«Как правильно создавать ситуации успеха в образовательной деятельности»
консультация

Мартыненко Олеся Петровна

Консультация для воспитателей содержит материал по созданию ситуаций успеха для детей дошкольного возраста. Подробло описаны формы и приёмы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация23.9 КБ
Файл Буклет162.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида «Незабудка»

«Как правильно создавать

ситуации успеха

в образовательной деятельности»

Подготовила:

учитель-логопед Мартыненко О.П.

Задачи:

  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
  • Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.
  • Проанализировать технологию создания ситуации успеха.

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Мне очень приятно видеть вас сегодня, я надеюсь на ваше сотрудничество и активное взаимодействие.

Обратим своё внимание на детей с ОВЗ, а именно на проблемы, которые возникают у них при выполнении различных заданий.

  1. Темп выполнения заданий очень низкий.
  2. Нуждаются в постоянной помощи взрослого.
  3. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.
  4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
  5. Низкий уровень развития речи, мышления.
  6. Трудности в понимании инструкций.
  7. Инфантилизм.
  8. Низкая самооценка.
  9. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.
  10. Высокий уровень психомышечного напряжения.
  11. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики Нарушение координации движений.
  12.  Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.

Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

Уважаемые педагоги, я думаю, что, многие из вас сейчас подумали не только том, что все эти проблемы существуют у детей с ОВЗ, но и том, что, к сожалению, всё чаще они встречаются и у остальных детей.

Как вы думаете, почему?

Ответы педагогов.

Есть такое понятие «удобные дети». Родитель включает ребёнку телефон, планшет, компьютер и становится таким «удобным ребёнком»: не нужно разговаривать, учить, воспитывать. А ребёнок, сидя в гаджетах, не развивается. В связи с тем, что дети проводят в детском саду значительную часть дня и мы, педагоги, реализуя образовательную деятельность, требуем с ребёнка результат, возникает диссонанс и появляются вышеперечисленные проблемы.

Ребёнок-дошкольник – это носитель индивидуального диапазона задатков и возможностей, связанного с обогащением опыта. При одних условиях происходит интенсивное наращивание и прогрессирующее усложнение умственного опыта, при других – процесс его накопления и интеграция оказывается замедленным и редуцированным. В конечном счете, процессы индивидуального опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами соответствующую задачу, а именно как создать благоприятные условия для позитивной социализации и развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка.

Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.

Коллеги, вспомните, пожалуйста, какие чувства мы переживаем, когда находимся в состоянии успеха? (радость, счастье, удовлетворение, эйфорию и т.д.)

Слайд 2. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. 

Как мы можем управлять успехом? Какие рычаги этого управления нам доступны?

Слайд 3. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Можно выделить три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это – беда. Это очень серьезно, последствия не совершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, то, что он сделал, отличное настроение, возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, вера в завтрашний день. И умный взрослый поддержит успех: «Да, это так!»

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой есть опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Мир дуален по своей природе: холод – жара, черное – белое. И если в нашей жизни присутствует успех, следовательно, нам предстоит столкнуться с таким явлением как (ожидание «подсказки» от участников) неуспех.

Ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Здесь очень уместна и полезна возможность прочувствовать радость от ошибки: возможные словесные маркеры «Ура, ошибка! Есть к чему стремиться! Есть повод поучиться!»

Неуспех всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Иногда успех может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать. Главный вопрос в принятии случившегося неуспеха. Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю. 

Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, «про себя», не считаясь с мнением окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделенная» правильно было бы заменить на «умноженная». Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.

Как вы думаете, что значит «поделиться радостью?

Ответы педагогов.

Слайд 4. Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других.

А теперь перейдём собственно к созданию ситуации успеха. К технологии этого процесса.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 5. Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Более подробную информацию о приемах работы Вы прочтёте в буклетах.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций: 

Этапы построения ситуации успеха:

1.Снятие страха. Атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия: (приведите примеры, пожалуйста, атрибутов доброжелательности)

Варианты ответов: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты и т.п.

2.Авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Авансировать успех – значит объявить о положительном результате до того, как они получены, указать на достоинства ребенка. Эта операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

Варианты: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т.д. 

3.Высокая мотивация.

Вопросы: Во имя чего? Ради кого? Ради чего? Зачем? Кому будет хорошо от этого?

  1. Скрытая инструкция предстоящей деятельности.

Вопросы: Какова может быть реальная помощь в продвижении к успеху, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения (намёки, пожелания).

  1. Персональная исключительность.

Отметить важность усилий ребенка в предстоящей и совершаемой деятельности.

  1. Краткое экспрессивное воздействие для мобилизации активности: педагогическое внушение, собранное в яркий фокус.  

Примеры подобных высказываний: «Приступаем! За дело! И т.п.»

  1. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Варианты: краткие реплики, телесный контакт (но не поглаживания по голове!) мимические жесты.

  1. Оценивание действий с акцентом на детали

Важно: оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

И в заключение предлагаю Вам придумать «Формулу успешного воспитанника»

Уважаемые коллеги, сейчас каждый из вас получит листок с заданием. Вам необходимо раскрыть понятие УСПЕХ применительно к воспитанникам. То есть, какими качествами или характеристиками обладает успешный воспитанник

У_________________________________________________

С_________________________________________________

П_________________________________________________

Е_________________________________________________

Х_________________________________________________

РЕЦЕПТ

А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления успешной образовательной деятельности. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные качества личности, эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.

Педагоги предлагают свои варианты.

Слайд 6. Добавьте в каждое занятие по одной порции:

• мудрости;

• терпения;

• храбрости;

• работоспособности;

• оптимизма;

• преданности своему делу;

• вольнодумия и свободомыслия;

• доброты;

• отдыха и заботы о здоровье;

• доброго юмора;

• такта;

• веры в каждого ребёнка.

А я вам предлагаю свой рецепт приготовления: Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!



Предварительный просмотр:

Правила

создания ситуации успеха

 в образовательной деятельности.

1.        Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.

2.        Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Нужно уметь: видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.

3.        Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.

4.        Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности воспитанников на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.

5.        Способность педагога удивлять детей.

6.        Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

7.        Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.

8.        Начало занятия – это момент, от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом.

9.        Не забывайте о рефлексии деятельности.

10.         Если после занятия у воспитанника не осталось вопросов, которые он бы хотел бы обсудить, скорее всего занятие оставило детей равнодушными.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида "Незабудка"

«Как правильно создавать ситуации успеха в образовательной деятельности»

Создание ситуации успеха каждого учащегося. Создание ситуации успеха в  учебной деятельности младших школьников. создание ситуации успеха для  каждого ученика

Подготовила:

учитель-логопед Мартыненко О.П.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций: снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение, высокая оценка детали.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности превзошли ожидания.

Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной» радости:

  • Прием «Лестница».

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

  • Прием «Даю шанс».

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации можно и не готовить специально, но воспитательный дар проявится в том, что педагог этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Следующий тип ситуации успеха — это общая радость.

Общая радость состоит в том, чтобы ребёнок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной преподавателем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

  • Прием «Следуй за нами».

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

  • Прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».

Главная роль отведена воспитателю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

  • Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп детей. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

Последним типом ситуации успеха является радость познания.бразование может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

  • Прием «Эврика»

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга воспитателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

  • Прием «Линия горизонта».

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, ребёнок может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка, кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, сколько мы в состоянии, поддержать их и способствовать радостному началу жизни – смысл выбранной нами профессии.

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

«Плывут по морю корабли» (специально организованная образовательная деятельность по конструированию с детьми подготовительной к школе группы с использованием ситуации успеха)

«Только, успех поддерживает интерес ребенка к обучению и познанию»К.Д. Ушинский«Если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шан...

Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"

Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников

Статья об  организации образовательной деятельности дошкольников...

Конспект совместной образовательной деятельности раздел «Музыкально-театрализованная деятельность» с детьми с ОНР (6-7 лет).«Театральная лесенка успеха».

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Данное занятие музыкально-театральной деятельностью с детьми ОНР в подготовительной группе направлено на р...

Консультация для воспитателей "Как правильно организовать непосредственно образовательную деятельность (НОД) с детьми младшей и средней группы"

Введение «ФГОС ДО» внесло изменения в организацию непосредственно образовательной деятельности. Данная статья помогает понять разницу между «занятием» и «НОД&ra...