Использование нетрадиционных форм работы для развития дошкольников. Проект социального взаимодействия группы детского сада с городской библиотекой (отдел семейного чтения).
статья (старшая, подготовительная группа)

Батманова Ольга Анатольевна

Установление связи детского сада, семьи и общественных организаций является решающим условием дальнейшего развития ребёнка. Именно семья закладывает в маленьком человеке все то, что оказывает решающее воздействие на весь его внутренний мир, на всё его будущее.  

Но сегодня далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Поэтому этот проект направлен не только на то, чтобы развивать познавательные, любознательные и творческие способности детей, но и на то, чтобы помочь родителям научиться взаимодействовать со своими детьми, с педагогами и с работниками различных общественных организаций (на примере библиотеки). 

Этот проект я использовала не один год с детьми разного уровня развития и разных возможностей. Как в логопедических группах, так и в подготовительных группах для детей с ЗПР удавалось добиться поставленных целей и задач, получить эмоциональный отклик детей и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_form_raboty_dlya_razvitiya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование нетрадиционных форм работы для развития дошкольников 

«Путешествие в мир книг»

Проект социального взаимодействия группы детского сада  с городской библиотекой (отдел семейного чтения)  

Проект творческий, долгосрочный. 

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, библиотекарь. 

Актуальность проекта: 

Установление связи детского сада, семьи и общественных организаций является решающим условием дальнейшего развития ребёнка. Именно семья закладывает в маленьком человеке все то, что оказывает решающее воздействие на весь его внутренний мир, на всё его будущее.  

Но сегодня далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Поэтому этот проект направлен не только на то, чтобы развивать познавательные, любознательные и творческие способности детей, но и на то, чтобы помочь родителям научиться взаимодействовать со своими детьми, с педагогами и с работниками различных общественных организаций (на примере библиотеки). 

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все меньше знакомы с литературой. На сегодняшний день эта проблем актуальна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, а оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. 

Цель 

Развить информационную культуру участников образовательного проекта. 

Задачи 

Развивающие: развивать воображение, речь и мышление ребенка способность быть внимательным. 

Образовательные: Расширить представление детей о разнообразии окружающего мира. 

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Воспитывать любовь к книге. 

Коррекционные: Развивать познавательные процессы и мелкую моторику у детей. 

 

 

 

 

 

 

 

План-схема реализации проекта 

 

Этапы 

Основное направление реализации проекта 

Материалы и средства реализации проекта 

Участ-ники  

Обозначение темы проекта. 

Определение целей и задач.  

Установление связи с библиотекой (составление плана совместной работы). 

 

Ознакомительная экскурсия в библиотеку. 

 

Погружение детей в игровую ситуацию «Библиотека». 

 

 

 

Мотивация детей на подготовку театрализованного представления. 

 

 

 

Составление  плана. 

 

 

Флажки для перехода проезжей части. 

 

Оснащение сюжетно-ролевых игр, изготовление читательского формуляра на каждого ребёнка. 

Посещение детьми театрализованного представления. Выбор сценария (сказки) для представления. 

 

 

 Воспи-татели,

Библи-отекарь,

Дети

II 

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии ребёнка» 

Анкетирование родителей. 

 

Понятийный словарь, связанный с библиотекой и книгами. 

 

Изготовление приглашений на театрализацию.  

 

Театрализация по выбранной сказке. 

 

Оформление книжных уголков. Чтение произведений авторов.  

 

Книжкина неделя «Сказка за сказкой». 

 

Выставка старинных книг. 

 

«Мастерская слова» - Речевые игры на словообразование  (совместно с родителями) 

 

Работа с родителями:  
Поделки (совместно с родителями) из природного материала . 

 

Тематическая встреча в библиотеке «Праздник осени». 

 

Тематическая встреча в библиотеке «Путешествие по миру» 

 

Тематическая встреча в библиотеке «Поёт зима, аукает…» 

 

Книжкина больница. 

 

Работа с родителями:  
Снежные постройки на территории детского сада «Снегурочка и другие сказочные герои» . 

 

Тематическая встреча в библиотеке «Апрельская капель» 

 

Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к книге. 

 

 

 

 

 

 

Родители приглашены в качестве зрителей. 

Согласно плану. 

 

 

 

 

Подборка книг (привлечение родителей). 

Картотека речевых игр. Команды (семьи) вытягивают карточки по очереди. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремонт книг. 

 Воспи-татели,

Библи-отекарь,

Муз.

Рук-ль,

Дети,

Родители

Воспи-татели,

Библи-отекарь,

Муз.

Рук-ль,

Дети,

Родители

III 

Выпуск книги, созданной детьми «Иллюстрации к сказкам» 

Презентация книги родителям. 

Создание и оформление книги. 

