Новые методики и технологии музыкального воспитания в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
консультация

Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной задаче развития личности. Далее раскрываются именно какие инновационные технологии целесообразно применять в музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_muz_tehnologii.docx20.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.   Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДОУ расширились. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Эта цель реализуется в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка: 

  1. создание условий, предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).   

Главные принципы, которым должны придерживаться специалисты:

  1. Внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
  2. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  3. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
  4. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
  5. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

    

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Формами работы на муз. занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.

  1. Игровые технологии.

Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.

  1. Технология «Синтез искусств».

Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).

  1. Проектная деятельность.

Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

  1. Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми материала различной направленности. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Кроме того, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, а является активным участником и создателем процесса. В отличие от обычных технических средств обучения информационнокоммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Применять мультимедийные технологии следует с учётом особенностей восприятия детей и при определённых условиях в связи с этим. Основополагающую роль в применении мультимедийного сопровождения играет техническое оснащение, специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств можно отнести компьютер (ноутбук), устройства усиления звука (колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера. Теперь выясним что по этому вопросу рекомендуют СанПиНы: - Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

 - После работы следует проводить гимнастику для глаз.

- Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут.

- Для детей, имеющих хронические заболевания и частоболеющих детей, продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена наполовину.

- Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости.

- Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.

- Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет. Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения (презентаций, фильмов).

- Очень важно при подборе материалов пользоваться наиболее качественными из них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи - без шумов и фальши.

- Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.

- Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов. Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение - это лишь дидактическое средство. Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая составляющая должна быть качественной.

  1. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Инновационные формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:

  1. Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,

развития двигательной координации, развития чувства ритма.

  1. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

  1. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

  1. «Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

  1. Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

  1. Игры звуками

В работе с играми звуками выделяются условно следующие направления:

- звучащие жесты и музыка моего тела;

- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

  1. Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Наши воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено программой ФГОС в ДОУ.
                                                      

Литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
  2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008.
  3. Костина Э.П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
  4. Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Назначение любого вида искусства -  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею ху...

Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС».

В данной статье собран материал моей личной работы с родителями в условиях ФГОС. Даны рекомендации, освещены общие понятия в связи с изменениями в работе музыкальных руководителей....

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО...

Презентация для педагогического совета «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

  На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор...

Новые методики и технологии музыкального воспитания в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные  технологии.  Выбрать формы и методы организации работы с детьми, инновационные педагогически...