Публикация для воспитателей ДОУ На тему: «Режимные моменты в группе раннего возраста»
статья (младшая группа)
Публикация посвящена освещению режимных моментов в детском саду согласно требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rezhimnye_momenty.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад №27 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Публикация для воспитателей ДОУ
На тему: «Режимные моменты в группе раннего возраста»
Разработала:
Воспитатель: Мусина Роза Андреевна
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.
Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ. В этой деятельности решаются такие образовательные задачи, как: формирование общей культуры детей, культуры поведения, общения, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности, развитие личностных и физических качеств, предпосылок к учебной деятельности.
Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:
- Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.
- Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.
- Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.
- Создать благоприятную эмоциональную обстановку, т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.
- Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.
- Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.
- Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.
- Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы: Принцип последовательности и принцип постепенности.
Методические приемы и правила организации режимных процессов.
При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:
- Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
- При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.
- Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
- Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).
- Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
- При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.
- Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).
- Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
- При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.
- Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.
Проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Исходя из этого, в режиме дня выделим следующие режимные моменты:
1. Утренний прием.
2. Утренняя гимнастика.
3. Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
4. Организация непосредственно образовательной деятельности.
5. Организация прогулки.
6. Организация сна.
7. Уход домой.
В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.
Все подготовительные и завершающие этапы могут быть отражены в распорядке дня, который составляется педагогом каждой возрастной группы на основе режима дня. Распорядок дня позволяет рассчитать объем основной общеобразовательной программы или время, необходимое для ее реализации, в том числе и время, отводимое на решение образовательных задач в условиях организации режимных моментов.
Используемая литература:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
- «Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.
- «Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.
- «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г. - авторы: Г.Г. Григорьева и др.
- «Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева.
- «Развитие речи в детском саду» - автор: Гербова В. В.
- «Игровая деятельность в детском саду»- автор: Губанова Н. Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественного слова в организации и проведении режимных моментов на группах раннего возраста
на группах раннего возраста...
Особенности организации режимных моментов в группах раннего возраста.
для воспитателей...
Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста
Доклад "Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста"...
Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста
Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста...
Конспект открытого показа режимных моментов в группе раннего возраста в рамках методической недели по речевому развитию. «Играем – речь развиваем».
Показ режимных моментов в группе раннего возраста «Играем – речь развиваем» Направлен на развитие игровых навыков у детей раннего возраста с речевым сопровождением; сенсорных способн...
Организация режимных моментов в группах раннего возраста
Обобщение опыта по организации режимных моментов в детских садах в группах ранненго возраста....