Методические рекомендации «Использование интерактивных игр в развитии речи дошкольников»
методическая разработка

Горбунова Ольга Егоровна

Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению  образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. Интерактивная доска- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Методические рекомендации

«Использование интерактивных игр

в развитии речи дошкольников»

Разработала

воспитатель

Горбунова О.Е.

Покачи, 2018 г.

Использование интерактивных игр

 в развитии речи дошкольников

Методические рекомендации для педагогов

Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению  образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. Интерактивная доска- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

ИКТ применяют в детском саду в следующих направлениях:

  • в процессе взаимодействия с родителями;
  • в работе с педагогами;
  • в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:

  • развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
  • формирование готовности ребенка к школьному обучению;
  • знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
  • овладение навыками работы с интерактивной доской;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.

Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы,  является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART- тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

Большая площадь поверхности доски SMART превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Создание игр с использованием интерактивной доски.

Материал для работы с интерактивной доской тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.

На страницах сайтов  много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми.

Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать  алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм создания интерактивных игр:

  1.  Определить тему, тип и цель занятия;
  2.  Составить временную структуру  занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
  3.  Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
  4.  Апробация занятия. Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
  5.  Рассматривается целесообразность их применения в  сравнении с традиционными средствами;
  6. Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
  7. Составляется временная развертка (поминутный план) занятия;
  8.  При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа;
  9.  Из найденного материала собирается презентационная программа.  Для этого   пишется ее сценарий;
  10.  Заранее подготовить детей;
  11.  Проведение занятия.

Практическое использование интерактивных игр в воспитательно-  образовательном процессе ДОУ.

В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях воспитательно- образовательного процесса. Это творческие игры по технологии ТРИЗ, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры  по математике и обучению грамоте. Педагоги логопедических групп составляют коррекционные и развивающие  упражнения по лексическим темам, проводятся мастер- классы для педагогов города, для родителей, в своей работе с детьми ОНР используют продукты интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО».

На этом сайте есть возможность обучаться на бесплатных вебинарах, на платных мастер – классах, с приглашением ведущих специалистов, и прекрасная возможность использовать интерактивные игры по различным направлениям. Таким как: развитие речи, памяти, внимания, моторики, кругозора, навыков счёта, навыков чтения, логики и творческих способностей.

Первый вариант использования интерактивных игр Интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО».

Возможность использования данных игр во второй половине дня для отработки уже имеющихся знаний и навыков.

Второй вариант использования интерактивных игр Интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО»

Интерактивные игры на занятиях охватывают все аспекты развития речи, такие как:

  • фонематический слух;
  • звуко-буквенный анализ;
  • грамматические навыки;
  • лексический запас;
  • связная речь;
  • обучение чтению;
  • игры на активизацию мышления, внимания, памяти;
  • печатные материалы для продолжения занятия вне компьютера.

Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу специалиста более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия.

Например, поиграем в игру «Бедный Дракончик» для детей 4 – 7 лет  (диск «Начинаю говорить!», «Звуковой калейдоскоп»).

Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. (Фрагмент занятия по обучению грамоте в старшей группе «Солнышко спасаем – гласные звуки и буквы изучаем»).

«Бежит-лежит» (диск «Начинаю говорить!»)для детей 4 – 7 лет

Освоение глагольного словаря – важнейший двигатель развития речи. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для малышей. (Фрагмент занятия по развитию речи «Речь развиваем – весне помогаем»))

Таким образом, использование интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО» в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень, и способствуют развитию речи детей.

Вывод.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной  и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

   Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»

Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...

Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»

В методических  рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР....

«Сторителлинг – интерактивный метод развития речи дошкольников»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые ...