«Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
консультация (младшая группа)
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Условия в дошкольном учреждении специфичные. Здесь особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Вопрос адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения требует особого внимания со стороны педагогов и психологов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_ran_vozrasta.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сопровождение детей раннего возраста
в период адаптации к ДОУ»
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Условия в дошкольном учреждении специфичные. Здесь особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Вопрос адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения требует особого внимания со стороны педагогов и психологов ДОУ.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации (1 месяц). Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижением аппетита, регрессу в речевом развитии.
2. Подострая фаза или собственно адаптация (3-5 месяцев). Характеризуется адекватным поведением ребенка, несколько замедлен темп развития по сравнению с возрастными нормами.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстренным темпом развития, к концу учебного года дети преодолевают возможную задержку темпов развития, начинают ориентироваться и ведут себя спокойнее.
Различают три степени прохождения острой фазы адаптационного периода:
- Легкая адаптация: к 20-тому дню пребывания нормализуется сон, аппетит, ребенок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза в 10 дней без осложнений.
- Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Дети, внешне не проявляющие признаков нервного перенапряжения, начинают часто болеть.
- Тяжелая адаптация (от двух до шести месяцев). Дети реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении. (В соответствии с этим определяются группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем мире.
Вторая группа – дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.
Воспитательная работа с детьми в адаптационный период проводится дифференцированно в соответствии с содержанием потребностей ребенка в общении с окружающими (в соответствии с возможными группами общения).
В процессе наблюдения за ребенком в первые дни и часы пребывания его в группе воспитателю важно определить, какой уровень общения у вновь поступившего ребенка. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.
В ходе наблюдения воспитатель отмечает эмоциональное состояние ребёнка, характер его деятельности, характер взаимоотношений, речь. После проведённой работы, делает анализ и выводы об эффективности приемов и методов педагогического воздействия. В последствие, воспитателю необходимо заменить приемы и методы, не оказывающие положительного воздействия, на более эффективные.
Определение принадлежности ребенка к той или иной группе позволяет наметить соответствующую систему педагогических воздействий.
Воспитателям необходимо знать, что содержание потребностей детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется: происходит расширение содержания и навыков общения.
Дети первой группы, сильно привязанные к близким людям, на первом этапе привыкания испытывают потребность в ласке, внимании, тесном телесном контакте. От того, насколько своевременно будет удовлетворена эта потребность, зависит скорость перехода ко второму этапу привыкания. Задача воспитателя создать максимум для этого усилий.
С переходом на второй этап привыкания для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получение от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
По приходе ребенка в детский сад мы заводим на него адаптационный лист, который заполняется воспитателем совместно с педагогом-психологом. В нём отражается эмоциональное состояние ребенка, его сон и аппетит, социальные контакты по адаптационным дням. Определяется уровень адаптации, даются индивидуальные рекомендации на каждого ребенка для выполнения воспитателями и родителями. Дополнительно проводится начальное анкетирование родителей. В ходе всего периода адаптации родителям предлагается заполнять таблицу наблюдения за ребёнком.
Состояние здоровья | Недели адаптации | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1.Нарушение сна: -более длительный период засыпания -поверхностный беспокойный сон -разговаривает во сне вскакивает во сне | ||||||
2.Нарушение аппетита: -отказ от пищи -снижение аппетита | ||||||
3.Головные боли (время суток) | ||||||
4.Боли в области сердца | ||||||
5.Боли в животе (связаны ли с приемом пищи) | ||||||
6.Повышенная потливость | ||||||
7.Недержание мочи и кала | ||||||
8.Заметная двигательная расторможенность, неусидчивость | ||||||
9.Появились лишние движения, т.е. неспособность сидеть спокойно даже при чтении, просмотре телепередач | ||||||
10.Стал менее внимательным, неспособным длительно концентрировать внимание | ||||||
11.Появилась беспричинная раздражительность, грубость, стремление ударить | ||||||
12.Беспричинные колебания настроения (снижение настроения, повышенная плаксивость, вялость, другие) | ||||||
13.Беспричинные страхи (темноты, одиночества, боязнь животных, ночные страхи) | ||||||
14.Поторяющиеся навязчивые движения: мигания, наморщивания лба, носа, движения головой в сторону, облизывание губ, хмыканье, покашливание, сосание пальца, кусание ногтей, подергивание волос, онанизм) | ||||||
15.Стремление к непослушанию, грубости (особенно в ответ на замечания), стремление сделать назло | ||||||
16.Отказ разговаривать, уходить в ответ на замечания, отказ выполнять требования | ||||||
17.Страх нового, чувство отчаяния, отказ от обычных желаний | ||||||
18.Другие жалобы |
Хочу поделиться своим опытом по организации расставания утром родителя с ребёнком. Из опыта работы, мы знаем, что часто самих родителей бывает очень сложно оторвать от ребёнка. Иногда родители переживают больше чем, дети и по часу сидят в раздевалке. На этот случай, мы разместили памятку для родителей «Утреннее расставание», в которой прописан чёткий алгоритм расставания с ребёнком. Это позволяет создать ритуал утреннего расставания, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии и родителя и ребёнка.
Я считаю очень важным, давать много информации родителям в этот период. Мы проводим очень много индивидуальных консультаций, размещаем в уголке для родителей памятки и рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. Часто отправляем фото ребёнка в деятельности на мессенджеры родителя, чтобы они видели, как проходит адаптация ребёнка в группе.
Результаты адаптации и нервно-психического развития детей заслушиваются на медико-педагогических совещаниях.
Необходимым условием комфортного пребывания ребенка в группе, поддержания положительного эмоционального состояния является его занятость. Правильно организованная развивающая среда и реализация личностно-ориентированного взаимодействия позволяют каждому малышу найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с воспитателями и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Перспективное планирование адаптационного периода в ДОУ...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...
Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы. Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...
Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...
Проектная деятельность «Режимные моменты в группе детей раннего возраста. Период адаптации»
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...