«Мир на кончиках пальцев»
проект (подготовительная группа)
Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.docx | 131.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир на кончиках пальцев»
2017-2021 год
Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
г. Санкт-Петербург
2017
Аннотация проекта
В проекте " Мир на кончиках пальцев " представлена работа построения с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей от 3 до 7 лет.
Проект поможет активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.
Актуальность проекта.
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Проект заключается в следующем:
- обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
Цель и задачи.
Цель - создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
Для решения этой цели используются следующие задачи:
1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
3. Развивать зрительно-моторные координации.
4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.
Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
- комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
- тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
- постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
- подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
Для решения задач проекта определены методы и приёмы:
- метод практических заданий является ведущим, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение о ведущей роли обучения;
- игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
- наглядные, словесные методы;
- наблюдение, собеседование, тестирование;
- анализ результатов деятельности;
- учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
Вид проекта: долгосрочный.
Целевая аудитория: воспитанники II младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Возраст от 3 до 7 лет.
Партнёры:
- воспитатели;
- родители;
- логопед;
- музыкальный руководитель;
- педагог-психолог.
Продолжительность реализации проекта: 4 года.
Материально-технические ресурсы:
- группа, музыкальный зал;
- мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- CD – DVD – диски c записями музыкального материала, сказок, стихов;
- дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
- дидактический материал, наглядный материал;
- костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки и др.
Основой планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей, во всех возрастных группах.
Этапы реализации проекта:
I. Проблемный
- Анализ ситуации.
- Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
- Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
- Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
- Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику».
II. Организационный
- Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Разработка:
- конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;
- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний.
- консультационного материала для родителей;
- Создание предметно-развивающей среды.
- Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
- Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
III. Практический
- Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
- Проведение консультаций с использованием мультимедийного оборудования;
IV. Итоговый
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
1. Презентация проекта.
2. Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке»
Цель: Показать игровые приемы со спортивным инвентарем на улице способствующие развитию общей моторики.
3. Презентация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.
4. Презентация «Методика и проведение развивающих речевых игр».
- Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2017 – май 2018)
(3-4 года)
Основные задачи обучения:
1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.
2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
3. Развивать зрительно-двигательную координацию.
4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.
6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).
7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.
8. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.
Учебно –тематический план
Месяц. Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь Игрушки | Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет (большой - маленький). Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очерёдности. Развивать зрительное внимание. Обучать ритмичному нанесению точек по всей странице. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь Посуда | Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме. | 1 |
Ноябрь. Домашние птицы
| Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. | 1 |
Декабрь Домашние животные | Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Январь | Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно). Учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и мазки. Развивать речь. | 1 |
Февраль Дикие птицы | Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез). Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Март. Дикие животные | Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель Транспорт | Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. | 1 |
Май. Цветы | Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры и т. д.). Продолжать формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 9 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2018 - май 2019)
(4-5 лет)
Основные задачи обучения:
1. Формировать специфические навыки в действиях рук: захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания, графические навыки
2. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
3. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
4. Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
5. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.
Учебно –тематический план
Месяц. Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь. Осень | Формировать умение поочередно загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки, ориентироваться на листе бумаги (вверху - внизу). Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу. Развивать зрительное внимание. Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь. Огород. Овощи | Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением слева направо. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас | 1 |
Сад. Фрукты | Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Ноябрь. Лес. Грибы и лесные ягоды
| Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствие с текстом, выкладывать «дорожки» из мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое воображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме. | 1 |
Профессии | Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением, изображать прямые и кривые линии. Совершенствовать умение брать мелкие предметы щепотью и удерживать их некоторое время. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию, раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. | 1 |
Декабрь. Зима. Зимние забавы | Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Новогодний праздник | Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь, зрительное внимание, умение соотносить предметы разной величины. Учить выполнять шнуровку слева направо без перекрещивания шнурка. Совершенствовать навык рисования кругов по пунктирной линии, закрашивания предмета, не выходя за контур. Расширять словарь по теме. | 1 |
Январь. Домашние животные | Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), изображать спирали по пунктирным линиям. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. | 1 |
Февраль. Транспорт
| Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу, используя захват предметов указательным типом хватания, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения прямых и волнистых линий. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Инструменты | Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Развивать конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию, речь. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их, не выходя за контур. | 1 |
Март. Дом. Семья | Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), составлять орнамент по образцу. Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением (по подражанию). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Закрепить навык изображения прямых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линии. Закрашивать готовое изображение, не выходя за контур. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Мамин день | Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая размер и цвет. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель. Аквариум | Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением (по подражанию), захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания. Формировать навык изображения волнистых линий по пунктиру. Обогащать словарь по теме. | 1 |
Весна. Приметы весны | Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Совершенствовать навык изображения волнистых линий, придерживаясь середины дорожки. Обогащать словарь. | 1 |
Май. Насекомые | Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, регулируя силу нажима на карандаш. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 15 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2019 - май 2020)
(5-6 лет)
Основные задачи обучения:
1. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.
