Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации
методическая разработка
Сопровождение в инклюзивной практике
образовательных организаций Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение в инклюзивной практике
образовательных организаций Российской Федерации
В 1998 году Елена Ивановна Казакова сделала доклад на конференции в Санкт-Петербурге, где определила понятие психолого-медико-педагогического сопровождения и концептуально его описала. В 1998 году в документе, регламентирующем деятельность психологических центров России, было определено пять групп таких центров. Одним из них стал Центр психолого-медико-педагогического сопровождения. Именно тогда понятие психолого-педагогического сопровождения учащихся закрепилось в организационном понятии. Оно укрепилось в организационных формах и в технологической деятельности междисциплинарных команд. Создание таких центров – это реальный шаг в сторону организации психолого-педагогического сопровождения.
Основные характеристики сопровождения: динамичность, долговременность, независимость, погруженность в реальную ситуацию, качество отношений между участниками, педагогика успеха (опора на внутренний потенциал), право субъекта самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность.
Одним из основных принципов психолого-педагогического сопровождения стало право самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Сопровождение предполагает, что тот, кого сопровождают сам вправе решить сопровождать ли его, помогать ли ему, если помогать, то как и чем, сколько времени ему помогать. Предоставление субъекту права принимать решения – это принципиально важный принцип инклюзии. До недавнего времени подход к праву человека с ОВЗ был другим – за него принимали решения, как ему жить и учиться. И такой подход делал из человека объект, которым можно управлять. Теперь адаптированную образовательную программу подписывает родитель учащегося с ОВЗ или инвалидностью. Тем самым определяется, что мнение и желание самого субъекта должно быть приоритетным. Это определяет и то, что только субъект, какие бы ни были его ограниченные возможности здоровья, может выстраивать траекторию своей жизни, иметь цели, перспективы. И может быть, в какой-то момент, иметь возможность оторваться от сопровождения.
Цель сопровождения заключается не в том, чтобы постоянно вести за руку, постоянно поддерживать и быть костылем, а в том, чтобы появляться в те моменты, когда он действительно нужен сопровождаемому, в формировании навыков самостоятельности субъекта.
Второй человек, который оказал принципиально важное влияние на формирование концепции сопровождение – это Мария Ростиславовна Битянова. Она сформулировала другую концепцию психолого-педагогического сопровождения. Если Е.И. Казакова говорила о медико-психологическо-педагогическом сопровождении, то М.Р. Битянова сформулировала концепцию психолого-педагогического сопровождения, говоря о нем как об органичном процессе любого образовательного учреждения.
В реальности оба подхода хорошо ложатся в технологии сопровождения в инклюзивном образовании.
То понимание инклюзивного сопровождения, которым руководствуются образовательные организации, прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте. Во ФГОС и начального и общего образования есть часть Основной образовательной программы, которая называется Программа коррекционной работы школы. Это очень важный элемент, который определяет развитие инклюзивного процесса в конкретном образовательном учреждении. Потому что именно он определяет все условия, все требования к этим условиям в части и диагностики, и коррекции и сопровождения и базовых психолого-педагогических средств, сервисов и условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Система работы педагога-психолога при психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса в период вхождения в образовательное пространство Российской Федерации"
В презентации рассматривается система работы педагога-психолога согласно требованиям ФГОС...

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации
В 1998 году Елена Ивановна Казакова сделала доклад на конференции в Санкт-Петербурге, где определила понятие психолого-медико-педагогического сопровождения и концептуально его описала....

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федераль...

Консультация: Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации
Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации...

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации
Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации...

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской ФедерацииВедение На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Ес...