Рабочая программа 2 младшей группы (3-4 года) Разработала воспитатель 1 кв. кат. детского сада «Теремок», Селезнева Галина Алексеевна.
рабочая программа (младшая группа)

Селезнева Галина Алексеевна

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ,  в соответствии c ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2-y_ml.gr_.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

2 младшей группы  (3-4 года)

Разработала воспитатель 1 кв. кат. детского сада «Теремок», Селезнева Галина Алексеевна. Уварово 2018г.

                                   I. Целевой раздел

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка

• Закон РФ «Об образовании».

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ,  в соответствии c ФГОС.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей младшей группы. Направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,  развития речи.
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.
  5. Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  6. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому

Возрастные особенности детей 3-4 лет

     В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

     Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

      Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

     Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

     Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

     Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего

дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

     Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

     Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

     Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

     В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Пояснительная записка

Ведущей целью рабочей программы  является  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для реализации основных направлений рабочей программы первостепенное значение имеют:

•  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы  гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

Рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет.

Содержание интегрируемых образовательных областей распределено по четырем основным направлениям: «Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально-коммуникативное развитие» («Формирование основ безопасности», «Трудовая деятельность», «Нравственно-патриотическое развитие»); «Познавательное развитие (ФЭМП, ознакомление с социальным миром, миром природы), «Речевое развитие» («Коммуникация»), «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»). Отдельным образовательным направлением является «Чтение художественной литературы».

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

                         II. Содержательный раздел

               Режим дня во 2 младшей группе

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей младшей группы  и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-4 лет составляет 5,5 - 6 часов.

                               Режим дня в младшей группе

(в холодный период года)

Режимные моменты.

Младшая

3-4 года

Приём, осмотр, игры,

дежурство

7.30-8.15

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, игры

8.35-9.00

Подготовка к НОД

8.55-9.00

ООД

9.00-9.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.40-11.40

Возвращение с прогулки, игры

11.30-11.45

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъём, воздушно-водные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.50

Занятия, кружки, развлечения

15.50-16.05

Игры, труд, индивидуальная работа

15.50-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка,

игры, уход детей домой

16.20-18.00

                                  Режим дня в младшей группе

(в тёплый период года)

Режимные     моменты

Младшая

3-4 года

Утренний приём, игры

7.30-8.15

Утренняя гимнастика

8.15 - 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20- 8.55

Игры, подготовка к прогулке, занятиям и выход на прогулку

8.55-9.15

Занятия на участке

9.20-9.35

Игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд

9.40-11.40

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.40-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъём,  оздоровительная гимнастика

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.50

Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку

15.50 -16.05

Игры, досуг, наблюдения на участке, уход детей.  

16.05 -18.00

 Образовательная деятельность в ходе режимных                       моментов 

Базовая образовательная область

Периодичность

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

ежедневно

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие

2 раза в неделю

Развитие речи

1 раз в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

Итого

10 занятий в неделю

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ

(КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.

Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.; формирует у дошкольников навыки познавательной и исследовательской деятельности; приобщает к миру технического и художественного изобретательства.

Во второй младшей группе конструирование проводится один раз в две недели, всего в месяц проводится 2.

Планируемые результаты освоения данной программы:

•знают, называют и правильно используют детали строительного материала;

•умеют располагать кирпичики, пластины вертикально;

•изменяют постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие,

приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств,

отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический

результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Основная цель рабочей программы - формировать элементарные

математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к

математике, развивать математические способности.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Планируемые результаты освоения данной программы:

•умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);

•могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

•умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых

предметов;

•правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше»,«столько же»;

•различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

•понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);

•понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей предполагает знакомство с предметным и социальным окружением и

ознакомление с природой.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли в результате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Целевые ориентиры освоения данной программы:

•называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал);

•ориентируется в помещениях детского сада;

•называет свой город (поселок, село);

•знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей;

•выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе;

•проявляет бережное отношение к природе.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ», «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание направления «Коммуникация» нацелено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развитие литературной речи;

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигаются следующие целевые ориентиры:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Склонен наблюдать, экспериментировать.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

                           

«Рисование», «Аппликация», «Лепка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

-Развивать эстетическое восприятие.

-Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

 Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства.

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование.

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть,не напрягая

мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.

 Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).

Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

 Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).

Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая,

прямоугольная и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).

Учить располагать изображения по всему листу.

Лепка.

Формировать интерес к лепке.

Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и

вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация.

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать  (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

 Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость

от полученного изображения.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Закреплять знание формы предметов и их цвета.

СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание направления «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации).

 Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, организуя игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого-либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел.

Театрализованная игра представлена как эмоциональная ситуация, которую формирует и организует взрослый. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринужденности, импровизации, в которой все происходит «здесь и сейчас», ничто не репетируется и не выучивается специально, заранее, но всё воспроизводится тут же, у него на глазах, и поэтому так эффективно и ценно.

В театрализованных играх детей 3-4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую и т. д.), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны.

Предложенные нами игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности воспитателя с детьми. Основным критерием успешности работы являются интерес и увлеченность детей в процессе игры.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи - маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона - крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей

на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.).

