Дети - аудиалы, кинестетики, визуалы. Развитие каналов восприятия.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гладова Татьяна Борисовна

У каждого ребенка информация из внешнего мира поступает в основном через три типа анализаторов. Зрительная информация поступает по визуальному каналу (глаз), звуковая проходит по аудиальному каналу (ухо), а информация от поверхности тела, поступающая от кожных рецепторов, поступает по кинетическому каналу (рука).

Количество информации, поступающей через каналы, у каждого ребенка различный, в зависимости от преобладающего канала восприятия. Это не означает, что неисправны анализаторы, т.е. уши, глаза, кожные рецепторы. Очень часто проблема возникает на уровне восприятия информации, которая обрабатывается с помощью головного мозга.

В соответствии с этим очень условно детей по степени доминирования того или иного канала можно разделить на три группы:

Визуалы – это так называемые «зрители». Дети – визуалы лучше воспринимают новую для них информацию зрительно. Визуалы очень любят рисовать в тетрадях, украшать все наклейками, разукрашивать разноцветными фломастерами. Для них очень важно внешнее проявление чувств и эмоций, нежели слова.

Аудиалы – это «слушатели». Такие дети лучше воспринимают информацию на слух.  Ребенок-аудиал может во время объяснения педагога, не смотреть на него, а только слушать. Это не означает отсутствие внимания, а просто оно выражается иначе. Очень часто аудиалы не слышат, если информация поступает на повышенных тонам. Они могут как бы отключиться на время, но на самом деле они порционно воспринимают информацию. И чем спокойнее, и дозированно она будет поступать, тем лучше.  Для аудиала лучшая оценка словесная.

Кинестетики – это «деятели». Таким деткам очень важен физический контакт через прикосновение, поглаживание по голове, по спине. Дети-кинестетики очень эмоциональны и обидчивы. Им очень сложно высидеть спокойно целый урок. Иногда, восполняя дефицит движения, они начинают болтать ногами, руками, теребить тетрадь, соседа и т.д. Это не хулиганство, как может показаться на первый взгляд, просто у ребенка – кинестетика  обмен информацией с окружающим миром происходит через физический контакт.

В жизни редко встречаются «чистые» визуалы, кинестетики и аудиалы. Как правило большинство детей имеет смешанный тип восприятия информации, но при достаточном наблюдении за ребенком, можно выделить доминирующий тип восприятия.

Как мы можем распознать – какой канал восприятия у ребенка?

В речи визуал в основном использует прилагательные, связанные со зрением (наблюдать, смотреть, видеть, картина, на первый взгляд и т.д.). Аудиал в речи использует слова, связанные со слуховым восприятием (слышать, послушайте, голос, тишина, громкий), а кинестетик слова, описывающие движения или чувства (мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, тепло, уютно и т.д.).

Особенности внимания:

Кинестетики – трудно концентрировать свое внимание и его может отвлечь, что угодно, аудиал легко отвлекается на звуки, визуалу шум практически не мешает.

Особенности восприятий у каждого ребенка происходит наилучшим образом через «его главный» канал восприятия: у кинестетика – через общее впечатление, запоминает двигаясь, аудиал – то, что слышал, запоминает, слушая, визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Знание главенствующего канала восприятия у ребенка очень важно в работе педагога. Поскольку это позволит педагогу строить более гармоничное взаимодействие  с ребенком, опираясь именно на ведущий анализатор ребенка. А на занятиях педагог будет задействовать сразу все каналы восприятия для лучшего усвоения информации детьми.

Разумеется, все мы используем  самые разные каналы восприятия. Мы можем быть  по своей природе визуалами, но это не значит, что другие органы чувств у нас  не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinestetikiaudialyvizualy.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дети - аудиалы, кинестетики, визуалы.

Развитие каналов восприятия.

