Практические рекомендации психолога по адаптации к ДОУ ребенка с ОВЗ
консультация

Бакалюк Анна вячеславовна

Как  родитель может помочь ребенку с ОВЗ чувствовать себя комфортно в период адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_s_ovz.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 Практические рекомендации  психолога по адаптации к ДОУ ребенка с ОВЗ

Целевая аудитория: воспитатели младших групп

Подготовила: педагог-психолог: Бакалюк А.В.

Как помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в группе

Детям с ОВЗ часто бывает сложнее привыкнуть к обстановке детского сада и переживать расставание с родителями, чем их ровесникам без особенностей в развитии. Чтобы их адаптация прошла менее болезненно, в сентябре проинструктируйте родителей и воспитателей, как помочь таким детям и создать обстановку в группе, близкую к домашней. Выстройте систему методов психокоррекции и практических игр, чтобы дети с ОВЗ научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в детском саду . Дошкольники научатся взаимодействовать друг с другом, регулировать свое поведение, повысят самооценку, установят вербальный, тактильный и эмоциональный контакт с другими воспитанниками.

Обеспечьте личное пространство ребенка

Для детей с ОВЗ важно создать комфортную среду в детском саду. Резкая смена домашней обстановки на общее групповое пространство может негативно сказаться на состоянии ребенка: он будет уставать от шума, чувствовать себя некомфортно. Посоветуйте воспитателям организовать пространство в группах так, чтобы дети быстрее освоили его, приняли как свое, а родителям принести в группу личные вещи ребенка. Проводите коррекционно-развивающие занятия, которые снимут эмоциональное напряжение у детей.

Рекомендации родителям. Предложите родителям помочь создать домашнюю обстановку в группе, чтобы ребенок с ОВЗ привык к детскому саду. Например, они могут давать ребенку с собой небольшие и не мягкие игрушки-талисманы, любимые книжки. Попросите их принести фотографии и поделки детей, чтобы оформить стены в группе, как это бывает дома. Чтобы создать уют, предложите дополнить рисунки и поделки красивыми рамочками и подставками. Раздайте родителям памятки с рекомендациями, как помочь ребенку чувствовать себя эмоционально комфортно в детском саду:

Рекомендации воспитателям. Посоветуйте воспитателям вместе с каждым ребенком выбрать любимое место в группе и попросить других детей, чтобы они не беспокоили его там. Педагогам следует объяснять детям, что это место - «любимое» для конкретного ребенка, и он может тихо посидеть там, когда захочет. Предложите выделить в группе «персональные гнездышки» для каждого ребенка, например пуфики разного цвета в игровой зоне.

Упражнения и игры. Оформите «остров настроения», чтобы диагностировать общий эмоциональный фон детей группы. Используйте панно с динамичными деталями: разноцветными бабочками или кораблика- ми. Бабочки ярких цветов или кораблики с розовыми парусами символизируют хорошее настроение, а белые бабочки и синие паруса - плохое. Попросите детей выбрать фигурку цвета своего настроения и разместить на панно. Такие панно можно использовать и в кабинете психолога, и в группах. В индивидуальной работе используйте сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию, чтобы успокоить детей.

Помогите ребенку справиться со стрессом от прощания с родителем

Часто родители опекают детей с ОВЗ больше, чем их сверстников, поэтому для них бывает сложнее выстроить по- рядок расставания по утрам. Проинструктируйте родителей и объясните, что ребенок не будет долго плакать при их уходе, если они будут соблюдать рекомендации. Используйте коллективные игры, чтобы наладить отношения ребенка с ОВЗ со сверстниками.

Рекомендации родителям. Попросите родителей утром напоминать ребенку об интересных и приятных моментах в детском саду, говорить о новых играх, занятиях и развлечениях. Предложите им придумать игровой ритуал быстрого прощания: чмокнуть в щечку, стукнуться кулачками. Объясните, что быстрое и оптимистичное прощание не создаст у ребенка ощущения одиночества в«недружелюбной» среде. Попросите их помочь сформировать у ребенка доверительное отношение к воспитателю: рассказывать, что воспитатель - надежный и добрый человек, который сможет защитить ребенка в группе.

Рекомендации воспитателям. Педагогам следует контролировать длительность прощания и не допускать ситуаций, когда ребенок стоит у окна и машет маме вслед. Посоветуйте им рассказать малышам, почему им нужно посещать детский сад: чтобы стать взрослыми, научиться играть с другими детьми, быть самостоятельными и смелыми.

Упражнения и игры. В форме терапевтической сказки расскажите детям о мотиве «я должен» по принципу «взрослые ходят на работу, школьники - в школу, дети — в детский сад, это правильно». Чтобы компенсировать расставание с родителями, помогите детям сформировать отношения в коллективе сверстников: организуйте совместные игры и упражнения .

Как  родитель может помочь ребенку с ОВЗ чувствовать себя комфортно в период адаптации

1. Обменивайтесь информацией с воспитателями об индивидуальных

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ  ПО СКАЗКАМ

Кому адресованы:  детям с ОВЗ, которым сложно наладить контакт в группе. Задачи: помочь адаптироваться в коллективе сверстников, сплотить детей. Что делать: предложить детям распределить роли и исполнить сказки с простыми сюжетами: «Колобок», «Репка», «Теремок». После представления предложить «зрителям» поменяться ролями с «артистами». Когда дети проиграют сказку неоднократно, провести анализ игры: попросить назвать, кому какой герой понравился, кому в какой роли быть интереснее всего.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ДОСКЕ

Кому адресованы:  детям с ОВЗ, которым сложно наладить контакт в группе. Задачи: помочь научиться взаимодействовать в коллективе, развить внимание, память, сформировать скорость реакции.

Что делать: Организовать коллективную игру на доске или планшете в мини- группе, особенностях ребенка. Рассказывайте о его нуждах и потребностях, привычках и нюансах поведения, возможных состояниях здоровья, причинах смены настроения.

2. Расскажите воспитателям, как вы называете ребенка дома. Скажите, как поощряете ребенка, как ласково зовете его по имени. Это поможет педагогам установить с ним контакт.

3. Придерживайтесь режима дня детского сада. Вовремя укладывайте ребенка спать в выходные, кормите, гуляйте. Так он быстрее привыкнет к детскому саду. В будние дни лучше, если ребенок будет просыпаться не позже, чем за час до выхода из дома в детский сад.

4. Контролируйте меню домашней кухни. Приближайте его к меню детского сада, но не исключайте особенно любимые блюда ребенка.

5. Формируйте у ребенка основные культурно-гигиенические навыки. Учите мыть руки, самостоятельно ходить в туалет,  когда уже очень хочется, а заранее - перед выходом из дома или сном. Это позволит ребенку меньше зависеть от взрослых в группе, чувствовать уверенность в себе.

6. Учите ребенка дружить с другими детьми. Объясняйте, что не надо жадничать, проявлять агрессию, обижаться, а делиться игрушками, наоборот, хорошо. И главное - научите его играть все совместные и коллективные игры.

7. Хвалите ребенка за то, что он посещает детский сад и остается там без слез. Но не подкупайте его гостинцами - это ошибка и повод для ребенка начать манипулировать вами.

8. Акцентируйте внимание только на положительных сторонах детского сада. Говорите о новых знакомствах и знаниях, играх с другими детьми, интересных прогулках.

9. Не относитесь к ребенку как к слабому, несамостоятельному или больному. Да, ваш ребенок особенный, но он многое может преодолеть с вашей помощью. Не стоит все делать за него, приучайте ребенка к самостоятельности. В будущем это поможет ему приспособиться к взрослой жизни.

Методы психокоррекции и практические игры для адаптации детей с ОВЗ

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Кому адресованы: детям со страхами или проблемами поведения.

 Задачи: укрепить психику ребенка, помочь бороться со страхами и фобиями, корректировать проблемы поведенческого характера.

Что делать: рассказать ребенку сказку о нем самом с помощью шаблонов фразопостроений. Например, по принципу «жил-был мальчик, похожий на тебя». Чтобы в доступной для ребенка форме рассказать, в чем ребенок не прав и что с этим следует сделать. Сказочный формат позволит ребенку воспринять это не как прямой упрек, а как положительный пример.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Кому адресованы: детям с нестабильной психикой.

 Задачи: формировать представления ребенка о себе как о личности, создавать позитивное самовосприятие, учить выражать свои чувства и эмоции в социально приемлемой форме, снять психоэмоциональное напряжение.

Что делать: предложить рисовать нетрадиционными материалами - не карандашом и кистью, а пальчиками, ладошками, стопами ног. Изображать простые и радостные вещи - тучи, дождик, дорожки. При необходимости, усложнить - предложить дорисовать отпечатки ладошки, пальчиков, сделать из них бабочек,  гусениц, сказочных животных, смешные рожицы, цветы. Проводить занятия | в светлом помещении: кабинете психолога, сенсорной комнате, группе. Подготовить большие рабочие поверхности: ватманы бумаги на полу или стенах комнаты, пластиковые или интерактивные доски для рисования. Добавить тихую, спокойную музыку. Использовать разные материалы: краски, маркеры, мелки, природные материалы, ткани, крупы, бумагу, крем, гель, бросовый материал.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Кому адресованы: детям с ОВЗ, которые переживают эмоциональное напряжение в период адаптации.

Задачи: снять напряжение, успокоить ребенка, провести психокоррекцию страхов.

Что делать: показать, как рисовать на песке пальчиком, стопой, палочкой,

оставлять ладошкой отпечатки. Чтобы корректировать страхи и тревожные состояния, предложить нарисовать их и легко разрушить: просто подуть на песочное изображение и оно рассеется.

например, игру в «лабиринт». Направлять процесс игры - дети должны  советоваться и договариваться, чтобы вместе сопереживать и радоваться победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для проведения динамики развития ребенка «Уровень математических понятий у детей старшего дошкольного возраста»

Программные задачиЗакрепить:- количественный и порядковый счет в пределах 10;- прямой и обратный счет в пределах 10;- знание математических знаков + ; - ; =; < >.- умение решать простые ар...

Консультация для родителей «Практическая работа для адаптации ребенка к школе». 1 сказка.

Терапевтические сказки для адаптации ребёнка к школе. Консультация для родителей «В помощь родителям, практическая работа для адаптации ребенка к школе». Первая сказка....

Консультация для родителей «Практическая работа для адаптации ребенка к школе». 2 сказка.

Терапевтические сказки для адаптации ребёнка к школе. Консультация для родителей «Практическая работа для адаптации ребенка к школе». Вторая сказка....

Консультация для родителей «Практическая работа для адаптации ребенка к школе». 3 сказка.

laquo;Практическая работа для адаптации ребенка к школе». Третья сказка....

Консультация для родителей «Практическая работа для адаптации ребенка к школе». 5 сказка.

Консультация для родителей «Практическая работа для адаптации ребенка к школе». Пятая сказка....