"Промежуточный результат адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения".
материал (младшая группа)
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Результаты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Подготовила воспитатель:
Адуева Гульнара Гамзаевна
1.12.2020
«Результаты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Набор детей в группу проходил с 1 сентября 2020 года, группа набиралась постепенно, не более двух малышей в неделю.
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.
Во время адаптационного периода использовала гибкость в режимных процессах: постепенно удлиняла время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.
К детям проявляла индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.(брала на руки, прижимала к себе, говорила ласковые слова).Близкий контакт с воспитателем благотворно и успокаивающе действует на детей.
При зачислении детей в группу родителям предлагалось заполнить индивидуальные «Анкеты знакомства»- характеристика родителями состояния своих детей в семье. В анкете родители описывали как их ребенок кушает, засыпает, владеет элементарными навыками самообслуживания, какие игрушки предпочитает. Некоторые дети, со слов родителей предпочитают игрушкам другие предметы (молоток, плоскогубцы, ложки ,поварешки, прищепки).
Также в анкете родители указали, чего ждут от пребывания детей в детском саду(развить навыки самообслуживания, речь, приобретения новых друзей, всестороннего развития.)
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. Во время адаптационного периода вела «Индивидуальный лист адаптации ребенка»- оценка психоэмоционального состояния детей .
Методы , используемые во время адаптационного периода.:
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.(пальчиковые ,подвижные, дидактические)
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
Для комфортного пребывания детей в группе создала атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома.
Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:
- в игровой зоне поместили игрушки, конструктор, который можно использовать для конструирования;
- в уголке природы – различные комнатные растения;
- дидактические пособия: пирамидки, кубики, вкладыши расположились на
полках, которые доступны детям.
- спортивный уголок , который удовлетворяет потребность двух-трех-летних детей в движении.
Особое удовольствие прослушивание музыки на магнитофоне, дети с удовольствием в дальнейшем подпевали некоторые слова песен. Так же используем музыкальный коврик, на котором дети прыгают под веселую музыку.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-
взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, пустышку, посидеть рядом, рассказать сказку.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не
вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой
обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Первоначальная задача дошкольного учреждения - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.(были несколько случаев ,когда родители хотели увидеть спальное место ребенка ,его кроватку, я проводила родителей в спальню, и они с умилением осматривали где спит их ребенок.)
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке. Таким образом, если контакт педагога с родителями будет налажен, то адаптация к ДОУ проходит более безболезненно и быстро. На сегодняшний день выявлены следующие результаты:
На 2020-2021 учебный год списочный состав составляет 20 ребенка. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,
ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 9 детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
Со средней степенью адаптации 7 ребенка, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но в течении примерно месяца показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось. .
У троих детей адаптация проходит тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По сей день эти дети очень часто болею: по две недели, месяцу, и посетив детский сад в течении примерно трех –четырех дней вновь уходят на больничный. Это связано со слабым иммунитетом детей. (Герасимов Саша, Джафарова Айлин ,Березина Валентина).
Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществляем индивидуальный подход. Было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.
В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Провели родительское собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Особенности поведения детей в период адаптации. Формы работы по организации процесса адапта...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...