 

 Воспи-татели,

Дети,

Родители

 

Вывод 

  • Совместная деятельность педагогов, родителей, библиотекарей поможет воспитать в ребёнке любовь и бережное отношение к книгам.  
  • Благодаря этой деятельности дети научатся рассуждать, наблюдать и творчески мыслить. 

 

 

Конспект занятия по художественному творчеству «Рисование иллюстраций по сказкам».

Цель: 

  • ознакомление детей с иллюстрациями художников к русским народным сказкам; 
  • эмоциональное восприятие иллюстраций, понимать их содержание. 
  • побуждение желания рисовать самостоятельно, опираясь на иллюстрации художников из книг и прочитанные сказки. 

Задачи: 

  • Развивать у детей внимание в процессе выполнения заданий; 
  • Развивать у детей ассоциативное мышление, творческое воображение; 
  • Применять полученные знания в продуктивной деятельности; 
  • Воспитывать интерес к творческому процессу — рисованию. 

Оснащение: 

  • книги сказок с иллюстрациями («Муха-Цокотуха», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Мойдодыр», «Айболит» и д.р.) 
  • листы с напечатанными отрывками из сказок, 
  • чистые листы бумаги, 
  • карандаши, 
  • восковые мелки, 
  • фломастеры. 

 

Ход: 

Воспитатель:  

Ребята, я вчера вечером зашла в библиотеку, чтобы взять вам новую книжку. А библиотекарь поведала мне такую историю: К ним недавно заходила одна девочка со своим младшим братишкой. И пока эта девочка выбирала книгу для чтения, её братик, который ещё не знает, как надо обращаться с книгами, вырвал страницы из некоторых книг и перепутал их. Мне стало жалко эти книги, и я обещала, что мы с вами обязательно разберёмся, из каких сказок, какие страницы. Поможем ребята? (ответы детей) 

Воспитатель: Вот эти перепутанные страницы (показывает листы с напечатанным текстом). 
 
1. Муха по полю пошла, 
Муха денежку нашла. 
Пошла муха на базар 
И купила самовар. (ответы «Муха-Цокотуха») 


 
2. Жил старик со своею старухой 

У самого синего моря; 

Они жили в ветхой землянке 

Ровно тридцать лет и три года. (ответы «Сказка о рыбаке и рыбке») 

 
3. Побежала курочка к липке: 
— Липка, липка, дай мне листок! Отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
 (ответы «Бобовое зернышко») 

 
4. Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом: 

- Вы, детушки!  
Вы, козлятушки!  
Отопритеся… 
(ответы «Волк и семеро козлят») 
 
5. Я по амбару метен, 
По сусекам скребен, 
На сметане замешан, 
Да в масле изжарен. 
Я от дедушки ушел, 
Я от бабушки ушел.
 (ответы «Колобок») 

 
6. И сейчас же щетки, щетки 
Затрещали, как трещотки, 
И давай меня тереть, 
Приговаривать. (ответы «Мойдодыр») 

 
7. А малютки бегемотики 
Ухватились за животики 
И смеются-заливаются 
Так, что дубы сотрясаются. (ответы «Айболит») 
  

Воспитатель: Молодцы ребята! 

  

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) 

Будем пальчики считать, 
Будем сказки называть 
Рукавичка, Теремок, 
Колобок - румяный бок. 
Есть Снегурочка - краса, 
Три медведя, Волк - Лиса. 
Не забудем Сивку-Бурку, 
Нашу вещую каурку. 
Про жар-птицу сказку знаем, 
Репку мы не забываем 
Знаем Волка и козлят. 
Этим сказкам каждый рад. 

 

Воспитатель: А теперь рассмотрите внимательно иллюстрации в наших книгах. Обратите внимание на людей и животных, что они чувствуют в этот момент. И давайте нарисуем всех героев, а затем создадим свою книгу сказок! 

В процессе творчества детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь, советует, как более удачно для каждого персонажа подобрать цветовую палитру. Законченные работы оформляются на стенде. Воспитатель благодарит детей за помощь и предлагает оформить книгу на следующем занятии в свободное время. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Выступление на ГПС воспитателей г. Сосновоборска на тему: « Использование нетрадиционных форм работы на родительском собрании, как залог успешного взаимодействия с родителями»

На методической неделе ГПС воспитателей г. Сосновоборска представила опыт на тему: " Использование нетрадиционных форм работы на родительском собрании, как залог успешного взаимодействия с родите...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН реализации системы работы по развитию цветового восприятия детей старшей группы детского сада «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАДУГЕ»

Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...

«Формирование у дошкольников интереса к книге через взаимодействие между детским садом, родителями и библиотекой»

Аннотация Название проекта«Формирование у дошкольников интереса к книге через взаимодействие между детским садом, родителями и библиотекой» Направленность проектаИсследовательско-твор...