«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с различными материалами (аппликация)».
методическая разработка (старшая группа)
Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 263.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Липецкой области
Обобщение опыта работы на тему
«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с различными материалами (аппликация)»
Воспитатель
первойквалификационной категории
Плохих Татьяна Александровна
2015г
Содержание
1.Справочно – информационные сведения об опыте………………………………………………………………………….3
- Актуальность………………………………………………………………….......................................................................4-8
- Новизна………………………………………………………………………………………………………………………...9
- Цель…………………………………………………………………………………………………………………………….9
- Задачи…………………………………………………………………………..........................................................................9
- Принципы…………………………………………………………………………………………………………………..9-11
- Технология………………………………………………………………………………………………………………..11-20
- Условия……………………………………………………………………………………………………………………20-22
- Результат работы………………………………………………………………......................................................................22
- Перспектива………………………………………………………………………………………………………………….23
- План реализации опыта………………………………………………………………………………………………….23-29
Справочно – информационные сведения об опыте.
Тема опыта: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с различными материалами (аппликация)».
Автор опыта: Плохих Татьяна Александровна.
Должность: воспитатель первой квалифицированной категории
Место функционирования опыта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Липецкой области.
Новизна опыта:художественно-творческое
Материалы: природные, бумага, картон, ткань и т.д.
2.Актуальность.
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество – это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале, внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой… У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Что дает творчество человеку – ребенку?
Творчество даёт переживание своей целостности. Они отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества, человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, - пишет психолог В.В. Давыдов, - является уделом всех,… оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
Что необходимо сделать, чтобы детское творчество развивалось?
Как вы понимаете высказывание «так как руки, глаз, чувств и мысли у каждого свои, ни похожи ни на кого другого, то и техника творчества не может не быть индивидуальной, если не вмешать в нее постороннего, обезличивающего».
В каком виде деятельности можно сочетать два этих направления в развитии ребенка. Это одно из направления продуктивной деятельности.
Что же такое продуктивная деятельность?
Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание деятельности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомится с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположения частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Формирование творческой личности – одна из самых важных задач педагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.
В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему.
В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.
Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.
Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности. Поэтому тема моего опыта является актуальной.
В данной работе меня интересует процесс аппликационной работы с детьми, с разным материалом и какое влияние он оказывает на развитие дошкольника. Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме. В XVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом. Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей (ризы, балдахины), а также использовали для оформления интерьера. Также аппликацией украшали покрывала, подушки, занавески и т. д.
С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов. Их нашивали на юбки, поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы, используя для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.
Аппликация и сейчас является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Она является отличительной особенностью детской одежды. Очень привлекательно смотрится аппликация на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях, подушках, ковриках и т. д. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.
Аппликация – способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала.
Сегодня учебно-воспитательный процесс в детском саду должен включать в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве. Самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с разным материалом является источником всестороннего развития личности ребенка.
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определенного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Виды аппликации
Предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской, так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Птицы вьют гнезда на дереве»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи: -вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом; -выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой. Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов; -передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску; -расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов; создать двух-плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления; -подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям. В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
3. Новизна.
Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественно – эстетическое, социально –коммуникативное.
- Цель
Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.
- Задачи.
1. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами способности, аналитическое мышление.
2.Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творческие.
- Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.
- Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и ребенка.
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
6.Принципы.
Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:
- Принцип воспитывающего обучениябазируетсяна закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитаниев процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.
- Принцип развивающего обучения.
В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.
- Принцип наглядности.
Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
- Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при отборематериала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам.
- Уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во вне учебного времени, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями.Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
- Принцип систематичности и последовательности - состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении. Собственные принципы:
- подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»)
- позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)
- взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка
7.Технология
Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного материала (ручному труду).
Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным и бросовым материалом, с текстильным материалом.
Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно - в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных е проявлениях.
В основу творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка.
Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если полученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении. Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.
Средства реализации:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество, образовательная ситуация.
- Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.
- Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.
- Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребёнок-воспитатель для развития творческих способностей
Формы работы:
- Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- Игры.
- Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества.Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры образовательной ситуации:
Индуктор (введение в ситуацию). | В виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. |
Основное содержание образовательной ситуации - изучение нового материала. | Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и использования нетрадиционного материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия. |
Динамическая пауза | Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Используется по мере необходимости. |
Рефлексия | Дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. |
Развивающая игра | Развивающая игра, т.е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. |
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер-сюрприза»
- Сухие листья
- Семена растений
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон - Вата, синтепон
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька, ракушки
- Фольга
- Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
- Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
- Бисер, бусины, пайетки, пуговицы
- Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для мытья посуды
- Ватные палочки
- Картон цветной
- Гофрированная бумага, картон
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Иголка
- Карандаш
- Линейка
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента, бумага
- Кисточки для клея
Виды деятельности:
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.
- Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
- Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
- Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.
Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: дляигр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; ихможно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать
аллергию);
тщательно промытым и высушенным;
доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с текстильными материалами.
Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: приклеитьткань, кожу.Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
Реализация программы начинается со второй младшей группы. В этой группе работу строится в основном на знакомстве детей с простыми материалами, такими как бумага, ткань, крупа, пластилин, соленое тесто. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Чудесные поделки получаются у ребят с использованием круп. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу, развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребёнка.
Так к новому году ребята уже смогли организовать творческую выставку из своих работ, где были представлены поделки из скомканной бумаги, объемные цветы из бумаги. В этом году с новыми детьми второй младшей группы так же уже организована выставка «Осенняя пора – очей очарование», где представлены работы детей в технике объемной аппликации и технике обрывания бумаги.
Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребёнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.
В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объёмных (будто настоящих) фигурок из бумаги и картона, простых композиций из крупы, обрезанных ниток, показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению.
Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно-творческой деятельности проигрыванием.
В средней группе стали делать аппликации из природного материала. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.
В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют их различными деталями.
Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность.
Творческие задания с радостью выполнялись детьми, а эффективная мотивация выступала как стимул к творчеству.
Ребята изготовили книжку-малышку для малышей, изготовили новогодние украшения на елку, изобразили сказочного медведя, изготовили персонажей к сказке «Репка», «Колобок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Курочка ряба», «Петушок золотой гребешок»,порадовали маму картиной из семечек тыкв.
К концу старшей группы детиуже хорошо знают, что они хотят сделать; следуют к своей цели, преодолевая препятствия; становятся способным изображать все, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.
В подготовительной группе я перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов ипараллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: корзина цветов из семечек,изготовление из пластиковых крышекплетение волшебных ковриков; использование гофрированной бумаги и картона; аппликацией из солонки (трубочки); работа с сухими листьями. В детском саду мы с ребятами организовывали выставки работ кружка «Умелые ручки».
При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах.
Мои воспитанники ежегодно участвуют в выставках «Золотая осень»,
«Новогодняя фантазия», «Пасха», вместе с родителями участвуют в различных творческих конкурсах детского сада, на муниципальном и региональном уровнях.
Прежде чем начать работать с материалом проводим наблюдения, опыты, в процессе которых дети, устанавливают свойства и качества материалов, каким клеем можно пользоваться при изготовлении поделок, какие работы можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять.
Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциации и развитие ассоциативного мышления – прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование само по себе увлекательно и полезно. Учу детей развивать задуманную тему и воплощать её в конкретные работы. Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараюсь сначала заинтересовать детей, для этого показываю методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного материала, дети изготовляют работы самостоятельно. Знакомлю с правилами работы кисточкой, клеем, ножницами.
Использую игровые приёмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение. Большую радость доставляет детям оживление их работы: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступила весна, зайка прижал ушки, спрятал лапки – ему холодно. В такой обстановке ребята раскрепощаются, сочиняют сказки и с удовольствием выполняют работу.
Работа над аппликацией выполняется в определённой последовательности, о которой напоминаю детям и стараемся обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала: природного, текстильного, бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.
Формируя навыки работы с нестандартными материалами, дети учатся ставить цель, определять мотив, подбирать материалы для изготовления поделки, организуют своё рабочее место, определяют последовательность работы, поддерживают порядок на рабочем месте.
При организации работы стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических и игровых задач. Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности дети выполняют в совместной деятельности с воспитателем после дневного сна, в тёплое время года на прогулке, на участке. Для дошкольников является значимой потребность общения со взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общаясь с детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворённостью похвалой, использую поддержку и доброжелательность.
Стимулом к самостоятельной деятельности является предметная среда. Помогают дошкольникам осуществлять замысел образцы работ. Важно, чтобы ребёнок подобрал материал и приготовил всё необходимое, побуждаю детей к поиску материала для воплощения замысла, советую, как экономнее его расходовать.
Развитие творчества детей связано со способностью создавать зрительный образ – замысел представления своей будущей работы и умением реализовывать его в разнообразном материале. Успех реализации замысла зависит от того, насколько хорошо ребёнок знает и учитывает в деятельности качества и свойства материала, а также владеет техникой работы с этими материалами. Создание выразительного образа детьми невозможно без взаимосвязи познавательного, изобразительного и технического процесса. В связи с этим использую методику обобщённых способов создания поделок из разных материалов. Показывая детям основной способ создания работы, позволяющий на его основе создавать разнообразные вариативные работы.
Я пытаюсь увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим, предоставляя возможность развития творческой индивидуальности, учитывая, что всё, что делают дети своими руками должно быть красиво.
8.Условия.
Система работы над решением поставленных мною задач потребовала создания определенных условий:
1. Создание предметно- пространственной развивающей среды:
- В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а также природными материалами для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.
- Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах.
- Подбор методической литературы
Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие: Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М.Д., Скворцова О.В. «Учим детей трудиться»;«Фигурки и игрушки из бумаги и яиц»; подарок своими руками Зайцев В.Б. «Поделки из природных материалов» РИПОЛ Москва 2012г.; Немешаева Е. «Фантазия из природных материалов» ЛИРИС ПРЕСС Москва 2011г; мир удивительных поделок «Поделки из природных материалов».
2. Профессиональная компетентность.
Педагог, развивающий в детях творческие способности должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми.
3. Творческая заинтересованность.
Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.
4.Условия творческой деятельности.
– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребёнка.
У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.
- выполнение трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий.
- условиясвободного выбора. Так при изготовлении аппликации из сухих листьев дети сами выбирали тему.
- включение детей в процесс творческой деятельности. Детям нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребёнка, проявление им инициативы
- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, развитие чувства защищённости. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребёнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всё только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребёнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребёнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребёнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.
5. Сотрудничество с родителями.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы: выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.
- Результат работы
В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность.
Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественном ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках. Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного ручного труда.
10. Перспектива
Перспективу работы вижу в распространении опыта среди коллег через открытые просмотры НОД, консультации и семинары.
В работе с детьми планирую опробовать новые техники ручного труда, такие как декупаж, торцевание, киригами, квиллинг, аппликации из бумаги, сложенной гармошкой.
План реализации опыта
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации |
I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) | 1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет. 4.Разработка перспективного плана работы. 5.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | |
II этап – рабочий (внедренческий): | ||
1 блок – работа с детьми | ||
Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала. Знакомство с нетрадиционными техниками аппликации. Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление поздравительных открыток на новогодний утренник, 8 Марта, 9 Мая, День Защитника Отечества. Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение». Познакомить с техникой «оригами». Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа) Знакомство детей с «борельефом» | Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном. Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение в нетрадиционной аппликационной технике. Развивать воображение, чувство композиции. Развивать пространственное мышление. Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, комочки при помощи пальцев рук. Учить детей делать поделки из бросового материала. | Детское творчество: Из пластмассовых крышек:
Из фольги:
Из бумаги и картона:
Из крепированой бумаги:
Из семян:
Из ткани:
Из кожи:
Из конфетных фантиков:
Из гофрированной бумаги:
Из природного материала:
Из яичной скорлупы:
Из броского материала:
Дидактические игры:
Из пластилина:
|
3 блок – работа с педагогами | Художественно-эстетическое развитие. Конспекты занятий по художественно – творческой деятельности.
| |
Выступление на педагогическом совете. | Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | Консультации
Доклад
|
4 блок– конспекты мероприятий по образовательной деятельности |
| |
5 блок – работа с родителями | Консультации
Анкеты
Родительское собрание
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...
" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"
Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с природным материалом»
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней....
« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работыс природным и бросовым материалами»
Изготавливая поделки, ребёнок нашёл неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, уп...