Отчёт за полугодие по проекту "Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".
проект (младшая группа)
Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
ОТЧЕТ
ЗА I ПОЛУГОДИЕ ПО ПРОЕКТУ
для первой младшей группы
«СОЛНЫШКО»
на тему
«ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
возраст детей 2 – 3 года
Разработали:
Воспитатели: Солодовникова И.Н.
Александрова М.А.
Тейково
2020 г.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
физиолог И. П. Павлов
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
В нашей группе создана предметно – развивающая среда для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, картотеки пальчиковых игр, и.т.д.
Она представлена следующими компонентами:
1. игры-шнуровки;
2. контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
3. природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
4. мозаика;
5. конструктор;
6. разрезные картинки
7. пальчиковый, театр;
8. дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
9. пирамидки, вкладыши различного типа,
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Для достижения поставленных задач используются различные формы работы:
- В совместную деятельность воспитателя с детьми включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
- В индивидуальную работу с детьми – задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
В своей работе по развитию мелкой моторики рук мы используем как традиционные технологии:
- самомассаж кистей и пальцев рук
- пальчиковые игры и упражнения
- пальчиковая гимнастика
- пальчиковый театр
- игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка)
так и нетрадиционные :
- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна,
- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни),
- массаж с помощью мячика Суджок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко,
- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.Продуктивная деятельность - можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Вкладыши, пирамидки - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста я добиваюсь определенных результатов и проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Анализируя проделанную работу за первое полугодие ,можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
• отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на
знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляют
желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
• удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Анализ проведенной работы показал:
Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельностью. Такое воспитание является базой для дальнейшего развития ребенка.
Цель | Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов. |
Задачи | Формирование познавательной активности и творческого воображения детей. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Развитие чувства уверенности в себе. |
Этапы работы | Последовательность этапов работы над проектом классическая. Начиная с подготовительного, в ходе которого проводится обследование, выявляются возможности детей. Основной Данная работа представлена во всех видах деятельности детей в течение всего времени, которое ребенок находится в детском саду. Эта работа строится на материале, близком и доступном детям, Все виды упражнений представлены от простого к сложному. Этап подведение итогов. Как для воспитателя, этот этап самый важный в работе. Он позволяет обобщить опыт, проанализировать результаты, выявить сильные и слабые стороны проекта. Этот этап призван обобщить, систематизировать умения детей, полученные в течение всего цикла занятий по развитию мелкой моторики. |
Предметно-развивающая среда (готовые игры) | В группе была создана и продолжает пополняться необходимая предметно-развивающая среда для развития мелкой моторики и речи. Закуплены игры и пособия. Большая часть игр были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. |
Массаж | Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Многие современные мамы уже с младенчества массируют ладошки ребенку, что повышает поток импульсов в рече - двигательную зону головного мозга. На занятиях массаж проводится подручными и специальными средствами (мячики-ежики, бигуди, карандаши, зубные щетки, щетинистые кисточки). |
Пальчиковая гимнастика – универсальное средство, можно заниматься везде и всегда…. В ходе "пальчиковых гимнастик" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. | |
Игры с пластилином | Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). На занятиях по лепке мы развиваем пальчики и речь. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. |
Игры с бумагой | Не менее интересно и полезно для развития пальцев рук проходят занятия с использованием бумаги. Мы ее мнём, рвём, разглаживаем, проговариваем свои действия – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. |
Игры со счетными палочками | Организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, какие будут приобретены умения и навыки при использовании самых обычных предметов. Используем счетные палочки. |
Игры с конструктором | Конструкторы. Их множество - от мелких к крупным. В игры с конструкторами дети играют, совершенствуя свои навыки в работе с ним от простого к сложному. |
Тактильные мешочки | Тактильные мешочки с различными наполнителями . |
Пуговицы | Дети любят играть с пуговицами и пробками… …начиная с массажа, выкладывают узоры ,составляют орнаменты, разбирают по цветам, по размеру… |
Бусы | Игры с бусами не менее любимы детьми. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. |
Крупа | Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Рисование на крупе”. |
Природные материалы | В течение всего дня в играх можно использовать природные материалы. |
Рисование | В таком виде деятельности, как рисование, мы с детьми рисуем пальчиками. |
Куклы | Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр Петрушек”. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют “руками” - детскими пальцами. |
Д И | В группе много дидактических игр, изготовленных самостоятельно. Ребята с удовольствием играют ими в разное время дня. |
Итог | Работа над проектом способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребенка, развитию мелкой моторики рук и речи. Уже сейчас мы заметили положительную динамику. Проводимые игры и упражнения эффективно влияют на развитие мелкой моторики рук, дети начали увереннее пользоваться кисточкой, карандашом, столовыми приборами. Создавая в группе необходимую предметно-развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжаем добиваться поставленной цели. Планируем, что по окончании реализации проекта у детей будет сформирована устная и письменная речь, соответствующая возрастной норме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1. Развитие общ...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Отчёт по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
В отчёте по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» представлен опыт построения поэтапной обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики....
Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».
Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...