Разговор как метод обучения диалогической речи.
учебно-методический материал
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседником, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_kak_metod_obucheniya_dialogicheskoy_rechi._.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседником, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
В психологии раскрывается разница между обычным (наподготовленным) диалогом и беседой. Беседа – своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя. Обогащения словаря.
Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? Зачем? И др. дети пяти лет способны к целенаправленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т.п.
Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность ), а также ряд навыков поведения.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.
В 3-4 года речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели младших групп должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ним задач. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заимнтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т.д.). это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся, би-ба-бо)), яркие картинки и т.д. воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И т.д.).
В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т.д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.
Приемы, используемые воспитателем
Воспитатель вызывает сам детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом. Играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.
В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т.д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеткивает, что никогда не говорят с пищей во рту.
Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы.
В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.
Приемы, используемые воспитателем
Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
Очень эффективный прием – обьединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т.д.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «семья», «детский сад», «магазин», позднее – «школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.
Приемы, используемые воспитателем
В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Большое внимание уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседновной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...
Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...
Консультация для воспитателей "Методы и обучения диалогической речи".
Консультация для воспитателей "Методы и обучения диалогической речи (приемы театрализации)" о приемах театрализации художественных произведений – сказок, рассказов, стихотворений, к...
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи...
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи
Консультация для педпгогов "Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи"...
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи
Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразите...
Беседа как метод обучения диалогической речи
Содержание:1. Беседа как метод диалогической речи и ее значение.2. Виды бесед, тематика и содержание программного материала.3. Подготовка воспитателя к беседе и требования к вопросам....