт».
Цель: развивать умение детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.Развивать гпбкость пальцев. Игра для развития мелкой моторики «Лабиринт».
9 слайд
Бизиборд (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль ) со всевозможными кнопочками , замочками, крбчками, шнурками, пуговицами,
Выключателями и прочими «опасностями».Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развития мышления. Родители нашей гркппы для развития детей приобрели и сделали Бизикуб. Дети с большим интересом играют в него.
10 слайд
Игры с составными и динамическими игрушками.
К ним можно отнести: картинки – вкладыши, пирамидки, конструкторы, крупные пазлы, и др. «Пирамидки»- многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
Игры – шнуровки («Забавные шнурки»)- развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «Вверху»,»внизу», «справа»,»слева», формируют навыки шнуровки (шнурование , завязывание на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений.
11 слайд
Коммуникативные (Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
«Пальчиковая гимнастика»- это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Примеры: «Сорока – белобока»,»Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие.
Игры – нанизования.Нанизовать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки т.д. Игры- нанизование помогут скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы « глаз – рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина),.
12 слайд
Социально – ориентированные (Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями).
Конструирование – ребенок не воспроизводит образец , а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно. Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель- обогащние содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
13 слайд
Игровая культура практика – сюжетно – ролевая игра «Путешествие».
Привожу пример игровой практики, в которых может реализоваться не только самостоятельная деятельность, но и совместная деятельность ребенка и взрослого.
Цель: организация игровой деятельности детей, направленная на развитие компонентов самостоятельности и инициативности.
Проблемная ситуация. Мишка пригласит детей в гости, но живет он далеко, как добраться до Мишки?
Атрибуты для игры.Крупные модули, руль, сумка с длинной ручкой, билетики.
Совместная деятельность воспитателя и детей. Педагог помогает построить из модулей автобус, роль кондуктора берет на себя, дети пассажиры.
Самостоятельная деятельность детец. Дети строят автобус, выбирают себяе наряды, аксессуары, выбирают подарки для Мишки, едут в автобусе, общаются.
14 слайд
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.
Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми третьего года провожу следующие занятия:
1. показ предметов с названием их;
2. организованное наблюдение за животными, рассматривание предметов повседневной обстановки;
3. показ действий с игрушками;
4. показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия;
5. показ драмотизации сказок.
6. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси-гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!
7. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то», занятия по развитию подражания речи др.
15 слайд
Двигательная активность
Существуют разнообразные формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика(ежедневно); совместная физкультурная деятельность педагога с детьми; прогулка с включением подвижных игр (ежидневно); пальчиковая гимнастика(ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика; физкультминутка, эмоциональная разрядка»релаксация», ходьба по массажным дорожкам, спортивные досуги, развлечения. Так же дети младшей группы только учатся выполнять движения по просьбе взрослого.Мы в своей работе используем нетрадиционное оборудование: массажеры для ног и рук, разнообразные дорожки здоровья, следы из пробок, гантели, дуги для подлезания, снежные бутылочки для дыхательной гимнастики, массажные перчатки с пугавками.
16 слайд
Спасибо за внимание.
На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные,повседневные)способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают реализауию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обствоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие воросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...
Презентация на тему :"Социально -коммуникативное развитие детей раннего возраста"
Цели,задачи. Основные формы работы....
Презентация на тему: "Организация питания в группах раннего возраста"
Презентация для педагогов групп раннего возраста поэтапной организации питания у детей в 1 младшей группе....
Презентация по теме: "Домашние животные" для детей раннего возраста
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...
Презентация на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста".
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...
Презентация на тему: "Роль культурных практик в социально - коммуникативном развитии"
Данная презентация раскрывает понятие "Культурные практики", показывает на конкретных примерах из моей личной практики, как можно использовать их для социально - коммуникативного развития до...
Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"
quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...