У каждого ребенка информация из внешнего мира поступает в основном через три типа анализаторов. Зрительная информация поступает по визуальному каналу (глаз), звуковая проходит по аудиальному каналу (ухо), а информация от поверхности тела, поступающая от кожных рецепторов, поступает по кинетическому каналу (рука).

Количество информации, поступающей через каналы, у каждого ребенка различный, в зависимости от преобладающего канала восприятия. Это не означает, что неисправны анализаторы, т.е. уши, глаза, кожные рецепторы. Очень часто проблема возникает на уровне восприятия информации, которая обрабатывается с помощью головного мозга.

В соответствии с этим очень условно детей по степени доминирования того или иного канала можно разделить на три группы:

Визуалы – это так называемые «зрители». Дети – визуалы лучше воспринимают новую для них информацию зрительно. Визуалы очень любят рисовать в тетрадях, украшать все наклейками, разукрашивать разноцветными фломастерами. Для них очень важно внешнее проявление чувств и эмоций, нежели слова.

Аудиалы – это «слушатели». Такие дети лучше воспринимают информацию на слух.  Ребенок-аудиал может во время объяснения педагога, не смотреть на него, а только слушать. Это не означает отсутствие внимания, а просто оно выражается иначе. Очень часто аудиалы не слышат, если информация поступает на повышенных тонам. Они могут как бы отключиться на время, но на самом деле они порционно воспринимают информацию. И чем спокойнее, и дозированно она будет поступать, тем лучше.  Для аудиала лучшая оценка словесная.

Кинестетики – это «деятели». Таким деткам очень важен физический контакт через прикосновение, поглаживание по голове, по спине. Дети-кинестетики очень эмоциональны и обидчивы. Им очень сложно высидеть спокойно целый урок. Иногда, восполняя дефицит движения, они начинают болтать ногами, руками, теребить тетрадь, соседа и т.д. Это не хулиганство, как может показаться на первый взгляд, просто у ребенка – кинестетика  обмен информацией с окружающим миром происходит через физический контакт.

В жизни редко встречаются «чистые» визуалы, кинестетики и аудиалы. Как правило большинство детей имеет смешанный тип восприятия информации, но при достаточном наблюдении за ребенком, можно выделить доминирующий тип восприятия.

Как мы можем распознать – какой канал восприятия у ребенка?

В речи визуал в основном использует прилагательные, связанные со зрением (наблюдать, смотреть, видеть, картина, на первый взгляд и т.д.). Аудиал в речи использует слова, связанные со слуховым восприятием (слышать, послушайте, голос, тишина, громкий), а кинестетик слова, описывающие движения или чувства (мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, тепло, уютно и т.д.).

Особенности внимания:

Кинестетики – трудно концентрировать свое внимание и его может отвлечь, что угодно, аудиал легко отвлекается на звуки, визуалу шум практически не мешает.

Особенности восприятий у каждого ребенка происходит наилучшим образом через «его главный» канал восприятия: у кинестетика – через общее впечатление, запоминает двигаясь, аудиал – то, что слышал, запоминает, слушая, визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Знание главенствующего канала восприятия у ребенка очень важно в работе педагога. Поскольку это позволит педагогу строить более гармоничное взаимодействие  с ребенком, опираясь именно на ведущий анализатор ребенка. А на занятиях педагог будет задействовать сразу все каналы восприятия для лучшего усвоения информации детьми.

Разумеется, все мы используем  самые разные каналы восприятия. Мы можем быть  по своей природе визуалами, но это не значит, что другие органы чувств у нас  не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Для полноценного развития ребенка необходимо, с одной стороны, расширять возможности его восприятия мира с помощью каждого из трех каналов, а с другой стороны – налаживать их конструктивное взаимодействие.

Существует ряд упражнений-игр для более согласованной работы всех видов анализаторов. Эти упражнения можно применять на занятиях с детьми:

  1. Замри – отомри

До команды тренера ребенок может делать что угодно, а после команды он должен замереть и оставаться неподвижным до следующего сигнала. Командами являются слова «замри» и «отомри».

