Консультация для воспитателей на тему «Путешествие в мир загадок»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм (загадок, поговорок, пословиц)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sochinyaem_zagadki.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Выборгского района Санкт-Петербурга
Консультация
для воспитателей
на тему «Путешествие в мир загадок»
Клара Рауфовна Серкунова учитель-логопед высшей квалификационной категории дата проведения: 01.12.2020 г |
Санкт-Петербург, 2020
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм (загадок, поговорок, пословиц)
Задачи:
- Ознакомление педагогического коллектива с основными способами сочинения загадок;
- Расширение словаря дошкольников на основе загадок;
- Совершенствование взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в реализации обучения и развития воспитанников.
1 часть (теоретическая):
Загадка – это вид устного художественного творчества. Загадки, которые достались нам как культурное наследие прошлого, в большинстве своем народные. В них в образной иносказательной форме отражены труд и быт людей, окружающий мир, явления природы, животные, птицы, растения. Язык современных загадок – литературных, имеющих своих авторов, нам более близок и понятен. Тем не менее многие народные загадки будут бесконечно нас радовать и удивлять. Они служат классическими образцами для сочинения новых загадок.
Загадки представляют собой вопрос или задание, в котором содержится образное описание предмета, его характерных особенностей и которое требует разгадки. Чаще всего загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. С моей точки зрения как логопеда, загадка есть лучшая форма развития словаря, построения предложений, развития связной речи, а так же психических процессов: внимания, мышления.
Сочинение загадок – непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим некоторые из них:
- Загадка в виде вопроса.
Кто на себе свой дом носит?
Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)
- Загадка в виде логического задания, или загадка-смекалка.
У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (одна)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру)
- Юмористические загадки, или загадки-шутки.
Каких камней нет ни в одном море? (сухих)
Кто была первая русская женщина, освоившая первый летательный аппарат? (Баба Яга)
- Указание лишь частей предмета и их количества.
6 ног. 2 головы. 1 хвост – что это такое? (всадник и лошадь)
- Перечисление действий предмета без его названия.
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)
- Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния.
Летом серый, зимой белый.
- Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет.
Маленький шарик под лавкой шарит.
- Загадка, составленная по методу отрицания.
С бородой, а не старик, с рогами , а не бык (козел)
- Загадка, составленная по методу противоречий.
- Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное. Ну-ка, узнай меня! (яблоко)
Всем этим способам составления загадок рекомендуется обучать детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей, словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действий. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.
Предлагаю некоторые способы обучения детей составлению загадок:
Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей – по принципу отрицания. Этому способу можно обучать детей с пятилетнего возраста.
Тема: Составление загадки «Новогодняя елка»
Задачи:
- учить детей выделять существенные признаки новогодней елки через сравнение их с признаками других предметов;
- познакомить детей со способами составления загадок по принципу отрицания.
Ход:
- Уважаемые педагоги, мы придумаем загадку про новогоднюю елку (выставляются либо игрушки, либо картинки: кошка, ежик, крокодил, кукла, апельсин)
- Расскажем все про кошку – какая она? (большая, ласковая, пушистая, серая, гибкая, домашняя и т. д)
- А какое из слов-признаков про кошку больше всего подходит к елке? (пушистая)
- Запомним это слово. Теперь расскажем о ежике, какой он? (маленький, серый, колючий, добрый и т. д)
- А какое из слов больше всего подходит к елке? (колючая)
- Запомним и это слово. А какой крокодил? (длинный, плоский, зеленый, зубастый, хищный, голодный, злой).
- Выберем из этих слов подходящее к нашей елке (зеленая)
- Расскажем о кукле – какая она? (красивая, нарядная, пластмассовая, голубоглазая, говорящая и т. д)
- Какой из этих признаков подходит к новогодней елке? (нарядная)
- Какой апельсин? (круглый, вкусный, оранжевый, сочный, душистый, ароматный)
- Какое из этих слов лучше всего характеризует елку? (душистая)
- Назовите все слова, которые вы запомнили? (пушистая, колючая, зеленая, нарядная, душистая)
- А теперь составим загадку все вместе:
Пушистая, но не кошка,
Колючая, но не ежик,
Зеленая, но не крокодил,
Нарядная, но не кукла,
Душистая, но не апельсин.
