Роль семьи в воспитании ребенка
консультация
Конспект выступления на родительском собрании на тему семейных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_na_temu_semya.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления на родительском собрании 20.09.2019 года
в группе «Колокольчик»:
«Роль семьи в воспитании ребенка»
Цель – формирование педагогической компетентности родителей;
Задачи:
- Приобщить родителей к культурным ценностям семьи;
- Повысить педагогическую грамотность родителей;
- Провести совместный анализ по результатам методики «Рисунок семьи»
Используемые материалы:
- 2 листка с надписью «СЕМЬЯ»
- Ручки и карандаши
- 2 листка с нарисованным деревом
- Зеленые листочки
- Листы для теста «Кто Я?»
- Рисунки детей «Моя семья»
- клей
Ход выступления
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я педагог-психолог детского сада, зовут меня Игнатьева Ксения Сергеевна. И сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о роли родителей в воспитании детей.
В современной семье, как и во всем обществе, произошли значительные изменения. В силу объективных и субъективных причин (таких как полный рабочий день родителей, отсутствие бабушек и дедушек в воспитании, индивидуальных и личностных особенностей родителей, их физиологических возможностей) она не в полной мере выполняет свою основную функцию. Вырастить эмоционально здорового ребенка становится все сложнее. Как правило, взрослые больше заняты улучшением благосостояния своей семьи. Их больше беспокоит то, чтобы их ребенок был накормлен, обут, одет, а на общение с ним нет уже сил, а часто и желания. Малыш остается один на один со своими переживаниями и проблемами.
И психологи и педагоги глубоко уверены в том, что именно домашний очаг определяет, насколько счастливым, защищенным, и уравновешенным вырастет ребенок, как он сможет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками; на сколько он будет уверенным в своих возможностях, вырастет доброжелательным или равнодушным (2 минуты).
- А для начала я предлагаю нам немного расслабиться. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы» (5-7 минут).
Правила игры:
О себе ты расскажи.
Соседу руку протяни,
И улыбку подари.
Психолог предлагает всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие, держатся за руки. Психолог говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей.
И чтобы нам лучше разобраться в своих родительских функциях я вам предлагаю разделиться на 2 группы и присесть за столы.
- Что же такое Семья? Давайте подумаем над этим словом и напишем как можно больше ассоциаций с этим понятием. Так что же для Вас семья, уважаемые родители? (родители вписывают ассоциации на листок, а потом озвучивают) Психолог выделяет главное:
Да, семья – это, прежде всего, любовь.
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Недаром восточная мудрость гласит:
Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека. (10 минут)
- А теперь начнем с себя. Какие мы взрослые. Кто мы такие?
Пять раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке.
Если некоторые родители задумаются и скажут, что 5 ролей - это много, подбодрите их, посоветуйте вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче ...
Когда работа закончена, родителям предлагается оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мама» или «Я папа». Если вы написали об этом в первую очередь, значит, родительская позиция для вас наиболее важна в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой.
Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только предлагаем вам задуматься над тем, не потерялось в повседневной суете ваше главное предназначение - материнство и отцовство. И решать это только вам самим! (5-7 минут)
5. Детский сад не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не детский сад выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.
- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)
-У каждого из Вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок – сухим, пустым, злым и чёрствым, или разносторонним, счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на этих листках. (5 минут)
6. А теперь давайте поделимся друг с другом, как каждый из Вас проводит время со своим ребенком? (Ликбез – советы от родителей) Поделитесь каждый, возможно, каким-то необычным и интересным занятием или в целом как вы отдыхаете? (5-7 минут)
Замечательно! Столько способов взаимодействия с ребенком Вы выделили. Это очень здорово! Не жалейте времени на своих детей, они пока маленькие и им все интересно, особенно совместное занятие с родителями. Но дети быстро растут, и чтобы самим потом не пожалеть об этом времени, тратьте его с пользой для себя и детишек!
7. Анализ детских рисунков.
А теперь я Вам предлагаю взглянуть на себя стороны, а именно как вас видят ваши дети. Ребятам было предложено нарисовать свою семью. И вот что у них получилось. Внимательно посмотрите на получившиеся рисунки, а я попробую их проинтерпретировать:
- В целом, кого нарисовал ребенок, тех он и считает своей семьей, самыми близкими;
- Как расположены члены семьи от самого ребенка (чем дальше тем отношения прохладнее, чем ближе – тем теплее)
- Какого размера рисунки (чем больше размер – тем влиятельнее и значимее этот человек для ребенка, и наоборот)
- Цвета (яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, говорят в целом, о хорошем настроении малыша и о том, что эти члены семьи приносят ему позитивные эмоции, если преобладают темные цвета – то это ухудшение состояния и настроения, негативные взаимоотношения)
- Детали (большие глаза – присутствует какой-то страх, если сильно прорисован рот или даже зубы – возможная словесная агрессия, если прорисованы массивные ноги – опора и надежность в этом человеке)
- О развитом воображении говорят те предметы и явления, которые ребенок нарисовал помимо семьи, например, дом, солнышко, дерево – хорошие положительные связи, а вот дождь, гром, темнота – наоборот, о плохих взаимоотношениях
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
И я хочу Вам пожелать, уважаемые родители, чтобы при воспитании детей вам все время сопутствовали ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.
В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...
Роль семьи в воспитании ребенка
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...
Роль семьи в воспитании ребенка
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....
Роль семьи в воспитании ребенка
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...
Роль семьи в воспитании ребенка.
памятка для родителей...
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"
Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка. Но перед началом разговора я предлагаю ...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...