Театр на столе (для детей раннего дошкольного возраста)
статья
Театр на столе – это самый первый кукольный театр ребенка. Театр на столе является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_na_stol1.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТР НА СТОЛЕ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр для раннего дошкольного возраста. У детей формируется речь, уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Итак, ребенку двух-, трехлетнего возраста нужно помочь научиться одеваться, умываться, ухаживать за собой, выполнять небольшие и несложные поручения; научиться общаться; узнать животный, предметный, растительный и другие миры. И здесь может, поможет театрализованная деятельность и игры.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
1.Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2.Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Усидчивость.
3.Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
4.Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
5.Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6.Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7.Происходит коррекция поведения.
8.Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9.Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
10.Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Знакомство с театром необходимо начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида – кукольного театра. Спектакли можно разыгрывать на столе.
Театр на столе – это самый первый кукольный театр ребенка. Театр на столе является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение.
Настольный кукольный театр - форма искусства и средство воспитания детей.
Название настольного вида театра говорит само за себя — это игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.
Задачи настольного театра:
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
- Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками.
Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием. Художественный текст завораживает ребенка, затрагивает его эмоции, завладевает вниманием. Текст не просто запоминается, усваивается еще и то, как он организован. Отсюда скрупулезное внимание ребенка к деталям. Он не допускает пропусков, искажений: «Ты не так читаешь! Читай правильно!» А желание ребенка слушать бесконечно одну и ту же сказку работает на развитие игровых способностей (способностей сочинять). Из художественного текста ребенок усваивает способ действий автора: способы «плетения» сюжета, способы «построения» персонажей, способы их придумывания. Художественный текст учит, показывает, как создавать символическое игровое пространство. Именно поэтому, ребенку полезно слушать народные сказки: в них легко нащупывается структура, из них легко усвоить «грамматику» символического пространства – в силу того, что она с небольшими изменениями воспроизводится от сказки к сказке. А для ребенка крайне важно иметь устойчивые образцы для подражания. Это только, взрослым кажется нелогичной, например, «Курочка Ряба», а для малыша важно совсем другое: в сказке присутствуют опознаваемые, знакомые действия «бил-бил – не разбил» и что такое плачет очень-очень понятно.
Настольный театр - такая замечательная форма, родственная режиссерской игре (актеры – маленькие игрушки) и связанная с книжным текстом. К примеру, текст какой-нибудь маленькой сказки в настольном театре может воспроизводиться почти дословно. Но в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге. У театрального действия больше возможностей «забирать», удерживать внимание, чем у книжки. Эта форма работает и в тех случаях, когда малышам по разным причинам трудно высидеть на одном месте, слушая книжку. Эта форма облегчает восприятие и запоминание текста. А еще с ее помощью мы обучаем ребенка режиссерской игре, демонстрируем ее модель. Предполагается, что ребенок будет не только смотреть спектакль (поначалу пусть смотрит ‒ это тоже полезный навык), но и с какого-то момента сам будет принимать в нем участие. Тут возможны разные ходы: приблизить происходящее к игре в театр, усадить перед сценой зрителей (кукол и плюшевых зверей). А можно, просто «показывать» спектакль друг другу. Можно сразу поручить ребенку водить «говорящего» персонажа, можно предоставить ему куколку, которая ничего особенного не говорит, а только постукивает, попискивает, падает, подпрыгивает. Все зависит от желания и возможностей ребенка. Действия персонажа (даже довольно сложный набор) могут имитировать практически все дети: постукивать и попискивать – одно удовольствие.
Эта форма театрализации близка к детской игре. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Для настольного театра нужны куколки, которые потом переселятся в режиссерские игры ребенка. Вообще ребенку нужны «литературные» игрушки. Они помогают ребенку «отыгрывать» переживания и в то же время создавать собственные сюжеты. Если такая кукла включается в игру, она «перетаскивает» туда что-то из своих книжных историй и в то же время, оказавшись среди других игрушек, способствует развитию «новых» отношений (иногда – выяснению отношений, но это тоже сюжет).
В настольном театре чаще всего используют фабричные игрушки, но очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Поэтому настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей. Создавая настольный театр, мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью.
При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, необходимо соблюдать 1)принцип соразмерности: для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой или ниже, учитывая соотношение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству.
2)принцип однофактурности: игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, пластилин, картон, природный материал).
Для инсценировки сказок необходимо использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т.д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от ваших возможностей и фантазии.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
«Театр на столе» является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка. Элементы театрализованной деятельности нужно включать во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...
Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста .
Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возрастаЦель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего...
Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды рекомендуется проводить закаливание организма.Закаливание – испытанное средство укрепления здоровья!...
ТЕАТР НА СТОЛЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА)
ТЕАТР НА СТОЛЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА)...
Игровой практикум «Театр на фартуке» как средство активизации словаря у детей раннего дошкольного возраста
Игровой практикум «Театр на фартуке» как средство активизации словаря у детей раннего дошкольного возраста. Цель: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произв...