Консультация "Руководство дидактическими играми"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация и методика руководства
дидактическими играми в группе раннего возраста»
Условия организации дидактических игр
В повседневной жизни на прогулке, вовремя еды, игровой и самостоятельной деятельности ребенок многое узнает. Однако важной задачей всестороннего развития малыша решается на специально организованных занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. На таком занятии инициатива принадлежит взрослому. Выбор темы, планирование, организация занятий, использование соответствующих методов в ходе его проявления. Здесь ребенок подчиняется требованию воспитателя. На занятиях у детей формируют новые знания, умение наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подрожать его действиям. Развивает память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность. В результате совместной деятельности, во время занятия детей формируются положительные взаимоотношения. Все эти умения необходимы им для дальнейшего обучения, как в детском саду, так и в школе. В раннем возрасте внимание малыша в основном не произвольное, поэтому обучение на занятиях проводится в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес поставленной взрослыми задачей положительными эмоциями. При организации занятий с детьми второго года жизни важен тщательный учет взрослых особенностей детей, а также соответствующей возрасту объем занятий. На втором году жизни устойчивость внимания детей постепенно возрастает, но чем младше ребенок, те меньше выносливость его нервных клеток, способность сосредотачиваться, отсюда и неустойчивое внимание.
С детьми, вновь пришедшими в дошкольное заведение, следует провести индивидуальное занятие, чтобы познакомиться с их возможностями. Занятия, на которых дается новый материал, проводят индивидуально (формирование, умение ориентироваться в цвете, форме и т.д.)
Детям от 1,3 месяца дидактические игры проводятся 2 - 3 занятия в неделю. Детям от 1,6 месяца дидактические игры проводятся 4 - 6занятия в неделю. Детям до 2 лет дидактические игры проводятся 6 -8 занятия в неделю.
Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лет - это период энергичного освоения детьми различных общественно - выработанных действий.
Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи:
- сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
- развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
- развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);
- развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно - действенный показ взрослого и следовать ему;
- развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.
Основная цель занятий и организационных персоналом игр - воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. А.П. Усова, говоря о специфике обучения детей дошкольного возраста, подчеркивала, что оно осуществляется на основе дидактических принципов, учитывающих возрастные особенности детей. В возрасте полутора лети старше, когда ребенок начинает понимать речь взрослого и говорить, он по-новому воспринимает материал на занятиях: учиться слушать, отвечать, более совершенным становится подражание, у него формируется умение следить за действием воспитателя. Дети второго года жизни не всегда могут достаточно активно воспринимать и с пользой для развития перерабатывать впечатления окружающей жизни. Нужны обучающие воздействия взрослого. Многое дети получают в процессе индивидуального общения и обучения в быту, игре и т.д. Однако при групповом воспитании только путем индивидуального общения в обычной жизни трудно обеспечить нужные темпы физического и психического развития ребенка. Учитывая уровень развития речи и подражания, на занятиях можно объединить небольшие группки детей. Эта форма не только экономична, но и эффективна. Воспитатель проводит занятие, ребенок не замечает, что его обучают: обучение сочетается с игровой деятельностью детей.
Методика руководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста
Игры-занятия с дидактическими играми на первом году жизни проводятся с целью развития зрительного и слухового восприятия, движения руки и основных подготовительных этапов развития речи. Они направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут. Совершенствуются каждое умение уже в процессе самостоятельной деятельности ребенка. Игры - занятия с дидактическими - играми планируются с учетом ведущих линий развития, которые были определенны при рассмотрении каждого возрастного периода. В конце календарного месяца ребенку назначается индивидуальное занятие. В такой форме осуществляется большинство игр-занятий в первом полугодии жизни. В дидактические игры постепенно вводят более сложные правила. Разнообразные способы использование игрушек, с начало обращается внимание детей на общий вид предмета. В дальнейшем в играх с предметами обихода, или с дидактическими игрушками выделяется отдельные признаки предмета, цвет, форма, величина. Затем у детей формируют разнообразные пространственные ориентировки: высоко, низко, далеко, ближе, ниже, вперед, назад. В дидактических играх, как и на занятиях используются приемы наглядно - действенного обучения в частности показ, объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки «Чудесного мешочка», разыскивают их в комнате, отгадывают предметы на ощупь. Велика активность детей в разнообразных играх с куклами (выкупаем куклу, уложим куклу спать, угостим куклу). Эти игры не только развивают речь детей. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений. Вместе с тем между занятиями и дидактическими играми имеется существенное различия. Во-первых, они различаются по структуре в игре кроме дидактических есть еще и игровые задачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактической игры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. В младших группах в дидактических играх используют интерес детей к неожиданному появлению и исчезновения предметов к смене действий к поиску предметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форе поручения, часто вводятся передвижения детей в комнате на участке, например игра «паровозик», или «поезд». Игры и упражнения с дидактическими игрушками незаменимы, когда в дополнении к занятиям необходимо потренировать детей в разнообразных действиях. Однако самостоятельная деятельность детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий. Поэтому храниться они должны в определенном месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...