Работа с родителями

Месяц неделя

Тема

Сентябрь

1 неделя

Беседа о режимных моментах в детском саду

2 неделя

Консультация по вопросам компенсации в детском саду

3 неделя

Общее родительское собрание «Детский сад для ребят».

Задачи воспитания и обучения на учебный год.

4 неделя

Беседа «Как приучить ребенка к самостоятельности»

Октябрь

1 неделя

Консультация «Что такое диагностика»

2 неделя

Рекомендации по подготовке к празднику осени.

3 неделя

Беседа «Любимые игры и игрушки ребенка»

4 неделя

Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями в детском саду, обмен играми.

Ноябрь

1 неделя

 «Профилактика гриппа!», папка с советами родителей друг другу на медицинскую тему.

2 неделя

Беседа о своевременной оплате за детский сад.

3 неделя

Консультация «Режим дня в выходные»

4 неделя

Изовыставка в рубрике «Домашние зарисовки»

Декабрь

1 неделя

Папка передвижка «Особенности воспитания ребенка

 3-х лет».

2 неделя

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

3 неделя

Приобретение и изготовление в группу украшений к новому году.

4 неделя

Совместно проведённый праздник Зимы!

Январь

2 неделя

Беседа о проведенных выходных, чем занимались дома с детьми.

3 неделя

День добрых дел «Снежные постройки!»

4 неделя

Беседа «Что можно, а что нельзя приносить в детский сад»

Февраль

1неделя

Статья в папку передвижку «Сказка в жизни ребенка»

2 неделя

Беседа «Роль отца в семье»

3 неделя

Консультация «Воспитываем мальчиков настоящими мужчинами»

4 неделя

Общее родительское собрание.

Круглый стол «Поощрения и наказания»

Март

1неделя      

Консультации по предстоящему утреннику. Помощь в оформлении зала.

2 неделя

Статья в папку передвижку «Народные традиции и современное воспитание»

3 неделя

Консультация «Как правильно выбрать книгу»

4 неделя

Беседа «Весна. Профилактика простудных заболеваний»

Апрель

1 неделя

Статья в папку передвижку «Упрямство, как с ним бороться»

2 неделя

Беседа «Трудовое воспитание в семье»

3 неделя

«Что знает ваш ребенок о ПДД» индивидуальные консультации.

4 неделя

Беседа «Как благоустроить участок к летнему сезону»

Май

1 неделя

Итоговое собрание «Наши достижения»

2 неделя

Статья в папку передвижку «Что мы знаем о закаливании»

3 неделя

Беседа «Где ребенок проведет лето»

4 неделя

 Подготовка участка к летнему периоду

|||. Организационный раздел.

    Развивающая предметно-пространственная среда:

 .

 Центр игры  -  Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.

Центр книги -        Книги А. Барто, русские народные сказки, сказки С. Маршака, А.С. Пушкина, С.В. Михалкова, Б. Житкова, В. Бианки и многие другие.

Центр театра – Ширма, кукольный театр «Репка», «Колобок» и др.

Центр музыки -         Уголок музыкальных инструментов

Центр познания, конструирования -        Дид.игры, пазлы, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы различных видов, крупный и мелкий строительный материал, лего.

Центр двигательной активности -        Оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические коврики) для спортивных и подвижных игр.

Центр изо деятельности -         Книжки-раскраски с познавательными элементами, пластилин, краски, карандаши, гуашь, кисточки.

Учебно-методическое сопровождение

  1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм.
  2. Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности.
  3. Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности.
  4. Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности.
  5. Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности.
  6. Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы.
  7. Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности.
  8. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности.

Список литературы

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений 1 и 2 младшие группы. Программа и методические рекомендации /: Мозаика-Синтез, 2014.

2.  Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.

3.  Высокова Т.П. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет /. - М.: Учитель, 2011.

4. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет – Волгоград: Учитель, 2012.

5. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во 2 младшей группе».

6. Дошкольное воспитание : журн. - 2014. -№ 3,4,5,6

7. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1982.

8.  Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

9.  От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

10. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.

11. Меремьянина О.Р. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет (прогулочные карты) - М. : Учитель, 2012.

12.  Календарное планирование летнего оздоровительного периода, 2-7 лет,2015.

13. Т.Н. Доронова «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Рабочая программа младшая группа (3 – 4 года) 2017-2018 учебный год

Ведущими целями являются: создание благопри­ятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...

Рабочая программа младшая группа (3-4 года)

Данная программа разработана для детей младшего возраста (3-4 года) по всем образовательным областям....

Программа кружка «Сказкотерапия» для второй младшей группы (3–4 года). Разработала воспитатель 1 категории Д/С «Теремок» Селезнева Галина Алексеевна.

Программа кружка «Сказкотерапия» для второй младшей группы (3–4 года).Основные цели:Программа кружковой работы с детьми 3-4 летнего возраста. Направлена на формирование творческой ли...

Рабочая программа младшей группы (3-4 года_

Рабочая программа младшей группы...

Рабочая программа младшая группа 2-3 года

Данная рабочая программа разработана педагогом Младшей группы на основании основной общеобразовательной Программы дошкольного образования МБДОУ «Семилейский д/с «Цягадайка» и в соотв...