2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка - лепестки, к веточкам - листья и т. д.); размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см); проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом); штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).
3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка («дождик», «дорожка» и т. д.) сначала в два отверстия, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу); индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.
Учебно–тематический план
Месяц. Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь. Детский сад | Формировать умение попеременно касаться всеми пальцами большого, согласовывая действия со словами. Учить застегивать кнопки, пуговицы, крючки различной величины. Развивать умение определять на ощупь предметы по плоскостным трафаретам. Продолжать учить проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, между двумя линиями по дорожке. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь. Осень. Осенние признаки | Учить выполнять игры с пальцами по подражанию и речевой инструкции, проводить короткие линии под наклоном по образцу, следить за движением руки сверху вниз, закрашивать предмет в пределах контура. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Формировать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Обогащать словарный запас. | 1 |
Грибы. Ягоды. Лес. | Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с мизинца, в игре с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции, штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Закреплять навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Ноябрь. Одежда. Обувь. | Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Формировать слаженные действия обеих рук. Закреплять навык застегивания пуговиц различной величины. Учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы по заданному образцу; раскрашивать предмет в пределах контура. Расширять словарь по теме. | 1 |
Посуда | Продолжать развивать согласованные действия обеих рук. Совершенствовать умение брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Продолжать учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. | 1 |
Декабрь. Зима. | Учить показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет; различать форму предмета, изображать круги по образцу различной величины. | 1 |
Зимние забавы | раскрашивать предметы цветными карандашами, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме. | |
Дикие животные зимой | Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Формировать умение выкладывать мелкие предметы на подготовленную поверхность с размазанным пластилином. Совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые горизонтальные линии по середине дорожки слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Расширять словарь по теме. | 1 |
Январь. Мебель. Части мебели. | Продолжать учить выкладывать из палочек предметы мебели по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Совершенствовать навык изображения прямых горизонтальных и вертикальных линий на ограниченном пространстве, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь детей | 1 |
Февраль. Транспорт. Профессии на транспорте | Продолжать развивать сосредоточенность, двигательную активность пальцев рук. Учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом, обводить по контуру простые предметы и раскрашивать их в пределах контура. Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме | 1 |
Наша Армия. | Учить поочередно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших, обводить по пунктиру предметы, последовательно соединяя точки, не отрывая карандаша от бумаги, закрашивать их, не выходя за контур. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, перебирая мелкие предметы. | 1 |
Март. Женский день. Праздник весны | Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Учить составлять из частей целый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Весна в природе | Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шнуровки слева направо без перекрещивания шнурка. Закрепить умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель. | Совершенствовать умение выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции. Учить выкладывать из палочек предметные изображения, захватывать их указательным типом хватания, | 1 |
Труд людей весной. | проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб. Обогащать словарь по теме. | |
Возвращение птиц | Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением, поочередно соединяя все пальцы с большим на каждый слог. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Обогащать словарь по теме | 1 |
Май. Насекомые. | Продолжать формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Учить выкладывать из мелких предметов изображения на плоскости. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, не выходя за контур. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 15 |
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь 2020 - май 2021)
(6-7 лет)
Основные задачи обучения:
1. Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
2. Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева-направо, вверх-вниз).
3. Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; выполнять графические задания в коллективе сверстников, на листе бумаги по образцу; уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.
4. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.
Учебно –тематический план
Месяц. Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь. Детский сад. Игрушки | Упражнять в удерживании определенной позы пальцев рук, переключении поз. Продолжать развивать умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки. Формировать умение поочередно загибать и разгибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом. Развивать тактильные ощущения, определяя на ощупь предмет и материал, из которого он сделан. Совершенствовать зрительное внимание. Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания. Учить обводить по трафарету несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь. Овощи. Огород Сад. Фрукты | Развивать двигательную активность и гибкость сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, согласованных действий обеими руками. Продолжать учить выкладывать из палочек различные предметы (по образцу, по словесной инструкции, по замыслу), выполнять штриховку прямыми линиями в разном направлении отдельных предметов. | 1 |
Развивать тактильные ощущения через ощупывание и распознавание предметов. Учить соединять подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку, проводить линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки, ловкость во владении карандашом. Развивать зрительное восприятие, пространственное воображение, устойчивое внимание. Закреплять навык работы с трафаретом. Активизировать словарь по теме. | 1 | |
Ноябрь. Деревья осенью | Продолжать координировать движения рук, поочередно загибая пальцы на обеих руках. Развивать концентрацию и переключение произвольного зрительного внимания. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Учигь выкладывать изображения отдельных предметов из веревочек по образцу. Совершенствовать навык изображения прямых, волнистых, спиральных вертикальных линий по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять словарь по теме. | 1 |
Домашние животные и их детеныши | Развивать подвижность и гибкость мышц пальцев и кистей рук. Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением. Закреплять умение выполнять штриховку без лишнего нажима на карандаш и только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями; не выходить за контуры рисунка. | 1 |
Декабрь. Зима. Признаки зимы | Продолжать учить выкладывать из геометрических фигур и палочек различные предметы по образцу, словесной инструкции, по замыслу, проводить волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Развивать гибкость пальцев и кистей рук, умение распределять пальцы обеих рук на предмете, одновременно и согласованно действовать ими. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Новогодний праздник | Продолжать развивать двигательную активность пальцев и кистей рук, умение действовать обеими руками согласованно. Закреплять умение загибать по одному пальцу на правой, а затем на левой руке. Учить обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять словарь по теме | 1 |
Январь. Дикие животные наших лесов | Учить выкладывать из геометрических фигур пространственно-организованные предметы по образцу, словесной инструкции, но замыслу, проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради. Формировать умение распределять пальцы на предмете и нагрузку на мышцы пальцев, координировать движения рук. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. | 1 |
Февраль. Животные жарких стран | Развивать подвижность кистей рук, скорость и синхронность их движений. Учить поочередно загибать пальцы, начиная с большого, под речевое сопровождение, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения чередующихся вертикальных и горизонтальных линий в тетради. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Животный мир морей и океанов | Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением. Продолжать учить выкладывать мелкие предметы на пластилин и обводить нарисованные предметы по контуру, штриховать прямыми линиями в разном направлении. Формировать зрительно-пространственное восприятие. Воспитывать внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца. | 1 |
Март. Ранняя весна. Весенние месяцы | Продолжать учить загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого пальца, изображать спиральную линию по пунктиру от стрелки, показывающей направление обводки. Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением по подражанию, по словесной инструкции. Совершенствовать навык захвата сыпучих материалов указательным типом хватания. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Профессии | Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого пальца. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Учить работать с бумагой в технике оригами. Совершенствовать навык захвата сыпучих материалов указательным типом хватания. Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного изображения. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель. Человек. Части тела | Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков. Формировать умение выполнять определенные движения кистями рук, переключаясь с одного действия на другое с речевым сопровождением. Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного предметного изображения. Развивать речь по теме. | 1 |
Знакомство с творчеством С. В. Михалкова | Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятельно, ориентироваться в тетради в клетку, обводить и считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру пальцев рук. Обогащать словарь по теме. | 1 |
Май. Скоро в школу! Школьные принадлежности. | Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятельно, обводить предметы по пунктирным линиям плавными непрерывными движениями, выполнять штриховку в разном направлении. Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Закрепить навык выполнения движения кистями и пальцами рук, используя ребристый карандаш. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 15 |
Ожидаемые результаты:
дети:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагог:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
Заключение.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада можно добиться поставленной цели.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
Чудеса на кончиках пальцев
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Сказки на кончиках пальцев
Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...