  1. Подвиг разведчика

Ребенок отворачивается от стола, на котором тренер раскладывает несколько самых разных предметов, которые отличаются по цвету, форме и объему. Когда ведущий приготовил все необходимое для начала игры, ребенок должен отдать себе команды «я готов!», «внимание!», «приготовились!», «начали!». После этого он поворачивается лицом к столу и в течение 5 секунд смотрит на предметы. Когда время истекло и тренер об этом сообщил, ребенок вновь отворачивается от стола. В это время тренер добавляет или 10 убирает один предмет. После он просит игрока опять повернуться к столу и сказать, что на нем изменилось. Если ребенок не справляется с заданием и затрудняется дать правильный ответ, сократите количество предметов.

  1. Игры с мячом 1. Мяч подкидывается и ловится одной рукой 5 раз подряд, когда другая рука находится за спиной, затем происходит смена руки. 2. Мяч подкидывается правой рукой, а ловится левой. Через 5 подкидываний происходит смена рук. 3. Одновременное подкидывание каждой рукой по мячу. Это упражнение также можно пробовать выполнить с закрытыми глазами. 4. Мяч находится в левой руке. Сгибаем левую ногу в колене и подбрасываем мяч из-под нее. Ловим мяч правой рукой. 5. Ребенок сидит на одном конце длинной и широкой скамейки, а тренер на другом конце. Необходимо толкнуть волейбольный мяч так, чтобы он прокатился по скамейке и не упал при этом на пол. 6. Легкий спортивный мяч подбрасывается тренером высоко, а ребенок должен поймать мяч, пока тот не упал. 7. Ребенок должен поймать брошенный тренером мяч, смотря при этом не на тренера, а в пол, потолок или любую другую точку, заранее оговоренную тренером.

  1. Солнышко, заборчик, камушки

Данное упражнение является одной из базовых игр, направленных на разработку не только визуального, аудиального и кинестетического каналов, но и способствующее их скоординированной работе.. Тренер показывает три различные позиции пальцев и просит ребенка воспроизвести их вместе с ним. 1. «Солнышко» - пальцы обеих рук растопырены, ладони обращены к зрителям. 2. «Заборчик» - ладони обращены к зрителям, пальцы обеих рук сведены вместе. 3. «Камушки» - пальцы обеих рук сжаты в кулаки, которые постукивают друг о друга. Кулаки находятся на уровне груди, на небольшом расстоянии друг от друга. Теперь взрослый обращается к ученику с инструкцией: «Нужно делать то, что ты видишь, а не то, что ты слышишь». Прежде чем начать тренировку, тренер должен удостовериться, что эта словесная инструкция услышана ребенком в полном объеме и правильно им воспринята. После того, как ребенок четко воспроизвел инструкцию, можно приступать к тренировке. Тренер несколько раз показывает различные позиции рук, правильно их называя. То есть показывает «солнышко» и говорит «солнышко». Потом тренер начинает ребенка путать: говорит одно, а делает совсем другое. Поскольку визуальный канал более мощный, чем кинестетический, дети быстро учатся повторять движения тренера, не обращая внимания на его словесные комментарии.

  1. Катись колбаской

Основа игры: ребенок ложится поперек ковра «колбаской» - руки вытянуты вдоль туловища и прижаты к бокам, ноги вместе. В таком положении, не растопыривая ни рук, ни ног, а работая только туловищем, ребенок должен докатиться до конца коврика. Через некоторое время следует закрыть глаза и повторить игру вслепую. Это мощное упражнение для кинестетиков – во время его проведения сигналы поступают практически от всей поверхности тела.