Что это такое? ( рекомендуется заучить загадку, попросить повторить ее 2-3 детям).
Итог занятия: Каким способом составляли загадку? (сравнили елку с другими предметами, рассказали, какая она, и с помощью слов но не составили загадку.
Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие «мягкий» появляется не до и не после понятия «жесткий», а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание».
Тема: Составление загадки «Пуховый платок»
Задачи:
- закрепить знания о качествах и свойствах предмета, выделить наиболее существенные признаки;
- учить находить противоречия в предмете;
- упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму.
Ход:
- Уважаемые педагоги, нам надо придумать загадку об этом пуховом платке. Какой платок по форме? (квадратный)
-Как платок носят на голове? (его складывают пополам, уголок к уголку)
- какой он становится по форме? (треугольный)
- А нет ли здесь противоречия?
- Он и треугольный, и квадратный одновременно.
- Это будет начало загадки. Как связан платок – плотно или есть дырочки? (есть дырочки)
- Какое здесь противоречие? (он и целый, и дырявый одновременно)
- Вот продолжение загадки. Из чего связан платок, какой он на ощупь, когда его носят? (платок связан из пуха, он пушистый, теплый, его носят зимой).
- Давайте эти слова –признаки добавим к загадке:
Треугольный и квадратный,
Дырявый и целый,
Пушистый и теплый.
- Не кажется ли вам, что наша загадка незаконченная? Надо добавить еще несколько слов. Скажите, какого цвета бывают пуховые платки? ( белые или серые).
- Подберите рифму к слову целый (целый – белый)
- Давайте закончим загадку:
Треугольный и квадратный,
Дырявый и целый,
Пушистый и теплый.
То серый, то белый.
Итог занятия: Каким способом составляли загадку? (нашли противоречия у платка, перечислили несколько его признаков, не называя самого предмета).
Часть 2 Практическая часть:
Учитель-логопед:
- Прошу педагогов разделиться на 2 команды и сесть за столы. Первой команде необходимо составить загадку методом противоречий (Составление загадки «Карандаш»), второй команде методом отрицания (составление загадки о цыпленке).
Работа команд, анализ загадок, варианты учителя-логопеда.
Цель:
Составление загадки «Карандаш»
- Рассматривается картинка (игрушка) с изображением курицы.
- Какого цвета окрас курицы? (рябой, пестрый)
-Бывает карандаш, который вот так пестро раскрашивает? (нет)
-А какой карандаш бывает по цвету? (черный, красный, желтый, голубой)
- Какие концы у карандаша? (один – тупой, другой – острый)
- Подберите рифмы к словам тупой и острый (тупой-голубой, острый-пестрый)
-Соберем загадку:
С одного конца тупой,
А с другого – острый,
Красный, желтый, голубой,
Но не бываю пестрый.
- Каким способом вы составили загадку? (методом противоречия, нашли противоречия у карандаша и перечислили его признаки)
Учитель-логопед:
Цель:
Составление загадки о цыпленке.
- упражнять детей в умении сравнивать предметы, подбирать общие признаки, выделять наиболее существенные;
- учить детей составлять загадки способом отрицания.
- Желтый, но не солнышко (но не одуванчик)
- Легкий, но не шарик (но не облако)
-Пушистый, но не белка ( но не полотенце)
- Маленький, но не пуговка (но не мышка, не комар)
- Пищит, но не комар (не мышка, не игрушка)
- Кто это?
В заключении рекомендую книгу В. Д. Прокопьевой «Учимся сочинять стихи и загадки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"
Развиваем детей с помощью математических игр....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок".
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок"....
Консультациядля воспитателей
Консультация для воспитателей...
Игровой практикум для воспитателей по теме: «Путешествие в страну Сенсорика».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19626608","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"WIDTH: 478px; HEIGHT: 290px","width":"480"}}]]Игровой практикум разраб...
Конспект занятия на тему "Путешествие в лес загадок"
Конспект занятия...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в лес загадок»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе...