«Обитатели морей и океанов»
материал (средняя группа)
Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое мероприятия | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятия
на тему:
«Обитатели морей и океанов»
для детей средней группы
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Предварительная работа: знакомство с морем, его безбрежностью, красотой, спецификой; знакомство с некоторыми морскими обитателями: рыбками, с особенностями их внешнего вида, многообразием, красотой; беседа с детьми на тему «Как я отдыхал летом на море» (рассказ из личного опыта); просмотр познавательно – мультипликационного фильма «Обитатели морей и океанов»; слушание музыки «Звуки моря»; работа с пазлами на морскую тематику; рассматривание ракушек, морского грунта (мелких камушков); п/и «Море волнуется»; рисование рыбки; чтение рассказов С.Сахарнова «Кит», «Осьминог», «Медуза», «Морской еж», «Иглобрюх, или рыба – еж»; рассматривание иллюстраций моря и морских обитателей.
Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе? (видео ролик)
Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
Мы с весёлым ручейком
В гости в сказку поплывём.
Ручеёк звенит, журчит,
Быстро, весело бежит - (обычный бег)
Скачут капли-капитошки
Поднимайте выше ножки - (бег высоко поднимая колени)
Вот уже течёт река
Широка и глубока - (ходьба парами)
К морю подбирается,
Шире разливается - (дети встают в общий круг)
И вот перед нами море,
Бушует, шумит на просторе - (волнообразные движения руками в стороны)
А в море высокая ходит волна - (поднять руки вверх, встать на носки)
Вверх до небес и вниз до дна - (присесть, коснуться руками пола, выпрямиться)
Качает вода солёная
Водоросли зелёные - (наклоны вправо-влево, руки скользят по бокам)
Вправо качает и влево качает - (по тексту)
Откинет назад и вперёд наклоняет – (наклоны вперёд-вниз)
Крабы разбрелись по дну - (ходьба врассыпную на корточках)
Ходят не толкаются
В гости к осьминогам знакомым направляются.
На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это корабль.
Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!
(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).
Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.
Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.
Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?
Я вижу, отгадайте кого:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть..?
Дети: Дельфин!
Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).
Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)
Физминутка
Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).
А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!
Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!
Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно...?
Дети: Акула.
Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).
Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это..?
Дети: Краб.
Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо..?
Дети: Осьминог.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).
А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Дыхательная гимнастика.
Ребята, слышится шум моря
Носик принюхался
Пахнет морским воздухом
И увидели мы море
Красивое, большое
Воздух мы морской вдохнем,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем,
Животом помогаем (дышим пять раз)
А теперь давайте представим, что мы водолазы и все
вмести спустимся в глубины морские, посмотрим кто
там обитает.
Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе..?
Дети: Черепаха.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).
Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.
Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской..?
Дети: Конек.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
А вот и последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).
Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.
Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?
С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).
- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).
- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).
Цель:
Продолжать знакомить детей с окружающим миром, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи:
* Создать радостную атмосферу во время праздника;
*Развивать двигательные активность детей (силу, ловкость, быстроту, гибкость);
* Воспитывать чувство команды, интерес к спорту, к здоровому образу жизни.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы об обитателях подводного мира, выставка книг - рассматривание фото и иллюстраций с изображениями морских обитателей . Просмотр короткометражных фильмов «Подводный мир-красота красок». Художественное творчество - выставка детских рисунков.
Оборудование:
Художественное оформление зала на морскую тематику. Мягкие модули для обозначения ориентира, эмблемы для детей ( кита, дельфина, акулы, морской рыбы, краба и других морских обитателей). Массажные мячи, фитбольные мячи. Музыкальное сопровождение для игр-эстафет, шум моря; презентация составленная по ходу сценария; костюм русалки (взрослый).
Воспитатель:
Ребята, нам в детский сад пришло видео письмо от русалки Ариэль она приглашает нас на морскую олимпиаду. Предлагаю посмотреть видеописьмо. (дети смотрят видеописьмо.)
Вы принимаете приглашение? И так мы отправляемся в увлекательное путешествие, причём не простое, а морское.
Вы наверное спросите, как же мы туда попадём. Не волнуйтесь Ариэль обо всём позаботилась.
Русалочка произнесёт волшебные слова, как только она их произнесёт, мы сразу же окажемся в подводном царстве и превратимся в морских жителей.
(демонстрация презентации, на фоне волшебной музыки звучит голос в записи, дети прикрепляют эмблемы на грудь и изображением морских обитателей).
Русалочка:
Детский сад изменись,
В океан превратись,
Дети станьте рыбками
Ёжиками прыткими
Морскими коньками.
Скатами. Угрями.
Акулами. Китами
Станьте кем вы захотите
И на стадион спешите.
Ведущий:
Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в подводном морском мире. Отправляемся гулять,
Дно морское изучать!
Вы кого-нибудь узнаете?
Загадки
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один,
Все в присосках восемь ног,
Кто же это?
(осьминог)
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно -
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь.
(акула)
Через море-океан
Плывет чудо-великан.
(кит)
Что за чудо? Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.
(черепаха)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой,
Хватает клешней.
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(краб)
Он очень похож на простого коня,
Но в иглах все тело, на теле броня,
И держится там, где поросшее дно,
Плыть вверх или вниз для него все равно.
(морской конек)
Купол, как зонтик, прозрачный имеет,
Плыть, если надо, неплохо умеет,
Движется купол и плыть помогает,
Щупальце, словно крапива кусает.
(медуза)
Рыба, как будто летающий змей,
Только намного хитрей и сильней,
Прячет в песок она спину, бока,
Током ударит любого врага.
(электрический скат)
Как рыба в воде, машет сильным хвостом,
Но кормит детишек своим молоком,
Он с радостью в море корабль встречает,
Людей не умеющих плавать спасает.
(дельфин)
В море, на дне тихо дремлет она,
Лучше не трогай ее никогда,
На каждом луче у нее зоркий глаз,
Она уползет, нет ей дела до нас.
(морская звезда)
Только снаружи ракушка проста,
Внутри – удивительная красота,
Если песчинка в нее попадает,
В жемчуг ракушка ее превращает.
(жемчужница)
Ведущий:
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи. А как ракушки хороши! Вот мы и на стадионе.
Русалочка:
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Будем бегать, прыгать,
Спортом заниматься,
Чтоб в хорошей форме
Навсегда остаться.
Но сначала на дорожке
Разомнем свои мы ножки.
Разминка
Море очень широко, - (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. - (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, - (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. - (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила: - (махи согнутыми в локтях руками)
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево, - (хлопки руками)
Мы стройны, как королевы! - (ходьба на носочках вокруг себя)
Будем хвостиком вилять: - (наклоны в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка, - (подскоки в чередовании с хлопками)
Головою два кивка". - (наклоны головы)
Русалочка:
Две команды вышли дружно,
Что бы праздник нам начать,
А поэтому нам нужно
Друг друга поприветствовать.
Приветствие команд.
Команда «Немо»
Чтоб здоровым быть всегда
Физкультура всем нужна.
Быть здоровым – это модно,
Стильно, весело, задорно!
Команда « Дельфины ».
Мы – отважные дельфины,
Мы в бою непобедимы.
Получить мечтаем приз.
Эй, противник, берегись!
Русалочка:
Эй, команды смелые,
Дружные, умелые,
На площадку выходите,
Силу, ловкость покажите.
Соревнуйтесь в дружбе, мире,
Места нет у нас задире.
Маленьких не обижать.
Что же, можем начинать
Игры- эстафеты
Игра: «Чья команда быстрее построится ?»
Дети выстраиваются в одну колонну. Звучит музыка, дети выполняют произвольные движения. Музыка останавливается, дети быстро строятся в две колонны. (повторить 2-3 раза)
Русалочка:
Скачут весело дельфины,
Подставляя солнцу спины,
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются.
Эстафета «Дельфины»
Выстраиваются участники от команд в две колонны. Прыжки на фитбольных мячах до ориентира и обратно.
Побеждает та команда, которая без ошибок выполнит задание.
Русалочка:
Новый конкурс наш такой:
Вы, друг к другу встав спиной,
Мяч лопатками держите, и до отметки донесите,
Да не уроните!
Приглашаем крабов мы
Покажите, как резвы.
Эстафету принимайте
Правила не нарушайте.
Эстафета «Крабы»
Две команды. Играющие встают парами спиной друг к другу, сцепляются руками за локти удерживая мяч, двигаются до ориентира и обратно. Побеждает команда, быстрее вернувшаяся на исходную позицию.
Русалочка:
Продолжаем мы игру,
Позабавим детвору.
Осьминожки озорные
Художники дорогие.
Выходите поиграть
Свою ловкость показать!
Эстафета «Осьминог».
Парами дети встают в обруч добежав д о ориентира, где находится мольберт рисуют осьминога (схематически – полукруг и восемь палочек) и возвращаются к команде, отдают обруч другой паре.
Русалочка:
Кораллы живут на морской глубине
На уютном и синем причудливом дне
В ветвистых кораллах рыбки снуют
Кораллы им дали еду и уют.
Эстафета «Рыбки и кораллы».
Дети пробегают змейкой между кеглями, обегают ориентир, передают эстафету хлопком по плечу.
Русалочка:
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Эстафета «Морской еж».
Дети по верху передают массажный мяч, последний игрок бежит и садится впереди своей команды и опять передаёт мяч назад. Игра продолжается до тех пор, пока капитан команды не окажется впереди своей команды.
Русалочка:
А теперь у нас по плану
Будет конкурс капитанов.
Испытаем мы сейчас,
У кого вернее глаз.
Игра «Четвертый лишний»
Посмотрите на картинки, изображено 4 морских животных, одно их них лишнее. Подумайте, кто и скажите, почему лишнее.
Вот какое море
Без конца и края,
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться
Станет видно, кто там
В глубине резвится.
Русалочка:
Очень долго мы гадали
Самых лучших выбирали.
Но не знали, как нам быть
Как ребят нам наградить?
Этот смел, а тот удал,
Этот силу показал,
И поэтому по чести
Наградить решили всех вас вместе.
За старанья дети ваши
Разрешите мне сейчас.
Поблагодарить всех вас.
(вручение благодарственных писем командам участницам)
Воспитатель: (обращается к Русалочке)
Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды,
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно.
А теперь пора прощаться,
И в путь-дорогу отправляться.
Русалочка:
(произносит волшебные слова для возвращения из подводного царства)
Волны морские в миг поднимитесь
Наших гостей дорогих подхватите.
К родному берегу их отнесите.
Да по пути не раструсите.
Как только увидите берег родной.
Сразу вернёте себе облик свой.
Ведущий:
Мы надеемся, что праздник
Никого не огорчил,
Мы искали, мы старались,
Мы вложили столько сил.
Всем спасибо за внимание,
До скорого свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"
С целью организации речевой среды дома предлагаю следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...
Осьминоги - обитатели морей и океанов
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе " Обитатели морей и океанов"
Конспект занятия по экологическому воспитанию...
Мультимедийная презентация "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы.
Презентацию можно использовать в интегрированном занятии (познавательное развитие и изобразительная деятельность). Дети имеют возможность увидеть красоту подводного мира,отгадать загадки и нарисовать ...
Обитатели морей и океанов
Конспект мероприятия на тему «Обитатели морей и океанов»для детей средней группы...
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....
Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов»
Проект разработан с целью развития познавательных и творческих способностей детей по теме «Обитатели морей и океанов»....