Жадина-говядина.
статья

Ершова Елена Иовна

Уважать чужую и свою собственность ребенок привыкает в раннем детстве. И эти привычки важно сформировать правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жадина-говядина15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка уважать свою и чужую собственность? 

Вроде бы странный вопрос-  ребенок маленький, как ему объяснишь?

Берет все что нравиться - он же маленький- это естественно. Кричит, плачет, когда приходиться отдавать...

Что чувствует мама, пальчик, за пальчиком разжимая ладошку маленького захватчика, проклиная копеечный совочек, который, почему-то кажется ему лучше своего?

Что испытывает мама, чей ребенок рыдает, потому что у него отобрали его же игрушку?
Да все эти ссоры в песочнице… это так естественно, скажите вы... Куда без них?

Вырастет, объясним, поймет...Чем  дети играют в песочнице? Цена невелика... Наше, чужое, жалко что ли?

Нет... Уважать чужую и свою собственность ребенок привыкает в раннем детстве. И эти привычки гораздо сложнее ломать, чем сформировать сразу правильно.

Тогда вам не придется слушать истерики своего чада, требующего чужую игрушку, или не пожелавшего вернуть ее хозяину.

Как сформировать правильные привычки вашего малыша?

1. До полутора лет.

Как только малыш начнет самостоятельно передвигаться по площадке - везде где ему попадутся чужие вещи - не позволяйте их брать.

Мягко говорите: "Чужое".  И отводите в сторону. В этом возрасте отвлечь малыша не составит труда. Разумеется,  он еще ничего не поймет разумом. Но просто привыкнет - когда он слышит это слово - вещь не доступна.
Это может показаться глупостью. Что случиться с чужим мячиком, если мы пару раз его пнем, или повертим в руках чужую машинку?

Это не глупость, мы сознательно формируем привычку, пока ребенок может понять только: "можно" и "нельзя".
Полутона обстоятельств еще недоступны его пониманию: "можно если разрешают", "можно но только на время", "можно, но надо вернуть если потребуют"

Ребенку попала игрушка в руки- она его - и точка.

Отбирая потом у него эту "его" игрушку вы наносите травму.

ЕГО игрушку отбирают.  И  - кто? МАМА!!!! Как она могла?! Такое поведение мамы ребенок воспринимает как настоящее предательство, он плачет не из за игрушки...
То что есть недоступные вещи ребенок привык. Ему много чего не дают - нож, например, или поесть земли... Неприятно, но смириться можно. Все равно не дадут.

На данном этапе приучите ребенка к простому правилу - чужое трогать нельзя. И точка.


2. Полтора-два года.
Плохая новость - начинается кризис, когда ребенка обступают всякие "нельзя". Он активно осваивает новые пространства, недоступные ранее и постоянно натыкается на запреты. Психологи рекомендуют смягчать запреты. На каждое "нельзя" найдется свое "можно". Песок есть нельзя, но можно потрогать руками. 

В отношении чужих игрушек. Мы делаем послабление говоря например так:
"Это чужое, брать нельзя, но посмотреть можно". Быть может и потрогать можно, например  - велосипед... Но по прежнему - брать нельзя.


3. В 2,5-3 года или даже чуть ранее, ребенок может понять суть обмена.  Ты мне этот трактор, а я тебе - машинку. Важно следить, чтобы обе стороны были довольны обменом, и напомнить ребенку сразу, что потом,  надо будет поменяться обратно.

Если  возвращать игрушку сложно - значит еще рано, верните старые правила "чужое не берем".
Ни в коем случае не давайте детям игрушки своего ребенка, если он не хочет, даже если он не играет ими. Просто уберите в пакет или в коляску. Он должен понимать - вещи его -  и распоряжаться ими может только он. Если уважают права маленького человека, то и он будет уважать  права других. Научить доброте силой невозможно! Если ребенок хочет вернуть свою игрушку, которую он обменял, или которую взяли без спроса - придите ему на выручку и покажите, как надо действовать. Надо подойти и вежливо попросить. Дети обычно отдают вещи взрослому. Если нет - так же вежливо обратитесь к родителям ребенка. Ребенок со временем будет поступать так же.


4. После трех лет

Если база отношения к собственности заложена правильно, Вам придется лишь помогать в некоторых случаях, разрешать имущественные конфликты.

По сути - все тоже самое, только вещи чуть подороже. И если вы позволяли ребенку брать чужой совочек без спросу, не удивляйтесь, что ребенок будет забирать дорогие вещи у одноклассников, и будет обвинен в воровстве. Ребенка постарше приучайте не дразнить других теми игрушками, которыми они не могут поделиться (ну что скрывать, и у взрослых есть такие вещи) Их, как правило немного. Убедите их не брать в детсад и в школу. Перед приходом маленьких гостей предложите ребенку убрать все самое дорогое подальше – если он не готов дать их поиграть.
Если вы решили отдать малышам его старые игрушки которыми он действительно не играет, делайте это либо с его разрешения, либо так чтобы он даже не заметил этого. А не у него на глазах.
И как же радостно и ценно – когда ваш малыш САМ поделиться игрушкой, а может и подарит другу. А такое обязательно рано или поздно произойдет, если ребенка не принуждают отдавать свои вещи, потому что «надо делиться», «надо быть добрым» . А потому, что он вдруг понимает что человеческие отношения дороже вещей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖАДИНА-ГОВЯДИНА, СОЛЕНЫЙ ОГУРЕЦ

                                     «Ты жадина!» - как часто мы слышим эту дразнилку ...

Консультация для родителей "Жадина-говядина"

Почему малыши жадничают и что мы, родители, можем сделать для того, чтобы ребенок вырос открытым и добрым человеком....