Методические рекомендации «Использование интерактивных игр в развитии речи дошкольников»
методическая разработка
Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно.
Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. Интерактивная доска- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnyh_igr_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Методические рекомендации
«Использование интерактивных игр
в развитии речи дошкольников»
Разработала
воспитатель
Горбунова О.Е.
Покачи, 2018 г.
Использование интерактивных игр
в развитии речи дошкольников
Методические рекомендации для педагогов
Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно.
Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. Интерактивная доска- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.
ИКТ применяют в детском саду в следующих направлениях:
- в процессе взаимодействия с родителями;
- в работе с педагогами;
- в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:
- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
- формирование готовности ребенка к школьному обучению;
- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
- овладение навыками работы с интерактивной доской;
- формирование основ здорового образа жизни;
- пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.
Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART- тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.
Большая площадь поверхности доски SMART превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
Создание игр с использованием интерактивной доски.
Материал для работы с интерактивной доской тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.
На страницах сайтов много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми.
Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Алгоритм создания интерактивных игр:
- Определить тему, тип и цель занятия;
- Составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
- Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
- Апробация занятия. Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
- Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
- Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
- Составляется временная развертка (поминутный план) занятия;
- При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа;
- Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий;
- Заранее подготовить детей;
- Проведение занятия.
Практическое использование интерактивных игр в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.
В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях воспитательно- образовательного процесса. Это творческие игры по технологии ТРИЗ, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры по математике и обучению грамоте. Педагоги логопедических групп составляют коррекционные и развивающие упражнения по лексическим темам, проводятся мастер- классы для педагогов города, для родителей, в своей работе с детьми ОНР используют продукты интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО».
На этом сайте есть возможность обучаться на бесплатных вебинарах, на платных мастер – классах, с приглашением ведущих специалистов, и прекрасная возможность использовать интерактивные игры по различным направлениям. Таким как: развитие речи, памяти, внимания, моторики, кругозора, навыков счёта, навыков чтения, логики и творческих способностей.
Первый вариант использования интерактивных игр Интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО».
Возможность использования данных игр во второй половине дня для отработки уже имеющихся знаний и навыков.
Второй вариант использования интерактивных игр Интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО»
Интерактивные игры на занятиях охватывают все аспекты развития речи, такие как:
- фонематический слух;
- звуко-буквенный анализ;
- грамматические навыки;
- лексический запас;
- связная речь;
- обучение чтению;
- игры на активизацию мышления, внимания, памяти;
- печатные материалы для продолжения занятия вне компьютера.
Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу специалиста более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия.
Например, поиграем в игру «Бедный Дракончик» для детей 4 – 7 лет (диск «Начинаю говорить!», «Звуковой калейдоскоп»).
Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. (Фрагмент занятия по обучению грамоте в старшей группе «Солнышко спасаем – гласные звуки и буквы изучаем»).
«Бежит-лежит» (диск «Начинаю говорить!»)для детей 4 – 7 лет
Освоение глагольного словаря – важнейший двигатель развития речи. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для малышей. (Фрагмент занятия по развитию речи «Речь развиваем – весне помогаем»))
Таким образом, использование интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО» в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень, и способствуют развитию речи детей.
Вывод.
Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики
Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....
Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».
Основой для формирования сенсорных представлений является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры. Наиболее эффективным посо...
Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»
Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...
Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»
В методических рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР....
Методические рекомендации «Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»
laquo;Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»...
«Сторителлинг – интерактивный метод развития речи дошкольников»
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые ...