Консультация для родителей "Воспитывать детей, но как?"
консультация

Колушкина Елена Викторовна

Консультация на тему "Воспитывать детей, но как?" предназначена для родителей воспитанников детского сада.

Материал включает в себя информацию о значении развития детей в первые годы жизни маленького человечка, какие знания и навыки он должен приобрести в этот период.

Образец поведения взрослого, забота о всестороннем развитии ребёнка в эти годы играет огромное значение для дальнейшего становления ребёнка как личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитывать детей, но как?»

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

     Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорождённого, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются всё новые приобретения, превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность.

     О значении первых лет детства сказано много. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни и то, что ложится в этот характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

     Когда мы говорим: «Ребёнок развивается нормально», мы имеем в виду, что по графику происходит не только его физическое созревание, но и рост его психических возможностей. Усвоение ребёнком новых знаний и умений. Формирование его способностей происходит не путём пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности – игры, труд, учения и т.д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать её содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

     От воспитания зависит очень многое, однако из этого вовсе не следует, что любое воспитательное воздействие приведёт к желаемому результату. Бесполезно пытаться лепить из ребёнка, как из куска мокрой глины, всё, что Вам вздумается, не считаясь с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями малыша, не сообразуясь с его склонностями и интересами, не учитывая того, с помощью каких методов и при какой организации его деятельности можно обеспечить оптимальные условия для его физического и духовного развития.

     Детство – определённый этап в развитии человека, оно и сложилось как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребёнок должен приобрести необходимые знания, умения. Ребёнку нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств. Ему нужна среда очеловеченная; ему нужно человеческое общение и человеческое воспитание.

     Развиваясь, ребёнок активно усваивает достижения человечества, овладевает ими с помощью взрослых. Вместе с практическими действиями у ребёнка развиваются и внутренние действия, психические – действия восприятия и мышления, воображения и памяти. Так, на протяжении раннего и дошкольного детства ребёнок овладевает всё новыми и новыми психическими действиями, которые позволяют ему решать всё более сложные и разнообразные задачи.

     Разнообразными действиями – и внешними, и внутренними – ребёнок овладевает под влиянием обучения и воспитания. Но это не значит, что всё зависит лишь от желания взрослого. Ребёнок не может в любой момент усвоить любые действия, небезразличен и порядок, в котором он их приобретает. Ребёнок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А формируются и передаются эти действия только через обучение.

     Приобретая всё новые черты в поведении, обнаруживая всё большее совершенство внутренних психических качеств, ребёнок всё-таки остаётся ребёнком! Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника, даже младшего.

     Каковы же приметы этого психологического облика?

     Прежде всего – непосредственность, импульсивность поведения, более или менее резко выраженная на всех ступенях раннего и дошкольного детства. Чаще всего малыш действует, не особенно задумываясь, под влиянием именно тех чувств и желаний, которые возникли у него вот сейчас, в данный момент. Конечно, сами эти чувства и желания не берутся неизвестно откуда, они основаны на общих потребностях и интересах ребёнка.

     В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может всё очень хорошо объяснить, а ребёнок всё поймёт и даже соберётся делать именно то, что у него просят, но… в решающий момент непосредственная ситуация, то, что он видит и слышит, окажет на его поведение бесповоротное влияние.

     Другая психологическая особенность маленького ребёнка – его повышенная эмоциональность.

     Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро они могут и гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен – бурное веселье, а через минуту – слёзы! Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он «таиться», как взрослый человек, – у малыша всё на виду, всё выражается непосредственно и непроизвольно. Используя на благо развития яркость чувств ребёнка, родителям приходится вместе с тем остерегаться таких отрицательных эмоций, как страхи и капризы.

     Разумеется, на протяжении раннего и дошкольного детства происходит «воспитание чувств» – и они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша – бесспорный психологический факт.

     Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов – составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос привёл бы нас к неправильным выводам.

Допустим, что в этих психологических чертах сила малыша, они наилучшим образом «обслуживают» его жизнь, помогают ему решать  его детские задачи, способствуют кругу его опыта, его возможностям. Всё так, но тогда зачем мы стремимся к замене этих черт поведения малыша другими, зачем воспитываем умение управлять своим поведением и чувствами, зачем пытаемся научить его более глубоко и правильно понимать окружающую действительность? Не лучше ли позволить золотому детству быть золотым детством – придёт ещё школьная пора в жизни ребёнка… Следствие в таком случае будет одно – мы задержим развитие малыша, потому что будем оставаться рабами уже сложившихся черт его психики, вместо того, чтобы вызывать к жизни новые.

     Если в этих психологических чертах слабость ребёнка, он должен преодолеть их с нашей помощью. Ясно ведь, что управляемое поведение лучше, чем неуправляемое; логическое мышление стоит ступенькой выше образного, потому что способно решать задачи, руководствуясь не видимостью, а сутью дела. И это так! Тогда почему же не бросить все силы на то, чтобы как можно раньше «организовать» поведение ребёнка, чтобы всячески поощрять его к управлению своими чувствами, чтобы побыстрее перевести его на «логические рельсы? Но, в таком случае, можно поручиться, что мы вырастим к семи годам «маленьких старичков»!

     Истина не в крайностях. Она в понимании того, что названные психические черты действительно преодолеваются в последующем развитии, они не просто «отменяются», а входят тем или иным образом и во взрослую жизнь.

     Да, рассудительность в жизни совершенно необходима: «семь раз отмерь – один отрежь». Но, разве не бывает моментов, когда надо действовать немедленно, по прямому побуждению? И разве нельзя увидеть в чрезмерно рассудительных людях, неспособных на такую «естественную реакцию», вчерашних малышей, импульсивность поведения которых неумеренно подавлялась? С другой стороны, в человеке, который не в силах погасить свой взрыв из-за пустяка. Или в человеке, хватающемся то за одно, то за другое, не просматривается ли тот «ещё несмышлёный» ребёнок, которому в надежде продлить золотое детство не прививали элементарной самоорганизованности?

     Сложен мир наших чувств! И всё-таки, сложностью ли их можно объяснить поведение людей, бросающихся, скажем, в своём отношении к друзьям из одной крайности в другую? Не проще ли предположить, что ещё тогда, когда они были малышами, родители не предприняли ничего, чтобы внести хоть толику разума в их эмоции? И, может быть, не богатство чувств, а отсутствие всякой культуры сдержанности, столь ценной в цивилизованном человеке, сквозит в поведении нашего друга, готового исповедоваться всякому по любому поводу? Но, с другой стороны, как несладко нам с людьми, неспособными на душевный порыв, с людьми, которых мы называем чёрствыми. А стали бы они такими, если бы ещё в детстве настойчиво не гасили в них всякое проявление «излишней чувствительности»? И погасили…

     Очень важно способствовать развитию более сложных и совершенных черт поведения ребёнка, но не пытаться преодолеть «детское» искусственно – вот задача родителей. Необходимо более внимательно относиться к особенностям возраста ребёнка, черпать из них всё хорошее, что они могут дать будущей личности.

     В заключение хочется сделать вывод, что от природных особенностей может зависеть путь формирования у ребёнка тех или иных психических качеств и в известной мере – конечный результат. Для одних качеств (например, темперамента) эта зависимость более значима, для других (черт характера, способностей) – менее, для третьих (интересов, знаний) – вовсе несущественна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...