Ребенок и компьютер: развитие без вреда
статья
Рбенок и компьютер: развитие без вреда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_kompyuter_razvitie_bez_vreda.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Ребенок и компьютер: развитие без вреда
Автор: Свиридова О.И.
Электронные игрушки (игровые приставки и т. п.) по данным мировых рейтингов продаж занимают первые позиции среди самых продаваемых игрушек для детей. Компьютер, став неотъемлемым атрибутом жизни каждой семьи, используется не только взрослыми и не только для работы, но и детьми. Сегодня мы можем наблюдать интенсивную компьютеризацию и электронизацию детской игрушечной среды. И уже раннего возраста дети начинают играть в компьютерные игры.
Характеризуя занятия ребенка, сидящего за компьютером, мы, как правило, употребляем слово «играет». Но можно ли назвать игрой взаимодействие ребенка с электронными и компьютерными игрушками, когда такого рода игрушки, несомненно, поражают детей своими возможностями и функциональностью. Но именно «запрограммированность» компьютерных «игрушек», ориентация ребенка на их технические функции практически лишают их развивающих возможностей. Во время игры в электронные игрушки ребенка начинает интересовать вопрос: не во что можно играть, а то, что они «умеют делать», их возможности, заложенные разработчиками и программистами. Ребенок сам превращается в «робота», нажимающего на разные кнопки с целью получить внешне наблюдаемый результат. В этом и есть ключевое отличие таких игрушек от традиционных игр. Играя с ними, ребенок не проявляет инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. Он только исследует и реализует технические функции таких игрушек.
Что же такое компьютерная игра? Что происходит с ребенком, когда он играет за компьютером?
Какое влияние оказывают на него компьютерные игры? О чем важно помнить, подбирая для ребенка компьютерные программы, как правильно организовать деятельность ребенка за компьютером?
Знакомство ребенка с компьютером, чаще всего, начинается со специально купленных взрослыми компьютерных интерактивных дисков. И настоящее время рынок предлагает обилие компьютерных программ для дошкольников — аркад, квестов, стратегий, симуляторов. Такие программы называются развлекательными. Многие из них разработаны с коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они могут нанести вред ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют желание соревноваться и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. Эти программы ориентированы на стимуляцию эмоций ребенка, вызванных ощущением азарта и состоянием эйфории, достигаемой за счет ярких анимационных эффектов, специфических звуков, высококачественной графики, системы поощрений. С помощью таких программ ребенок попадает в мир, где все можно, все дозволено, не существует запретов и табу, где играющие имеют «несколько жизней», им предоставляется возможность, при нежелательном результате начать все сначала и прийти к верному ходу можно методом проб и ошибок. Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.
Для дошкольников затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные сюжеты вредны еще и тем, что часто не позволяют прекратить работу на компьютере через короткое время. Согласно санитарным требованиям, взаимодействие дошкольников с компьютером не должно превышать 10-15 минут. Более длительное пребывание перед компьютером может вредить здоровью ребенка: при статичной позе и длительном всматривании в экран монитора зрительная, костно- мышечная и нервная системы ребенка получают недопустимые сверхнагрузки. А это те самые физиологические системы, которые как раз и формируются в период дошкольного детства.
Но компьютерная «игра» затягивает детей, сулит им бонусы, предлагает повторить неудавшиеся попытки. И если взрослый пробует принудительно положить конец игре, ребенок может отреагировать на его действия резким негативным аффектом.
В ходе игры на компьютере ребенок взаимодействует не с реальными объектами, а с символами, рисунками, изображениями на экране. Они не обязательно связаны с реальностью. Это фантазийные виртуальные миры, несуществующие персонажи, предметы с нереальными свойствами и функциями и т. п. Все действия ребенка осуществляются в результате нажима на клавиатуру или кнопку компьютерной мыши, основная активность происходит в умственном плане. Смысл деятельности ребенка определяется теми задачами, которые перед ним ставит компьютерная игра. Ребенок начинает оперировать понятиями, установками, правилами, которые диктует ему компьютерный мир. Он всегда в той или иной степени ведом компьютерной программой. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам «выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов человеческого взаимодействия. Поэтому длительное времяпрепровождение ребенка за компьютером в младшем возрасте может затормозить социальное развитие и адаптацию ребенка в мире реальных отношений, овладение свойствами реальных предметов, привести к уходу от реальности.
Допускать ребенка к работе на компьютере можно не ранее 5-6 лет. За компьютером ребенку приходится осуществлять достаточно сложные интеллектуальные действия, требующие определенного уровня психической зрелости. Дошкольник должен действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши и наблюдать за изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Чтобы следить за происходящим на экране, ребенок должен уметь опираться в ходе мышления только на изображения (а не на действия, не на чувственный опыт обращения с предметами), уметь читать и понимать образы и символы.
Кроме того, ребенок, «допущенный» к компьютеру, должен обладать достаточно развитой способностью концентрировать внимание, произвольно воспринимать, запоминать, т. д.
Перечисленные выше предпосылки для овладения первоначальной компьютерной грамотностью формируются к 5 – 6 годам в многообразной предметно-практической и игровой деятельности ребенка! В играх - подвижных, сюжетно – ролевых, режиссерских, настольно – печатных, дидактических и в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками.