  1. Прыжки через газету

Тренировка начинается с обычных прыжков. Ребенок должен 2-3 раза прыгнуть вниз со стула или с любого предмета такой же высоты. В месте приземления можно постелить коврик или мат. Затем те же прыжки нужно проделать с закрытыми глазами. Заключительным этапом игры являются прыжки через газету. Для его выполнения тренеру нужен помощник. Вдвоем они растягивают за углы на небольшой высоте от пола газетный лист. Ребенок должен прыгнуть через него на пол. Прыжки через газету развивают не только кинестетический канал. Это достаточно мощное психологическое упражнение, работающее против кинестетических страхов и заставляющее поверить в собственные силы. Справившись с кинестетическим страхом, потом в жизни такие дети становятся гораздо активнее, они не боятся высказывать свою 12 точку зрения, настаивать на своем, находить новые пути и решения, обычно такие ребята не стесняются рисовать как умеют, петь даже сиплым голосом. Несомненно, во взрослой жизни такие качества пригодятся каждому.

  1. Марионетки

Это упражнение направлено на обучение ребенка расслаблению своих мышц. Ребенок ложится лицом вверх на коврик, свободно раскинув руки и ноги в стороны. Сам он при этом старается максимально расслабиться. Тренер берет его руку, поднимает и немного трясет. Рука ребенка должна быть абсолютно расслабленной – болтается как рука куклы-марионетки. На счет «раз, два, три» тренер отпускает-бросает руку ребенка. Та должна шлепнуться на ковер как медуза на мокрый песок. Опытный тренер по тому, как падает рука, видит, насколько она расслаблена. Точно так же тренер трясет другую руку, обе руки вместе, потом ноги. Когда полностью расслабленный таким образом ребенок некоторое время полежал, ему предлагают медленно встать на счет до семи. Тренированные таким образом дети начинают расслабляться сами, отходя ко сну. Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, но умение расслабляться помогает бороться против многих неосознанных страхов.

  1. Черепахи и метеоры.

Дети учатся двигаться с разными скоростями. Во время движения работают все мышцы. Руки не должны болтаться плетьми вдоль тела, а работать как у космонавта в скафандре. На все хождение со скоростью черепахи тренер дает ровно минуту. Вторая скорость – обычный шаг. Третья скорость – метеорная. Пусть поносятся. Главное, чтобы по истечении минуты игрок снова стоял на месте старта. Упражнение способствует развитию контроля за собственными движениями, шлифует умение рассчитывать время движения, его скорость и расстояние, то есть работает кинестетический канал и диспетчерская программа.

  1. Кот в мешке

 В мешочек кладутся самые различные предметы небольшой величины. Желательно, чтобы они отличались по форме, размеру, материалу, из которого сделаны. Участник игры запускает руку в мешок и берет любой предмет. После этого он должен описать словами его свойства и качества. Какой он формы, на что похож; округлый, острый, есть ли выступы. Какова фактура его поверхности. Чем подробнее будет описание, тем лучше. Наконец ребенок называет предмет и достает его из мешка. Если предмет не угадан, то он кладется снова в мешочек, в самую гущу оставшихся предметов.

  1. Пошумелки.

Отличная тренировка аудиального канала. Для работы с ребятами мы используется специальный мешок, доверху заполненный различными инструментами, дети с удовольствием их перебирают и пробуют, как они звучат, а заодно и запоминают их названия. Прежде чем давать инструменты ребятам, обязательно договоритесь, что они начнут шуметь с их помощью во всю силу, но только по свистку тренера. По свистку это упражнение и заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтаза по лексической теме "Зимние виды спорта"

  Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможнос...

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтаза по лексической теме "Зимние виды спорта"

 Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможност...

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"

  Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможнос...

Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте с использованием дидактических игр.

дАННАЯ ПРАГРАММА РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. В НЕЙ ВЫ НАЙДЁТЕ ИГРЫ ПО ФОНЕМАТИЧЕСКУМУ ВОСПРИЯТИЮ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИД. ИГР....

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтаза по лексической теме "Зимние виды спорта"

Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности...

НОД для детей подготовительной группы по развитию зрительного восприятия

Конспект занятия по закреплению основных и оттеночных цветов спектра....

Дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию сенсорного восприятия

Данный материал содержит игры по развитию сенсорного восприятия, развития речи....