Статья "Особенности отношения к ребёнку 3 года жизни в семье"
статья (младшая группа)

Статья "Особенности отношения к ребёнку 3 года жизни в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19, г. Красногорск , Московской области

Автор: воспитатель Божко Т. П.

Особенности отношения ребенка 3-го года жизни к семье

Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности. Культ мужчины всегда был культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофируются.

Мать - первая и наиболее значимая для ребенка, она приобретает исключительное значение, особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сенситивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Общаясь с ребенком, мать выступает в качестве посредника, соединяющего малыша с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Мать способствует возникновению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям.

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности, освоений действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетические чувства, можно наблюдать интерес детей к явлениям природы. В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся "оказать помощь". В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка. Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших. Воображение дошкольников имеет свои особенности. Дети в 3-4 года – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова « мальчик» и « девочка».

В период с трех до пяти лет ребенок приобретает умение не только самостоятельно выполнять какие-то действия, но и выстраивать элементарные логические цепочки, он уже может внимательно слушать и понимать услышанное, запоминать определенный объем информации, выражать словами свои мысли и желания, быть доброжелательным и чутким к ближнему. Маленький ребенок начинает свое развитие с подражания. Однако, копируя образец, трехлетние дети не осознают причинно – следственных связей производимых ими действий. К четырем годам прямое копирование образца постепенно сменяется подражанием. Ребенок уже осознает, что он подражает. У трехлетнего малыша «ручная умелость» развита пока не достаточно. Им пока мешает излишняя порывистость, непластичность движений. В то же время у них высоко развита восприимчивость к обучению и приобретению необходимых навыков. В три года узнает знакомые мелодии, различает тембр двух-трех музыкальных инструментов. Способен воспринимать содержание картины, где персонажи объединены однородными действиями. Внимание трехлетнего малыша непроизвольное, а потому он переключается с какого- либо занятия при появление новых, ярких, интересных для него в данный момент предметов. Игра - ведущая деятельность – детей дошкольников, в которой происходит их познавательное развитие, сфера в которой ребенок может всесторонне проявить себя. Для трехлетнего малыша игрушки являются моделями предметов, с которыми играют взрослые. Действия во время игры подчинены определенному сюжету. Это – сюжетная игра. Мышление в трех - четырехлетнем возрасте носит нестабильный характер. С одной стороны, ребенок пытается проанализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и делать выводы об их взаимных связях. А с другой – высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов часто носят характер простого перечисления. Установить отношения между предметами, то есть проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее.

Все вышеперечисленные особенности развития детей третьего года жизни требуют от родителей эмоциональной уравновешенности, которая является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как с формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям и детям взаимно проявлять свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать ребенку свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказывать свои переживания, так как их чувства свободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителям свойственны чуткость к восприятию различного рода признаков, сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать на них как бы стихийно, без особых объяснений.

Один из основоположников отечественной психиатрии И.М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка. И.А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. В.Н. Мясищев (1934, 1939), Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепицкий (1960), С.Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

Благодаря совместному времяпровождению развивается не только личность ребёнка, но совершенствуется личность родителей.

В дошкольных учреждениях практикуется большое количество основных образовательных программ для детей от 2 до 7 лет. Наиболее популярными являются следующие: «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и др.), «От рождения до школы» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.), «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др.) и другие программы.

Например, в программе «От рождения до школы» авторы выделили раздел «Социально-личностное развитие», в котором указывают в теме «Семья» на необходимость дать детям представления о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), развивать интерес детей к тому, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т.п.), учить детей знать и называть своих ближайших родственников.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме, предназначенной для воспитателей и родителей, показал, что в большей степени рекомендации даются разрозненно. В пособиях не предлагается комплекс рекомендаций, который включал бы в себя работу как с родителями, детьми, так и с воспитателями. Например, для воспитателей и родителей предлагаются следующие рекомендации и формы работы с ними:

- чтение для детей сказок, стихов о семье (А. Барто - сборник «младший брат»; стихи – «колыбельная»; «разговор с мамой» и др.; стихи: Е. Благининой: «Вот какая мама», «научу одеваться и братца»; «полюбуйтесь-ка игрушки» и др.; Русские народные сказки: «волк и козлят»; «репка»; «Гуси-лебеди» и др).

- организация игр детей на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения»;

- общение с семьями воспитанников на тему педагогического образования родителей в условиях ДОУ (например, в пособии Евдокимовой Е.С. предлагается программа педагогического образования родителей «Семья и проблемы воспитания: традиции и современность», которая включает в себя комплекс лекций и практических занятий для родителей);

- организация родительских собраний (например, Зенина Т.Н. предлагает провести родительское собрание на тему «В каждом доме свои традиции»).

Таким образом, семья является посредником соединяющим малыша с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном об...

Консультация-практикум «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым....

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные  особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении д...

Проект для детей седьмого года жизни «Моя семья»

Материал предназначен для воспитателей ДОО...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми шестого года жизни тема: «Семья – большое счастье».

Данное занятие формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к традициям семьи. На занят...