Освоение ребенком разных видов традиционной игры создает базу для овладения компьютером. Слишком раннее введение компьютера в жизнь ребенка может затормозить и обеднить нормальное развитие традиционных форм игры, обеспечивающих полноценное личностное и психическое развитие дошкольника.
По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Такие программы стимулируют интеллектуальную активность ребенка, позволяют без стресса прекращать работу на компьютере через 10-15 минут. При этом ребенок успевает завершить задание, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку (или поощрение) со стороны компьютера.
Выбирая ребенку компьютерную программу, помните о следующем:
1. Программа не должна являться развлекательной игрой с затягивающим сюжетом.
2. Прежде, чем предлагать программу ребенку, родителям необходимо внимательно прочесть описание, просмотреть игру, убедиться, что она подходит ребенку по возрасту и по интересам. На современном рынке компьютерных программ есть вполне хорошие по своему развивающему потенциалу, но присутствие какого-нибудь «мультяшного» героя, который периодически «кривляется» и издает неэтичные звуки, перечеркивает всю пользу от игровой программы. При этом разработчики, создавая такой проект, несомненно, стремились сделать программу «прикольной», забавной и привлекательной для ребенка. Наблюдение за детьми, играющими в такую программу, показало, что основное их внимание переключается на «забавного» персонажа, основной целью становится не верное выполнение учебной задачи, а эмоциональный эффект от реакций героя, которые к тому же еще становятся все более оригинальными и эффектными, если ребенок выполнил ошибочное действие.
3. На современном рынке можно встретить компьютерные программы, в которых заявляемый на обложке возраст не соответствует уровню сложности внутреннего содержания. Одновременно в одной программе могут предлагаться задания, ориентированные по своей сложности на разный возраст. Например, выполняя задание на сложение, ребенок сталкивается сначала со сложением в пределах первого десятка, потом второго, а к концу задании уже пятого десятка.
Нежелательно оставлять ребенка одного за компьютером, особенно если он впервые знакомится с конкретной компьютерной программой. Обсуждение с родителем хода игры, возможных действий, способов выполнения заданий поможет снять напряжение у ребенка в ситуации непонимания, чувствовать себя более спокойно, если ребенок еще плохо владеет навыками работы с компьютером
Содержание компьютерной программы не должно дублировать уже имеющиеся традиционные достаточно эффективные дидактические средства и игры (настольные, карточные и т.п.). Компьютер должен привносить в деятельность ребенка что-то новое, давать ему новые возможности. Например, вариативность задач, подсказки, настройка под успехи ребенка или такие задачи, которые в реальности сложно реализовать (моделирование собственного мультфильма и т.п.). Только в таком случае использование компьютера в дошкольном возрасте может быть оправданным.
Рекомендации родителям:
1. Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть - семь лет. К семи годам в головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.
2. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр.
3. Стремитесь к тому, чтобы дети дошкольного возраста обходились без видеоигр в течение учебной недели. В выходные дни организуйте как можно больше возможностей для игр с семьей и друзьями
4. Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, которое он проводит у экрана.
Помните, что привычки и предпочтения, заложенные в раннем детстве, проявляются в юности и остаются на всю жизнь. В подростковом возрасте, когда влияние электронных игр усиливается, дети становятся более независимыми в поведении. Вы не сможете запретить ребенку играть в электронные игры у друзей или в школе, да и не нужно: в современном мире многие из нас должны разбираться в технике в той или иной степени. Но если вы заложили фундамент беспроводной игры в раннем детстве, можно гарантировать, что ребенок ни на что ее не променяет, поскольку ему известно из первых рук, какое удовольствие можно получить, создавая что-то самостоятельно, занимаясь или играя без проводов.
Когда родители не могут или не хотят общаться с ребенком, не удовлетворяют его потребности в любви и приятии, утверждении себя среди окружающих, в уважение со стороны взрослых и сверстников, взаимопонимании и сопереживании, то ребенок уходит в виртуальный мир, где находит подмену настоящей жизни.
Компьютерная проблема решается просто. Тут всего-то и надо, что поставить ребёнка впереди — впереди своих дел, проблем и страданий. И настроиться на одну волну — такую, когда хорошо вместе. И из каждого промаха делать полезные выводы, и координировать свои шаги, и сверять их с детьми, и исправлять ошибки, и зарабатывать очки. И выходить на новый уровень. Как в игре.
Список литературы
1. Смирнова Е. О., Абдуллаева Е., Коркина А. и др. «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии»,М., изд-во «ЛомоносовЪ», 2009
2. Некрасовы З., Н., «Как оттащить ребенка от компьютера», М. ООО издательство «София», 2007
3. Кочетков Н. «Патологическое пристрастие или новая реальность», «Школьный психолог», № 4, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ребенок и компьютер: польза или вред»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер. Вред и польза".
В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияКонсультация для родителей.«Ребёнок и компьютер.Вред...
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер. Польза или вред?"
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер: польза и вред"
Консультация для родителей: "Ребенок и компьютер: польза и вред"...
"Ребенок и компьютер. Польза или вред?".
В консультации говорится о положительных и отрицательных сторонах использования компьютера....
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер. Польза или вред?"
Ребенок и компьютер. Польза или вред?"По материалам интернета подготовила Кокоревич Р.Н.В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 115...